«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10–11 (109), ноябрь 2015
Главная тема

Главная тема 

Оймяконье — суровая романтика полюса холода

Якутия — удивительная по красоте республика. Она богата не только своими полезными ископаемыми, но и исключительным природным разнообразием. Взять хотя бы в качестве примера Оймяконский улус, который в течение многих лет заслуженно привлекает к себе внимание туристов со всех уголков планеты. Что, собственно, не удивительно, ведь речь идёт об официально признанном Северном полюсе холода. Причём, несмотря на столь суровое определение, в районе идёт серьёзное развитие не только туризма, но и других экономических сфер. Подробности — в интервью с главой Оймяконского района РС (Я) Михаилом ЗАХАРОВЫМ.

Раскрученный бренд

— Михаил Михайлович, Оймяконский район по праву называют уникальным. В том числе и потому, что это именно у вас живёт якутский Дед Мороз — Чысхаан. По сути, он давно уже стал хоть и неофициальным, но признанным символом российского севера. Вы будете продолжать, что называется, раскручивать этот бренд?

«По моему мнению, уже давно необходимо принять федеральный закон о вольном приносе золота. Не случайно и депутаты Государственной думы, и сенаторы Совета Федерации, другие представители разных ветвей власти обсуждают эту инициативу в течение многих лет. И я обеими руками за эту идею. Мы живём на богатой золотоносной земле. И многие наши земляки имеют старательский опыт. Более того, такой опыт позволяет им добывать металл в тех местах, куда крупным артелям идти невыгодно. Так почему мы лишаем наших людей и нашу промышленность такой возможности? При принятии соответствующего закона население всё равно будет сдавать золото государству. И даже необходимые налоговые сборы люди заплатят. По нашим подсчётам, при таком подходе объём золотодобычи только в нашем районе вырастет минимум в два раза. Это станет промышленным и социальным прорывом». Михаил ЗАХАРОВ, глава Оймяконского района Республики Саха (Якутия).

— На самом деле этот бренд уже и так достаточно раскручен. Не случайно на всех ежегодных встречах с зимними фольклорными персонажами, к примеру Дедом Морозом, Санта-Клаусом и другими, наш Чысхаан всегда занимает особое местно. Ещё бы, ведь он приехал не откуда-нибудь, а с самого Северного полюса холода, где температуры в отдельные годы опускались до отметки в минус 74 градуса по шкале Цельсия. А уж про обилие снега в наших местах и говорить не приходится. И не случайно холод в Великий Устюг теперь уже ежегодно отвозит и передаёт Деду Морозу именно наш Чысхаан. Это действительно стало традицией. Как, собственно, и встречи в Кремле, на которых также присутствует хозяин русского севера. И не просто присутствует, но и поздравляет соотечественников с Новым годом.

Я вам больше скажу, Чысхаан стал не просто символом северной территории, он в определённой степени становится ещё и символом всей страны. По крайней мере, он уже не раз ездил за границу, где как раз и представлял Россию во всём её природном и фольклорном многообразии. Так что бренд, повторюсь ещё раз, раскручен. Но это не значит, что мы собираемся останавливаться на достигнутом. У нас, в принципе, существуют амбициозные планы по повышению туристической привлекательности района. Разработана не декларативная, а вполне реальная программа, благодаря которой мы намерены в разы увеличить рекреационный потенциал территории. И Чысхаану в этой связи отведено явно не последнее место.

— Когда в районе только-только родилась идея, воплотившая в себе образ Чысхаана, были те, кто сомневался в возможности международной популяризации этого образа?

— Конечно! Многие открыто говорили, мол, что за чушь? Какой Чысхаан? Кому это нужно? Были и те, кто сомневался, якобы профессионально, мол, да вы знаете, сколько средств нужно вложить в международную раскрутку нового образа? Но действительность превзошла все ожидания. Мы сумели реализовать этот проект на самом высоком уровне. И теперь наш Чысхаан — признанный участник мирового фольклорного сообщества.

Уникально и экстремально

— Оймяконский улус — это ещё и горная местность. У вас, очевидно, развит и альпинизм?

— К нам приезжают люди из многих стран, не говоря уж о россиянах, чтобы воспользоваться всеми преимуществами наших замечательных гор. Для них тут настоящее раздолье. Да и местные жители с удовольствием осваивают вершины, поскольку мы тратим множество средств и усилий на продвижение спорта во всём его многообразии. Но и здесь мы опять-таки стремимся к эксклюзивности, чтобы походы в горы не напоминали обычный альпинизм или стандартное спортивное ориентирование. Мы ищем и находим такие форматы, которые смогут нас выделять на фоне всех остальных территорий. И находим их. Причём успешно.

— Что вы имеете в виду?

— В прошлом году у нас в районе состоялся первый не только в Якутии, но и вообще на Дальнем Востоке горный марафон «Ольчан». Это действительно суровый, но и чрезвычайно захватывающий спортивный формат, когда десятки спортсменов одновременно отправляются в длинный забег по пересечённой горной местности. Преодолевая не только вершины, но и ручьи, леса и болота. Идея имела однозначный успех. К нам приехали спортсмены из разных уголков России. И борьба между ними была нешуточной. Одни наши природные условия чего стоили, ребята порой проваливались в трясину по шею. Но и драйв у них был настоящим. Адреналина хватило на всех.

В итоге, увидев, что проект удался, мы решили проводить марафоны ежегодно. Благо тут изначально всё было сделано на самом серьёзном уровне, ведь среди организаторов и спонсоров «Ольчана» значатся такие структуры, как «Опора России», старательские компании «Янтарь», «Поиск Золото»… Ну и наша администрация, конечно же, внесла большой вклад в подготовку и проведение турнира. В итоге мы пошли на то, чтобы в этом году усложнить условия. Если первый «Ольчан» проходил на 35-километровой трассе, то на сей раз трасса эта была увеличена до 42 километров. Соответственно, естественным образом появились и новые препятствия в виде дополнительных возвышенностей, болот, лесов, ручьев и оврагов, которые участникам предстояло преодолеть.

— Кто победил на этот раз?

— Всё тот же Андрей САФРОНОВ. А второе место завоевал Дмитрий МИТЯЕВ. Были у нас и те, кто заслужил, скажем так, моральную победу. Я имею в виду Василия СПИРИДОНОВА и Василия ЛУКИНА, которые прошли всю трассу, но призовых мест не взяли. Этим ребятам также есть чем гордиться. Ведь они преодолели весь трудный путь и в любом случае подошли к финишной прямой. Несмотря на весь экстрим. Поэтому, когда призёры поделились с ними частью своих денежных выигрышей, это вызвало заслуженный восторг зрителей.

Стимул к победе

— Подождите, у вас что, деньги разыгрывались?

— Да, спонсоры выделили на призовой фонд весьма солидные суммы. А именно 500 тысяч рублей за первое место, 300 тысяч за второе и 100 тысяч за третье. Не случайно, по признанию нашего победителя, свой первый финансовый приз он использовал в качестве первоначального взноса за ипотечный кредит.

Знаете, если говорить о деньгах, то кто-то может нас упрекнуть, мол, нельзя победу разменивать на рубли. Да кто бы с этим спорил! Мы прекрасно понимаем, что экстремальными видами спорта люди занимаются не ради прибыли, у них другие ценности. Но и финансовую сторону дела также нельзя сбрасывать со счетов.

Пусть у спортсменов появляется дополнительный стимул. Особенно у молодых ребят, у которых впереди вся жизнь. Пусть они видят, что спорт выгоден во всех отношениях. Что не пиво нужно пить, а спортом заниматься. И тогда у нас будет больше шансов своими глазами увидеть по-настоящему здоровое поколение.

Я тут, понятное дело, рассуждаю, как чиновник, для которого главное не сиюминутный момент, а процесс формирования личности, то есть наше будущее.

— А девушки в «Ольчане» участие принимали?

— В этом году на старт вышла первая представительница слабого пола Лидия ТОМСКАЯ. Хотя если бы вы видели, как она бежала, то вряд ли отнесли бы её к слабому полу. Разве что условно. Надеюсь, что на «Ольчане-2016» девушек будет определённо больше. Как и участников в целом. Думаем мы и над расширением географии. Для этого у нас есть все возможности, ведь горный бег уже давно признан во всём мире, а в России он только набирает обороты. И от того, какая территория подхватит здесь пальму первенства, зависит многое. Надеюсь, со временем именно Оймяконский улус станет центром притяжения всероссийского горного марафона.

Амбициозные задачи

— Да, задача серьёзная. Справитесь?

— По крайней мере, будем к этому стремиться. Но если вспомнить историю с тем же Чисханом, то можно сказать — опыт продвижения не только федеральных, но и международных брендов у нас есть. Кроме того, мы рассматриваем и спорт, и туризм как серьёзную часть общей инвестиционной политики. В которую, в обязательном порядке, должен быть вовлечён местный бизнес, в первую очередь малый и средний.

Ведь что такое всероссийский туризм или масштабные соревнования? Это, помимо прочего, ещё и готовый рынок. Раз приезжают гости, значит, им нужно где-то жить, где-то питаться, где-то покупать сувениры и типично северную продукцию. И у местного бизнеса появляется стимул для системного развития. Начинает играть свою роль экономика. И мы в этом, разумеется, заинтересованы. Тем более, подчеркну это ещё раз, территория нашего района уникальна, это готовая площадка для экстремальных видов спорта и активного отдыха.

— Руководство республики вас в этих намерениях поддерживает?

— Я вам так скажу: и глава РС (Я) Егор Афанасьевич БОРИСОВ, и правительство республики всегда и всесторонне поддерживают те идеи, которые способствуют развитию районов. Мы это ощущаем постоянно. Ведь Чысхаан и «Ольчан» пусть и наиболее заметные, но явно не единственные наши проекты. И во всех случаях мы встречаем полное понимание региональных властей.

Ощутимая поддержка

— Если продолжить разговор об экономике, то какие основные игроки рынка присутствуют в вашем районе?

— Как вы, наверняка, знаете, на нашей территории сконцентрированы серьёзные запасы полезных ископаемых, в первую очередь золота и сурьмы. Ну и, конечно же, не удивительно, что основными участниками рынка здесь являются недропользователи. Это, в первую очередь, такие компании, как «Янтарь», «Поиск Золото», ГРК «Западная», «Сарылах-Сурьма» и ряд других.

— Ощущаете ли вы социальную активность недропользователей?

— Разумеется, ощущаем. Руководство компании «Янтарь», например, участвует во всех наших значимых проектах. Оказывается большая помощь школам, детсадам, ветеранским организациям, спортивным командам, творческим коллективам. Это же предприятие внесло свой вклад в строительство у нас православного храма, площади Победы и других объектов. Хорошо зарекомендовали себя и представители компании «Поиск Золото». Они, в частности, выделили серьёзные средства для решения жилищной проблемы в нашем районе. Помогает и ГРК «Западная», и другие участники рынка. Хотя и проблемы во взаимоотношениях с некоторыми недропользователями тоже есть.

— Какие, например?

— Некоторые руководители говорят примерно следующее: мы и так платим большие налоги, это и есть наша социальная активность. В принципе, они в чём-то правы. Бизнес, особенно горнодобывающий, действительно обременён серьёзными налоговыми сборами. Но при этом нельзя забывать, если ты думаешь о будущем своей страны, то должен вкладываться и в ту территорию, на которой работаешь.

Дорожные проблемы

— Одна из основных проблем северных территорий — бездорожье. Где даже зимники порой — уже большое благо. Как с этим обстоит дело у вас?

— Дорожных проблем у нас также хватает. Но они постепенно решаются. К примеру, именно в настоящее время у нас ведётся строительство дороги к селу Терють. Самое показательное заключается в том, что этот населённый пункт никогда не был связан с внешним миром постоянно действующей автомобильной трассой. В холодное время года все передвижения туда и оттуда осуществлялись как раз по зимнику, летом — по речке на лодках. Но теперь ситуация меняется. И уже в недалёком будущем трасса в Терють обязательно придёт.

— Кто финансирует эти работы?

— Часть затрат взял на себя республиканский бюджет. Ещё часть — мы, то есть районная казна.

— У вас не было возможности попросить у регионалов о полном финансировании этого проекта? Всё-таки речь идёт о социально значимом деле. А районный бюджет наверняка и без этих затрат дефицитный.

— Знаете, я не сторонник перекладывания всей ответственности на плечи региональных властей. Так можно вообще самоустраниться и всё свалить на республику. Но это изначально порочный подход. Тем более что и у Якутии финансовых проблем хватает.

А самое главное заключается в том, что народ выбирал свою районную власть именно для решения своих проблем. Проблем бытовых, ежедневных, а соответственно, самых значимых. И наша задача — обеспечить людей всем необходимым в рамках именно наших, районных полномочий и возможностей. А республиканское руководство, как я уже и говорил, и так оказывает нам всемерную поддержку во многих производственных и социальных вопросах.

Дело молодых

— Какие местные производственные проекты являются для вас наиболее значимыми?

— В первую очередь это сельскохозяйственное направление. Начну с того, что у нас выращивают уникальных лошадей якутской породы. Они могут свободно переносить мороз в 60 градусов. Сами понимаете, не только из-за шерсти, но и благодаря толстому слою жира. Мясо, в этом случае, получается не просто вкусное, но и, без преувеличения, элитное. То самое мраморное мясо, которое можно попробовать только в дорогих ресторанах. Не случайно нашими лошадями уже заинтересовались потенциальные инвесторы из Японии.

Второе — молочная продукция. Наш район отделяет от Якутска без малого тысяча километров. До Магадана дорога ещё длиннее. Соответственно, проблема обеспечения населения необходимыми продуктами стоит очень остро. Поэтому единственный реальный и экономически взвешенный шаг в этой связи — поддержка собственного производителя. Чем мы активно и занимаемся. В частности, в сёлах Терють и Томтор строим мини-заводы по переработке молока и масла. Реализуем мы и другие проекты, связанные с производством не только молочной, но и мясной продукции. Также значимой для нас является и сфера овощеводства.

— Стремитесь ли вы к вовлечению молодёжи в аграрный сектор?

— Это для нашей администрации однозначно приоритетный проект. Не случайно у нас действуют собственные программы по поддержке молодых сельхозпроизводителей. Также у нас ежегодно проводится сельхозярмарка, где не только продаётся продукция, но и заключаются договоры сельчан с промышленниками, находятся новые рынки сбыта.

О вольном приносе

— Есть ли в районе проблема безработицы?

— Я так скажу, у нас работает несколько горнодобывающих предприятий, которые принимают рабочих не только из российских регионов, но даже из-за границы. Поэтому любой, кто хочет зарабатывать деньги, имеет такую возможность. Да и желающий работать в сельском хозяйстве получит от нас поддержку в любой момент.

Но есть способ, который может решить сразу три задачи. Речь идёт, во-первых, о повышении благосостояния населения, во-вторых, о наращивании объёмов золотодобычи, а в-третьих, о повышении отчислений в бюджеты всех уровней. И, как следствие, о социальных преимуществах во всех проявлениях.

— Что вы имеете в виду?

— По моему мнению, уже давно необходимо принять федеральный закон о вольном приносе золота. Не случайно и депутаты Государственной думы, и сенаторы Совета Федерации, и другие представители разных ветвей власти обсуждают эту инициативу в течение многих лет. И я обеими руками за эту идею.

Мы живём на богатой золотоносной земле. И многие наши земляки имеют старательский опыт. Более того, такой опыт позволяет им добывать металл в тех местах, куда крупным артелям идти невыгодно. Так почему мы лишаем наших людей и нашу промышленность такой возможности?

При принятии соответствующего закона население всё равно будет сдавать золото государству. И даже необходимые налоговые сборы люди заплатят. По нашим подсчётам, при таком подходе объём золотодобычи только в нашем районе вырастет минимум в два раза. И это станет промышленным и социальным прорывом.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров