Могут ли западные санкции в отношении России стать стимулом для развития отечественной промышленности? Если послушать выступления высокопоставленных чиновников, то вроде бы такое впечатление складывается. Мол, а как же иначе? Если страна лишается чего-то завозного, то это самое «что-то» просто обязано замениться собственным аналогом. И такая логика была бы безупречной, если бы не одно но. Подавляющее большинство государственных служащих откровенно не хотят работать в этом направлении и искать возможности для импортозамещения. Более того, они открыто игнорируют те возможности, которые уже есть у местных производственников. Именно об этом мы и поговорили с генеральным директором хабаровской компании ООО «СамСтрой» Владимиром ФРИДМАНОМ.
— Владимир Евсеевич, насколько известно, одно из ваших предприятий — ООО «Труба-Тайбан», занимается выпуском полиэтиленовых труб низкого давления. Причём эта продукция востребована и в строительстве, и в коммунальном секторе, и даже в нефтехимической промышленности. Между тем большую долю на рынке по-прежнему занимают трубы, завозимые в Хабаровский край из-за рубежа. Из Китая, в частности. Ну и где тут то самое импортозамещение, о котором трубят федеральные и региональные руководители?
— Я и сам хотел бы получить хоть от кого-то внятный ответ на этот вопрос. Вообще занятная история получается. Вот смотрите, сейчас все чиновники публично рассуждают об импортозамещении. По принципу — санкции нам не страшны, мы и сами в состоянии выпускать всё, что раньше покупали за границей.
Какие в этих планах могут быть минусы? Да никаких, за исключением одного — на развитие собственной промышленности требуется время. По мановению волшебной палочки отечественное производство не заработает, для этого необходимо внедрять серьёзные схемы. И этим, конечно, нужно заниматься. Обязательно нужно, пусть даже на весь процесс уйдут годы. Но есть и другая сторона медали. Конкретно в нашем случае государству не приходится думать об импортозамещении, всё уже давно разработано и внедрено. Я имею в виду то, что выпускаемые нами в Хабаровске полиэтиленовые трубы низкого давления стоят значительно дешевле зарубежных аналогов, при этом по долговечности и качественным характеристикам наша продукция эти самые аналоги значительно превосходит.
— То есть вы предлагаете за относительно небольшие деньги поставлять на местный рынок промышленную продукцию нового поколения?
— Так оно и есть. За меньшие деньги мы предлагаем трубу, которая будет служить безупречно в течение целого века, то есть ста лет. Понимаете? Чиновникам не придётся расшибаться в лепёшку и создавать основы для развития промышленности. Всё уже создано, всё уже работает. Вот оно, реальное импортозамещение. Не декларативное, а именно реальное, я это ещё раз подчёркиваю. Что тут может быть неясного? Я чистой воды бизнесмен, и когда прорисовываю какие-то схемы, то руководствуюсь простой, понятной логикой.
К примеру, кто-то бы сказал: Владимир Евсеевич, твои трубы, конечно, хорошие, но в Китае они стоят дешевле! Вопросов нет, такой разговор мне понятен. Но ведь мы-то как раз держим более привлекательные цены. Особенно с учётом экономии средств на перевозку.
Или второе возражение: ладно, Владимир Евсеевич, твои трубы стоят дешевле зарубежных аналогов, но качество в Китае лучше! Тоже объяснимая мотивация. Однако все знакомые мне высокопоставленные чиновники не раз были на нашем заводе и говорили — да, это продукция нового поколения. Это же подчёркивают все имеющиеся у нас на руках документы, об этом же свидетельствуют наши успехи на всевозможных выставках. Наши разработки однозначно лучше китайских. Лучше! И дешевле! Но, как вы сами отметили, трубы в нашем регионе приобретаются почему-то в Китае. И о причине этой избирательности государственных заказчиков я могу только догадываться. Хотя могу привести ещё один пример, свидетельствующий о перспективности именно наших наработок.
— Что вы имеете в виду?
— Если вести речь о завозных трубах из стали и чугуна, то возникает резонный вопрос — а где производится сырьё для этой промышленной продукции? И я вам отвечу — весь используемый даже в России металл на 70 процентов зарубежный. То есть стоимость этих труб будет, в любом случае, привязана к курсу доллара. О каком уж импортозамещении тут можно рассуждать? При этом наше производство на сто процентов отечественное. Со всеми очевидными, в сегодняшних условиях, преимуществами.
— Но при всех очевидных плюсах получается, что ваша продукция в Хабаровском крае не востребована?
— Нет, так вопрос я ставить бы не стал. Частный бизнес трубы у нас покупает. Что же касается муниципальных предприятий, то тут особого интереса мы не ощущаем. Хотя, казалось бы, именно такие структуры должны в первую очередь поддерживать своего производителя. Это ведь закон рынка — если на какой-то территории работает собственное предприятие, то его ресурсы становятся стимулом и для развития других направлений.
— Каких, например?
— Не хочу быть голословным, поэтому давайте вновь вернёмся к нашим полиэтиленовым трубам. Как я уже говорил, они стоят дешевле зарубежных аналогов. И не только зарубежных, но и российских, производимых за пределами Дальнего Востока. А с учётом того, что наше предприятие расположено в Хабаровске, произойдет, скажем так, логистическая экономия средств. Трубы-то не придётся везти за сотни километров. Производство вот оно, натурально под боком находится. Что всё это значит? Да хотя бы то, что при таком раскладе квадратный метр жилья в Хабаровском крае станет дешеветь.
— За счёт удешевления расходов на покупку и доставку трубной продукции?
— Конечно! И это не фантастика, а реальная рыночная ситуация, ведь в стоимости любого объекта инженерные сети играют большую роль. Впрочем, есть и ещё один знаковый момент. Приобретение нашей продукции может минимизировать и тарифную составляющую в Хабаровске.
— Каким образом?
— Не секрет, что в любом тарифе, в том числе и предприятия «Водоканал», закладываются все расходы поставщика ресурсов. Это, конечно же, касается и ремонта коммуникаций. Но полиэтиленовые трубы, как я уже и говорил, отличаются надёжностью и долговечностью. Их не нужно без конца выкапывать и ремонтировать. Соответственно, этот расход уже автоматически выпадет из тарифной планки.
— А можно рассказать о технических преимуществах ваших труб поподробнее?
— Попытаюсь объяснить просто и доступно, что называется «на пальцах». Строительному комплексу, коммунальному хозяйству или нефтехимической промышленности Хабаровского края нужны качественные трубы? Ответ лежит на поверхности — нужны, разумеется. И мы эти трубы производим непосредственно здесь, в Хабаровске.
Вопрос второй — специалисты отдают себе отчёт в том, что именно выпускаемые нами полиэтиленовые трубы, в отличие от тех же стеклопластиковых аналогов, отличаются гораздо большей долговечностью и срок их службы составляет сто лет? Надеюсь, что профессионалы это прекрасно понимают, поскольку весь цивилизованный мир в своих отраслевых направлениях уже давно перешёл как раз на полиэтилен. Кроме того, именно полиэтиленовые трубы дают сто очков вперёд ещё и трубам бетонным, ведь в последнем случае вес двухметровой трубы составляет около пяти тонн, а наша труба, длиной в два метра, весит менее полутора тонн. То есть для её укладки не требуется тяжёлая техника. Соответственно, речь идёт об экономии средств заказчика.
Но и это ещё не всё. Не секрет, что стеклопластиковые трубы, уложенные под автомобильной дорогой, зачастую не выдерживают нагрузок и просто разваливаются. В итоге их приходится выкапывать, ремонтировать и изолировать при помощи металлических коробов. Можно представить, в какие дополнительные расходы всё это выливается. Зато с нашей продукцией ничего подобного не может произойти в принципе.
Вопрос третий — по техническим характеристикам при производстве бетонной трубы необходимо, чтобы бетон, как говорится, устоялся. На это требуется семь дней. А вот полный цикл производства трубы полиэтиленовой составляет семь… часов. Что называется, почувствуйте разницу.
Вопрос четвёртый — уложенные в землю бетонные трубы из-за своей пористой поверхности впитывают нечистоты, что способствует выделению фенола. Выделяют фенол и стеклопластиковые трубы, но уже за счёт стирания поверхности. А это, конечно, вредит нашей экологии. Что же касается полиэтиленовых труб, то они абсолютно безопасны. Они же производятся с помощью метода электродиффузионного сваривания, то есть стыки здесь получаются монолитными. И вреда для окружающей среды тут нет никакого. Это я вам привёл лишь несколько параметров, свидетельствующих о преимуществах нашей продукции для рынка. На самом деле их гораздо больше, и всё это мы можем подтвердить документально. Но безусловно одно — полиэтиленовые трубы значительно качественнее и дешевле стальных, чугунных, стеклопластиковых и многих других аналогов.
— И всё-таки у вас есть возможности договориться о крупных поставках своей трубной продукции на рынок Хабаровского края?
— Думаю, руководители нашего региона и нашего города — люди профессиональные и адекватные. Они прекрасно понимают, что благодаря местным производителям можно решить множество производственных, а также социальных задач. Тем более что этих производителей у нас и так осталось совсем немного. Так что мы надеемся на лучшее. А вообще лучший судья — это сама жизнь. И я уверен, время всё расставит по своим местам. И труд производственников обязательно будет востребован. Мы ведь не только строим объекты и не только выпускаем трубы. Наша компания занимается производством большого перечня стройматериалов. По сути, мы можем работать в автономном режиме, у нас все материалы свои, собственные. Но, конечно же, нам хотелось бы, чтобы этот потенциал был использован на сто процентов.
— Владимир Евсеевич, а какие ещё проблемы мешают развитию промышленного сектора?
— Это, конечно же, в первую очередь повышенная процентная ставка ЦБ РФ. И даже несмотря на снижение до 15 процентов, это всё равно запредельное обременение. Думаю, меня поддержит подавляющее большинство производственников — все мы полностью закредитованы. Своих оборотных средств для того же строительства ни у кого нет, да в сегодняшних условиях и быть не может. Мы все берём кредиты, которые и раньше-то были не дешёвыми, а уж сейчас это что-то страшное. Но при такой кредитной политике производственный бизнес определённо поставлен на грань банкротства. Особенно на Дальнем Востоке, где расходы промышленных компаний значительно выше, чем на западе России.
— И что делать?
— На мой взгляд, требуется снизить процентную ставку ЦБ для дальневосточных производственных предприятий. Причём снизить до 5 процентов. Ведь государство заинтересовано в особых схемах развития дальневосточных территорий. Не случайно же создано Минвостокразвития, не случайно принят закон о ТОРах. Так настало время делать конкретные шаги по нормализации ситуации на дальневосточном рынке. Иначе работать здесь скоро будет некому. Да и жить некому, ведь люди с Дальнего Востока по-прежнему уезжают. В итоге Россия рано или поздно может потерять эту территорию.
— Кстати, о ТОРах. Я знаю, что один из ваших объектов примыкает к такой вот обозначенной территории опережающего экономического развития. Вы пытаетесь вписаться в этот проект?
— Нет, поскольку пока никакой конкретики тут не обозначено. Кто может войти в ТОР? На каких условиях? Эти вопросы, лично для меня, остаются без ответа. Есть декларации, но конкретики нет.
— Вообще, как вы относитесь к идее ТОРов?
— Честно говоря, сомнительно. Я не понимаю, зачем нужно дробить единый Дальневосточный регион на какие-то территории? Проблемы-то здесь у всех общие. На мой взгляд, территорией экономического опережающего развития нужно было объявлять весь Дальний Восток. Весь, понимаете? И в этой связи определить два стратегических момента: с одной стороны, речь должна идти о государственном планировании на десятилетия вперед, с другой — требуется обозначить инструменты реализации ключевых проектов. Ну и, конечно же, нужно чётко прорисовать комплекс мер по поддержке дальневосточных производителей, подкрепив это хотя бы одной, но очень важной льготой по снижению ключевой ставки ЦБ. Вот тогда Дальний Восток получит импульс для серьёзного развития. На долгие годы вперёд. А выиграет от этого вся страна.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >