«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09 (97), сентябрь 2014
Главная тема

Главная тема 

«Никакой глобализации, только конкретика»

Какие промышленные проекты являются для Колымы наиболее значимыми? Каких производителей власти региона готовы поддержать в первую очередь? Кто и как рассчитается с недропользователями Севера за исчезнувшее с Колымского аффинажного завода золото? Эти и другие вопросы мы задали губернатору Магаданской области Владимиру ПЕЧЕНОМУ.

Инвестиционный интерес

—  Владимир Петрович, недавно в вашем регионе состоялась первая международная Магаданская инвестиционная ярмарка. Но такие ярмарки в России проходят довольно часто. И чуть ли не каждая из них носит «почетное звание» инвестиционной. А какую цель преследовали вы?

— Еще при подготовке к ярмарке я ставил задачу – никакой глобализации, только предельно конкретные вещи. И цель у нас также была предметная — четко продемонстрировать понятные потенциальным инвесторам инвестпроекты. Речь шла не только об Омсукчанском угольном кластере, мы представили гостям несколько привлекательных для вложений направлений. Конечно, трудно было рассчитывать на то, что прямо на ярмарке те же китайские партнеры примут какие-то конкретные решения. Но мы добились главного — непосредственно на месте обозначили, чего мы ждём от инвесторов и что можем предоставить им со своей стороны.

— Ну, чем интересны инвесторы — понятно, а вот что можете им предоставить вы? Помимо собственно площадок, естественно.

— Мы понимаем, что инвесторы вправе рассчитывать на то, что им будут передавать проекты в определённой степени готовности, что называется, «под ключ». Со всеми земельными отводами, со всеми согласованиями и так далее. И региональная власть готова оказывать в этом содействие.

— Разговоры о том, что китайский бизнес готов вложиться в освоение Наталкинского золоторудного месторождения, ведутся давно. Это правда, что теперь в этом процессе появляется конкретика?

— Да, правда. Одна из крупных китайских компаний близка к тому, чтобы войти в этот процесс. Так что освоение Наталки может стать совместным. Впрочем, переговоры между сторонами еще не закончены. Окончательные выводы в этой связи пока делать рано. Как и называть имена потенциальных партнеров с зарубежной стороны. Но я надеюсь, в ближайшее время конкретика появится.

Продовольственный импульс

— Еще одним из значимых проектов, которые в Магаданской области явно на слуху, является агропарк. Что это такое?

— Планируем создать комплекс агропромышленных предприятий, объединенных по отраслевому функционалу. Грубо говоря, при сегодняшней экономической ситуации, учитывая климатические и транспортные особенности Колымы, сложно рассчитывать на то, что отдельные сельхозпредприятия могут обеспечить потребности региона в продовольствии. А вот в формате объединения, когда все включено в единый производственный цикл, да еще и завязано на единую агропромышленную политику территории, это возможно. Для успеха этой идеи необходимо, чтобы все действовало именно в комплексе.

— Насколько известно, планируется создать достаточно мощные птицефабрики и свинофермы?

— Не только. Речь идет и о выращивании овощей тепличным методом, производстве органических удобрений. Конечно же, это только начало пути. На эту основу будем наслаивать остальные сельхозпроизводства.

— Ваш проект каким-то образом связан с продовольственными санкциями, введёнными Россией в отношении европейских сельхозпроизводителей?

— Нет, этот проект прорабатывался задолго до введения санкций. С учётом сложного климата и не менее сложной логистики вопросы продовольственной безопасности всегда были для нас ключевыми. Идея создать мощный и современный агропромышленный комплекс давно витала в воздухе. Сейчас мы придали ей конкретные очертания.

— Вы готовы рассматривать инвестиционные или какие-то иные предложения по развитию агропарка со стороны сторонних, то есть не магаданских партнёров?

— Безусловно! Если у кого-то появится соответствующий интерес, обсудим с благодарностью.

Интересный проект

— Вы сказали о сложной логистике. Но понятно, что при существующих транспортных схемах она и не станет простой. При этом вариант со строительством железной дороги от Якутска до Магадана пока обсуждать не приходится. В Якутии даже моста нет, и неизвестно, когда он появится. А что вы можете сказать о возможности строительства автомобильной дороги от Магадана на юг Дальнего Востока?

— Вы имеете в виду по побережью Охотского моря?

— Да, конечно.

— Эта не новая идея, более того, она в свое время приобрела и конкретные очертания. Правда, в советские годы планировалось построить дорогу от Магадана до Охотска в Хабаровском крае. И более 70 километров этой трассы, до поселка Талон в Магаданской области, даже построили. Но потом наступили другие времена, и проект застопорился. Хотя идея стоящая. Речь-то идет о создании прямого транспортного коридора с юга ДФО, то есть от границ со странами АТР, непосредственно на Север. Соответственно, проект в той или иной степени сработает на интересы нескольких субъектов Федерации, включая Магаданскую область, Хабаровский и Приморский края, даже Якутию.

Дополнительное развитие получит прибрежная зона Охотского моря. А это ещё и интересы Сахалинской области. Нет, проект интересный. Но, скажем так, в отдалённой перспективе. Никакой конкретики пока здесь нет. Хотя любая идея начинается с более или менее абстрактных предложений.

— Как вы считаете, это будет дорогой проект?

— Все относительно! В федеральную автодорогу «Колыма», которая доходит лишь до Якутска, уже столько денег вложено, что страшно представить.

— А могут ли в этом плане дальневосточные губернаторы выступить инициаторами воплощения этой идеи в жизнь?

— Это вам проще спросить у моих коллег. Лично мне, повторюсь, идея интересна. А как другим — не знаю.

Рыбная проблема

— Задам другой вопрос — проблемы в рыбной отрасли регулярно становятся темой серьёзного разговора. А что в этой связи представляется наиболее проблемным вам как губернатору?

— Перечислять можно долго. Но следует отдать должное представителям федеральной власти: они об этих проблемах знают и абсолютно правильно воспринимают. Это было реально продемонстрировано во время недавнего визита в Магаданскую область председателя Правительства РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА. У нас состоялся предельно откровенный разговор, в котором приняли участие и крупнейшие игроки рынка. Премьер адекватно оценил ситуацию. В том числе вопросы, касающиеся административных барьеров. Можно надеяться на изменение ситуации к лучшему.

— А у вас-то какие предложения были?

— Их много. Тревожит настоящая беда территории — катастрофическое уменьшение количества рыбы лососевых пород. Сыграли свою роль и браконьерство, и печальное состояние федеральных рыбоводных заводов, другие факторы. Сейчас нам предстоит большая работа по налаживанию воспроизводства лососевых.

Дело принципа

— Последний вопрос — могут ли недропользователи, потерявшие золото на Колымском аффинажном заводе, рассчитывать на компенсацию?

— Вопрос простой и сложный одновременно. Начну с простого момента: производственники лишились своего золота, что негативно отразилось на экономике каждой компании и отрасли в целом. Естественно, они должны получить компенсацию. Момент сложный: просто вытащить деньги из регионального бюджета и отдать недропользователям невозможно. Что делать? Мы не раз обсуждали эту проблему. Могу сказать точно: сделаем все возможное для минимизации ущерба наших производственников. Схемы прорабатываются — от всевозможного льготирования до поэтапного возврата средств за счет КАЗа. Сейчас идет расследование, и оно наверняка выявит какие-то любопытные вещи.

— Сами недропользователи говорят, что их не волнует, накажут кого-то за это ЧП или нет. Им важно вернуть свои деньги.

— Зато меня волнует и то, и другое. Расследование на КАЗе инициировала наша администрация, и для меня вопрос о точке в уголовном деле принципиальный.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров