Рыбная отрасль — одна из основных в плане обеспечения продовольственной безопасности страны. Но выполнение этой задачи постоянно затрудняет множество проблем, решить которые государство попытки, конечно, делает, но успешными их, к сожалению, назвать нельзя. При этом на Дальнем Востоке, традиционно рыбном регионе, эти проблемы сфокусированы. И одной из них является рыборазведение лососёвых. Сегодня о том, сколько препятствий возникает при попытке заняться этим архиважным делом, мы беседуем с председателем правления рыболовецкой артели (колхоза) имени 50-летия Октября Давыдом ФУКСОМ.
— Давыд Яковлевич, уже не один год мы с вами говорим о том, что ваш колхоз намерен построить рыбоводный завод на реке Большая Дюанка в Ванинском районе. Но ведь пока дальше разговоров дело не идёт. Почему?
— Да по простой причине — мы до сих пор не получили нужные нам два участка земли. А без этого начинать строительство или даже проектирование предприятия нельзя. Точнее, администрация Ванинского района нам землю отвела, там понимают, что мы занимаемся очень нужным делом. А вот в правительстве Хабаровского края наш вопрос решить до сих пор не могут.
Мы просим перевести нужные нам два участка по правому берегу Большой Дюанки из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения для строительства объекта, который официально называется «Даттинский лососёвый рыбоводный завод. Наружные сети водоснабжения». Переговоры с министерством природных ресурсов Хабаровского края ведутся давным-давно, и в конце концов 30 декабря 2015 года мы получили официальный отказ в переводе в сельхозугодья обоих смежных участков за подписью губернатора В.И. ШПОРТА.
Участки небольшие, один площадью 2 486 квадратных метров, другой — 50 403 квадратных метра, но расположены они как раз там, где, по расчётам специалистов ТИНРО, следует построить завод. В присланном нам распоряжении правительство края ссылается на пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
— И в чём же причина отказа?
— Нам объясняют, что это земли Министерства обороны. И предлагают рассмотреть другой вариант — на 500 метров выше по течению реки, за автомобильным мостом автодороги Ванино — Усть-Орочи. Но мы не можем этого сделать, поскольку на выбранном нами месте есть все условия для работы завода — перепад воды 17 метров, мы хотим поставить там свою мини-ГЭС, таким образом получим большую экономию. А это, сами понимаете, очень важно. Да и специалисты ТИНРО по гидрологическим условиям нам указали именно это место.
Все согласны, что разведение и воспроизводство популяции рыб лососёвых пород — задача государственная, но вот заняться нам выполнением этой задачи никак не дают. Формально, я считаю, относятся. А ведь мы и денег никаких не просим, хотим построить завод за счёт колхоза, хотя затея эта недешёвая — проектирование завода обойдётся в 20 миллионов рублей, а строительство — в 200 миллионов. Но ведь польза будет всем, в первую очередь государству. Вот сейчас землю раздают по гектару, так неужели нам для столь нужного дела нельзя выделить то, что мы просим?
— Вы ведь планируете построить достаточно мощное предприятие по рыборазведению?
— Конечно! Хотим выпускать по 50 миллионов мальков в год. Через четыре года эта кета вернётся, пусть процентов шесть-восемь, но это порядка 4 миллионов. Каждая рыбина весит в среднем по 4 килограмма, итого 16 тысяч тонн кеты. Такой квоты нам, конечно, не дадут, но всё равно поймаем свыше 10 тысяч тонн. Это наша промысловая база, которую мы себе готовим, вернее, хотим готовить. Часть улова пойдёт на заклад новых икринок, а часть — в переработку.
— И это тоже было бы очень хорошо для потребителей, поскольку продукцию вашего колхоза хорошо знают не только в Хабаровском крае, но и в Центральной России. Ведь так?
— Да, знают. И, думаю, не случайно. Наш коптильный цех выпускает продукцию, которая буквально идёт нарасхват. К слову, мы надеемся, что когда всё-таки построим завод, откроем в Хабаровске свой фирменный магазин, где можно будет купить и копчёную рыбу, и наши консервы. Вы же знаете, что у нас работает единственный в Хабаровском крае консервный завод. Выпускаем и сайру, и лосось, и морскую капусту, и другие виды консервов. И эта продукция также пользуется повышенным спросом.
Но при этом промысловая база неуклонно сокращается. Одна из причин — это то, что в нерестовых речках, особенно в нашем Ванинском районе, браконьеры буквально вычерпали рыбу, которая приходит сюда метать икру. Мы с вами говорили об этом, и очень хорошо, что в 2015 году квоты на вылов горбуши не было. Давно надо было запретить не только промышленный лов этой рыбы, но любительскую рыбалку на нерестовых речках, которая давно приобрела грабительский вид. К примеру, в Тумнине лосося практически не осталось.
— Давыд Яковлевич, но ведь рыборазведением вы уже занимаетесь, у вас же есть экспериментальный цех, где вы инкубируете мальков кеты?
— Есть, в посёлке Датта. Он рассчитан на закладку 3 миллионов икринок в год. Правда, столько кеты мы наловить не смогли, но по 500 тысяч мальков выпускаем каждый год. И в этом году уже ждём возврат, тем более что год чётный, то есть «рыбный», поскольку лососёвые подходят к нам в хорошем количестве именно по чётным годам. Вот посмотрим на результаты нашей работы, надеюсь, что они окажутся достаточно высокими. А представьте себе, если у нас будет завод! Да это просто второе дыхание для нашего колхоза, поэтому мы и стучимся во все двери.
— Какая конкретно причина называется для отказа?
— После долгих выяснений, переписки и совещаний нам объяснили, что это земли Министерства обороны РФ. Но там на 10 километров ничего нет, один кустарник, так почему не перевести часть этих земель в категорию земель сельскохозяйственного назначения? Кому и какой ущерб от этого произойдет? Я считаю, что наше краевое министерство природных ресурсов могло бы проявить и большую заинтересованность в этом вопросе, настоять на реализации плана строительства завода. Проще всего сослаться на объективные трудности и предложить рассмотреть неприемлемые для нас варианты.
Беседовала Ольга ГЛАЗУНОВА
Заместитель начальника управления природных ресурсов, начальник отдела земельных ресурсов министерства природных ресурсов Хабаровского края Владимир ПЕТРЕНКО:
— Те земли, которые просит выделить для строительства завода колхоз, принадлежат Министерству обороны РФ. На этой территории находится Утёсное участковое лесничество Минобороны. Мы в сентябре 2015 года направили туда запрос с просьбой перевести их земли в категорию земель сельскохозяйственного назначения. В декабре получили по телефону устный отказ, а в январе 2016 года — письменный. (Распоряжение правительства Хабаровского края об отказе в переводе земель в другую категорию было издано 30 декабря 2015 года. — Ред.)
Мы специально изучили массу судебных решений по этим вопросам. В некоторых районах было что-то построено на землях Минобороны, но суды всякий раз выносили решение снести постройки.
Если бы Давыд Яковлевич согласился рассмотреть перенос места строительства завода на 500 метров выше по течению реки, за мост, то мы бы вошли в земли Лесного фонда и, думаю, смогли бы добиться их перевода в категорию сельхозугодий.
Рыборазведение лососёвых — дело государственное, мы это понимаем, но, учитывая сложившиеся обстоятельства, принять другое решение не имели права.
Директор ООО ПКП «Абрис» (кадастровый инженер) Вадим МОСКВИЧЕВ:
— Выполняя кадастровые работы по формированию земельного участка для строительства рыбоводного завода на реке Большая Дюанка, мы подготовили все необходимые документы в соответствии с 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и с регламентом Хабаровского края, утверждённым постановлением губернатора Хабаровского края от 25 декабря 2010 года № 147, провели массу совместных совещаний, запросили документы во всевозможных архивах (в том числе в Главный архив Министерства обороны).
Вывод один — заявление Министерства обороны о принадлежности необходимых для строительства земельных участков к землям Министерства обороны ГОЛОСЛОВНЫ — подтверждающих документов нет.
Позиция правительства Хабаровского края мне, мягко говоря, не понятна. Исходя из здравого смысла, особенно в нынешней экономической ситуации, правительство во главе с губернатором должно подобные проекты не просто поддерживать, а брать под особую опеку. На деле же — необоснованное волокитство и в конечном счёте — невнятный отказ.
Считаю, что Давыду Яковлевичу необходимо не терять ещё один год, а в срочном порядке обращаться в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об обжаловании отказа в переводе необходимых земельных участков из одной категории в другую.
Директор Хабаровского филиала ТИНРО Герман НОВОМОДНЫЙ:
— Да, специалисты нашего института проводили изыскания по строительству рыбоводных заводов в Ванинском и Совгаванском районах Хабаровского края. И оказалось, что мест, пригодных для этой цели, на побережье Татарского пролива очень мало. Дело в том, что на речках этой территории подходящие нерестилища можно по пальцам пересчитать. В этих реках должны бить ключи с большим дебетом, воды должно быть много, а вот таких рек как раз мало. Плюс должна быть дикая популяция лосося, чтобы можно было добывать производителей. Именно поэтому и были даны рекомендации строить завод на реке Большая Дюанка и именно в том месте, которое просит колхоз. Можно, конечно, построить где угодно, но цена продукции многократно возрастёт. Представьте: или построить один километр водовода, или десять. Да подъездные пути… Удорожание неизбежно, а рыборазведение и без того достаточно рискованное дело. Так что оптимальное место для завода как раз там, где колхозу землю не дают.
А теперь обратимся к переписке краевого минприроды с российским Минобороны. (Копии всех цитируемых документов есть в редакции.)
Итак, ещё в апреле 2015 года на имя Петренко В.В. в краевое минприроды пришёл ответ начальника Хабаровского лесничества Министерства обороны РФ — филиала ФГХУ ТУЛХ Е.Д. РОМАНОВОЙ.
В нём сказано, что «земельные участки с кадастровыми номерами ... согласно описанию границ Утёсного участкового лесничества, по данным лесоустройства 1981 года, входят в границы Хабаровского лесничества и располагаются в Утёсном участковом лесничестве.
Утёсное участковое лесничество было создано в границах 254 военного лесничества ТОФ, 428 ОМИС. На сегодняшний день не все земельные участки Утёсного участкового лесничества стоят на кадастровом учёте в связи с отсутствием документов, подтверждающих выделение данных земель для нужд обороны, в том числе правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на испрашиваемые участки в лесничестве отсутствуют. В настоящее время лесничеством совместно с ФГКУ «ДальТУИО» ведётся работа по постановке оставшихся земельных участков на кадастровый учёт».
Таким образом, в министерстве прекрасно поняли — доказательств принадлежности участков земли к Минобороны нет. Тем не менее 18 сентября того же года в Минобороны РФ на имя С.К. ШОЙГУ уходит запрос за подписью министра природных ресурсов Хабаровского края А.Б. ЕРМОЛИНА. В нём цитируется ответ из Хабаровского лесничества МО, правда, о том, что документов на эти два участка нет, почему-то не говорится.
Сообщается, что заявителю (то есть колхозу) «отказано в рассмотрении ходатайства до уточнения категории и правообладателей заявленных земельных участков». И правительство Хабаровского края просит Минобороны РФ «предоставить информацию о правах Министерства обороны Российской Федерации на земли в указанных географических координатах».
И наконец, 11 января 2016 года в Хабаровск приходит окончательный ответ из Минобороны, в котором, опять же, сказано, что «в органах военного управления отсутствуют правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на участок леса, расположенный в границах координат, указанных в обращении».
Далее следует излюбленная фраза наших бюрократов — «вместе с тем...». А вместе с тем оказывается, то в силу различных законов и постановлений спорный участок земли, столь нужный колхозу имени 50-летия Октября, «расположен в квартале 32 Утёсного участкового лесничества Хабаровского лесничества Минобороны и относится к ценным лесам».
То есть помимо уже давно известной информации о том, что участок относится к Утёсному участковому лесничеству, появляется новая, — оказывается, по берегам реки Большая Дюанка растёт необычайно ценный лес. Завершается московское письмо фразой: «На основании изложенного размещение лососёвого завода на испрашиваемых участках не представляется возможным».
В министерстве природных ресурсов Хабаровского края сидят, конечно, люди компетентные, и они должны бы знать, что на участках, которые просит колхоз, никаких «ценных лесов» нет. Хотя о них и пишет в своём ответе директор департамента имущественных отношений Минобороны РФ Д. КУРАКИН. Директор поясняет, что, «в соответствии со статьей 106 Лесного кодекса РФ в ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений и размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений».
Ну, представитель Минобороны в лесах Хабаровского края, естественно, не бывал, а вот краевые чиновники должны быть в курсе, где растет действительно ценный кедр, а где кустарник. И просто обязаны были разъяснить военному ведомству, что к чему. Однако этого не произошло.
Да и вообще, никто интересы рыбаков отстаивать не стал, и с Минобороны наши чиновники всякие сношения прекратили, объяснив, что это уже бесполезно. Ну, не будет у колхоза имени 50-летия Октября своего рыбоводного завода, и ладно. Мы же письма направили? Направили. Ответы получили? Получили. Чего же вы ещё от нас хотите? И предлагать заведомо неприемлемый вариант размещения завода — это тоже вполне в духе отечественных бюрократов.
Но таких, как известно, не бывает. Придётся Давыду Яковлевичу Фуксу биться за укрепление продовольственной безопасности страны в одиночку. Впрочем, это не так — есть у председателя правления колхоза соратники. Это те, кто работает с ним рядом, кто борется за процветание колхоза, края, Дальнего Востока, России наконец. Это та цель, к которой они стремятся. И можно не сомневаться, что общими усилиями они сумеют преодолеть любые препятствия.
А Давыд Яковлевич 26 февраля отметил ровно 40 лет, как он руководит колхозом. Под его началом предприятие — одно из крупнейших в рыбной отрасли края — добилось выдающихся результатов. При этом колхоз не только успешно выполняет свои планы, но и несёт большую социальную ответственность. Это — градообразующее предприятие для посёлка Датта, и рыбаки полностью содержат все коммунальные службы поселения, решают другие проблемы его жителей.
В Хабаровском крае рыбоводных заводов очень мало, и появление ещё одного, причём у колхоза, не одно десятилетие подтверждавшего свою состоятельность и успешность, могло бы помочь решить задачу обеспечения не только жителей края, но и страны дальневосточной рыбой. А это, как верно отметил Владимир Петренко, задача государственная. Из этого и надо исходить. Так что пора бы тем, кто по долгу службы обязан задачу эту решать, по-настоящему взяться за дело.
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >