Стоит отметить — в последние годы в ДФО появляется всё больше учреждений здравоохранения. Причём речь идёт именно о высокотехнологичных объектах. Но даже на этом, достаточно благополучном фоне особую роль играет Хабаровский край, где за относительно короткое время были введены в эксплуатацию федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, краевой клинический центр онкологии, первая очередь перинатального центра, филиал научно-клинического центра оториноларингологии, центр микрохирургии глаза, несколько современных больниц и поликлиник и так далее. Да, работа в этой связи ведётся чрезвычайно большая. И перспективная, поскольку специалистам ещё только предстоит максимально полноценно использовать все возможности региональной медицины. Это и стало одной из тем нашего интервью с министром здравоохранения Хабаровского края Александром ВИТЬКО.
— Александр Валентинович, какие события 2015 года в сфере регионального здравоохранения являются для вас наиболее значимыми?
— Честно говоря, мне сложно сразу и однозначно ответить на этот вопрос. Поскольку 2015 год был для нас, в принципе, богатым на события в медицинской сфере. И выделить какое-то из них в качестве самого важного непросто. Все были значимыми, скажу это без преувеличения.
— Но всё-таки…
— Например, в прошедшем году мы смогли наконец-то официально зарегистрировать в Минздраве РФ радиофармпрепарат, который теперь будет производиться на мощностях нашего единственного на Дальнем Востоке ПЭТ-центра. Это чрезвычайно серьёзный проект, ведь речь идёт о возможностях выявлять онкологические заболевания на ранних стадиях. А для раковых больных это самое важное, ведь смертность происходит, главным образом, из-за запущенности заболевания. В итоге радиофармпрепарат позволит продлевать среднюю продолжительность жизни. Что вообще может быть важнее для наших с вами земляков?
Да и не только для них, ведь получив регистрационное удостоверение для производства этого лекарственного препарата, мы можем продавать его как в России, так и за рубежом, в те же страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это, уверяю вас, большие деньги. В перспективе миллиарды рублей, которые пойдут на модернизацию нашей системы здравоохранения. Таким образом, мы решаем две задачи — сугубо медицинскую и экономическую. И я сейчас привёл лишь один из примеров, который свидетельствует — мы работаем над решением весьма значимых для нашей территории задач. Соответственно, выделить в этой связи какое-то одно направление действительно сложно. Есть множество, без преувеличения, приоритетных проектов, которые, кстати, находят серьёзную поддержку у первых лиц нашего государства.
— Что вы имеете в виду?
— В первую очередь, недавнее послание президента РФ Владимира Владимировича ПУТИНА Федеральному Собранию. Как вы, наверняка, знаете, в этом выступлении прозвучало и поручение о комплексном социально-экономическом развитии Комсомольска-на-Амуре. И я считаю, что глава нашего государства безусловно прав — можно сколько угодно говорить об экономических приоритетах, но без поддержки конкретных людей в конкретных населённых пунктах всё это будет пустым звуком. Тем более, если речь идёт о северных территориях, где населению, в силу вполне объективных причин, и так живётся не просто. Да ещё и с учётом того, что Комсомольск-на-Амуре был и остаётся одним из промышленных центров восточной России.
Но масштабное производство должно подкрепляться серьёзным социальным базисом. А уж тут медицина играет одну из ключевых ролей. И вот что важно, город Юности — это территория, которая приравнена к северным районам Дальнего Востока. Перепады температур здесь достигают ста градусов по Цельсию — от минус сорока зимой до плюс сорока летом. Естественно, что люди здесь болеют нередко, таковы уж природно-климатические условия. Соответственно, и к медицине в этом случае необходимо предъявлять особые требования. А требования должны, в свою очередь, подкрепляться современными условиями профилактики и лечения заболеваний.
Не случайно одним из наших проектов для Комсомольска-на-Амуре является строительство межрайонного перинатального центра, что даст возможность лечить женщин с различными патологиями, а также новорождённых с применением технологий нового поколения. Плюс ко всему мы планируем строительство детской поликлиники, а также детского стационара, которые будут соответствовать всем современным стандартам.
Ещё момент… Мы все знаем, какую роль в здравоохранении играет так называемое первичное звено. Те же поликлиники, например. Однако не стоит забывать — буквально «на острие» всей отрасли здравоохранения были и остаются станции скорой медицинской помощи (ССМП). Ведь именно работники ССМП первыми, в прямом смысле этого слова, спасают жизни наших с вами соотечественников. Поэтому эти станции должны быть оснащены по последнему слову техники. И я имею в виду не только специализированный автотранспорт, нет, всё гораздо масштабнее.
Деятельность подразделения скорой медицинской помощи — это, не в последнюю очередь, грамотная работа с информацией. То есть тот же диспетчер, получив вызов и передавая его бригаде ССМП, должен чётко скоординировать передвижение этой бригады буквально до подъезда больного. Как проехать к тому или иному дому, где и какие ограничения встречаются на пути — всё должно быть перед диспетчером на экране. Он должен зримо представлять всю картину. Только тогда можно будет говорить об эффективной работе станции скорой помощи. И именно такой проект ССМП с колл-центром мы и намерены реализовать в городе Юности.
Впрочем, перспективных проектов в сфере здравоохранения у нас хватает. В этот же список стоит внести многопрофильный диагностический центр, что также актуально для любой территории. А ещё мы намерены решить вопрос с созданием в Комсомольске-на-Амуре морфологического подразделения, что крайне актуально для диагностики и лечения онкологических заболеваний.
Ну и, конечно же, мы планируем приступить к реализации проекта по созданию ПЭТ-центра (на базе межрайонного онкоцентра с консультационным отделением и пансионатом), тем более что возможности Хабаровского ККЦО в полной мере ещё не использованы. Так что перспективы по системному развитию здравоохранения в городе Юности у нас серьёзные. И хотелось бы выразить благодарность губернатору Хабаровского края Вячеславу Ивановичу ШПОРТУ, который проделал, без преувеличения, сумасшедшую работу, результатом которой стал особый статус Комсомольска-на-Амуре.
— Вы сказали о создании межрайонного онкоцентра. Но разве краевой клинический центр онкологии не в состоянии принять всех пациентов Хабаровского края?
— Я вам скажу так: наш краевой центр онкологии принимает не только жителей края, но и приезжих из других регионов. И его технологические возможности, а также уровень подготовки специалистов позволяют решать самые серьёзные задачи. Дело в другом — в онкологии очень важно вовремя поставить правильный диагноз. Ведь первая и вторая стадии рака не представляют особой опасности для жизни человека. Другое дело, когда болезнь запущена. Вот тут уже, действительно, возникают серьёзные проблемы. Поэтому мы и говорим о необходимости развития диагностического направления в самом широком формате.
Ещё момент…
Вы прекрасно знаете, насколько большие расстояния в Хабаровском крае. Постоянно ездить в Хабаровск из других районов, особенно северных, для людей довольно накладно. Тем более что в том же Комсомольске и на прилегающих к нему территориях проживают сотни жителей нашего региона. Поэтому необходимо создавать возможности для обследования и планового лечения людей, что называется, в шаговой доступности от дома. Мы в этом направлении много работаем, причём не только в сфере онкологии. Вот ваша газета уже рассказывала о регулярных рейсах теплохода «Здоровье», на котором медицинские работники разных профилей во время навигации посещают многие десятки населённых пунктов Приамурья. И я вам так скажу, с учётом географических особенностей нашей территории эта стратегия себя полностью оправдала. Однако это не освобождает нас от обязанности развивать первичное звено в медицине непосредственно на местах. Чтобы люди могли получать качественную помощь у себя в городе, у себя в селе.
Но самое главное заключается в другом — вот мы построили краевой клинический центр онкологии. Оснастили его самой передовой техникой. Привлекли и обучили персонал, который соответствует всем необходимым требованиям. И что дальше? Останавливаться на достигнутом? А это неправильно. Нужно расширять и наращивать имеющийся базис и распространять свои возможности на другие территории. Только комплексный подход может быть по-настоящему эффективным. Я имею в виду не одну лишь онкологию и не один лишь Комсомольск-на-Амуре. Мы сейчас занимаемся как раз развитием первичного звена в медицине по всему краю, строим объекты здравоохранения самого разного назначения. И делаем это весьма активно. Это для нас — один из приоритетных проектов.
— Вы, насколько известно, распространяете свои отраслевые возможности не только на уровне Хабаровского края, но и на другие регионы Дальнего Востока. Это так?
— Совершенно верно. С одной стороны, так сложилось исторически — в представлении многих дальневосточников Хабаровск уже давно стал неким современным медицинским кластером. Так оно, собственно, и есть. В краевой центр онкологии, в центр сердечно-сосудистой хирургии, в центр микрохирургии глаза уже давно приезжают люди изо всех уголков Дальнего Востока. Люди знают — помощь им будет оказана на самом высоком уровне, для этого уже не надо отправляться в Москву, Санкт-Петербург или вообще за границу. Но теперь мы ещё и распространяем, скажем так, своё профильное влияние в других форматах.
— Что вы имеете в виду?
— Возьмем в качестве примера тот радиофармпрепарат, о котором я вам уже и говорил. Сейчас мы отправляем его в центр ПЭТ/КТ-диагностики Дальневосточного федерального университета на острове Русский во Владивостоке. И к реализации этого проекта, помимо правительства Хабаровского края, уже давно подключены как власти Приморья, так и корпорация РОСНАНО. Так что теперь наш радиофармпрепарат будет применяться и за пределами нашего края. И это, как я уже и говорил, только начало, он будет распространяться как в российских субъектах Федерации, так и за рубежом, в странах АТР. Эта программа будет постоянно набирать обороты.
— В своё время вы озвучили идею создания в Хабаровске единого дальневосточного медицинского кластера. Но разве он уже не создан? Пусть и не формально, но ведь так оно и есть?
— Оговорюсь сразу, это не проект, а пока лишь идея. Но дело вот в чём. Сейчас руководители многих регионов стремятся к тому, чтобы на их территориях действовали современные центры онкологии, сердечно-сосудистой хирургии и так далее. Мотивацию в этом случае понять, конечно же, можно. Что может быть важнее здоровья людей? Однако тут возникает другая проблема — как известно, плотность населения в дальневосточных субъектах совсем небольшая. Но любой крупный медицинский центр подразумевает лечение большого числа пациентов. И получается, что если в половине дальневосточных регионов будут построены крупные клиники, они не будут загружены даже на четверть. А ведь речь идёт о серьёзных деньгах, выделяемых из федерального и региональных бюджетов.
Второй момент — врачебная практика. Любой практикующий хирург, любой врач должен быть загружен работой. Если он, как говорится, простаивает — это серьёзный минус, толку от такого доктора не будет.
Не случайно фраза «практикующий врач» имеет в здравоохранении чрезвычайно большое значение.
И вот если суммировать эти факторы, то возникает вопрос: в Хабаровске построены центр сердечно-сосудистой хирургии, краевой центр онкологии, центр микрохирургии глаза, планируется построить противотуберкулёзный центр, развивается потенциал других медицинских учреждений, — так не проще ли создать в нашем городе официально признанный многопрофильный медицинский кластер? Ведь даже географически наша территория расположена в самом центре Дальнего Востока, здесь сходятся все возможные транспортные пути. И самое главное, мы обладаем богатым опытом в реализации такого рода проектов. Мы готовы развивать и те медицинские направления, которых у нас пока ещё нет.
Но это совсем не значит, что другие регионы останутся «за бортом» современного здравоохранения. Скорее наоборот — развитие многопрофильного медицинского кластера в Хабаровске станет импульсом для развития первичного, но при этом чрезвычайно мощного первичного (и диагностического, что очень важно) звена в здравоохранении в Якутии и на Камчатке, на Сахалине и в Приморье, на Чукотке и на Колыме, в Амурской области и в ЕАО.
— Что это даст?
— Я вижу здесь решение, как минимум, трёх важнейших задач. Первое — пациенты получают возможность лечиться в медицинских центрах нового поколения. Второе — будут сэкономлены громадные бюджетные деньги, выделяемые на строительство тех медучреждений, аналоги которых уже имеются в Хабаровске. Третье — появляется дополнительный стимул для развития как самих межрегиональных медицинских центров, так и диагностических центров в регионах.
— Александр Валентинович, как обстоит дело со строительством второй очереди перинатального центра?
— Надеюсь, что этот вопрос будет решён положительно уже в ближайшее время. Тем более что этот проект очень нужен жителям нашего края. Ведь речь идёт о том, чтобы женщины с различными серьёзными заболеваниями могли рожать в нормальных условиях, которые соответствуют всем передовым стандартам, поскольку роды ВИЧ-инфицированных пациенток или пациенток с другими инфекционными болезнями подразумевают использование особых технологий. И вторая очередь перинатального центра — это как раз тот случай. Первую очередь мы, кстати, построили вовремя, никаких нареканий к нам не было. Поэтому и второй этап также будет нами реализован максимально полноценно.
— Сколько средств требуется на реализацию этого проекта?
— Порядка 500 миллионов рублей из федерального бюджета. Строительство здесь будет вестись на условиях софинансирования, и свою часть денежных вливаний краевые власти уже нашли. Дело за федеральным центром. И надеюсь, что вопрос будет решён положительно. Российские власти, во главе с президентом РФ Владимиром Владимировичем ПУТИНЫМ, вице-премьером правительства РФ Ольгой Юрьевной ГОЛОДЕЦ и министром здравоохранения РФ Вероникой Игоревной СКВОРЦОВОЙ, всегда поддерживали медицину нашего региона в любых начинаниях. И это крайне важно для всех жителей Хабаровского края и Дальнего Востока.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >