«Наш регион — Дальний Восток»,  № 01 (152), январь 2020
Главная тема

Главная тема 

«Здоровье каждого человека — наше национальное достояние»

Закончился 2019 год, и по давно сложившейся традиции в итоговом номере мы публикуем интервью с министром здравоохранения Хабаровского края Александром ВИТЬКО. В первую очередь потому, что именно в нашем регионе медицинская сфера развивается чрезвычайно динамично. Здесь построены и введены в эксплуатацию несколько крупных медицинских центров (кардиологический, онкологический, перинатальный и другие), работающих на самом современном уровне. И на достигнутом специалисты останавливаться не собираются.

ГОД БЫЛ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫМ

— Александр Валентинович, каким стал для сферы здравоохранения Хабаровского края ушедший 2019 год?
— Я бы ответил так: непростым, но в то же время знаменательным. Непростым потому, что  сегодня не только наш край, но и вся страна переживает сложные времена. Да, я уверен, что Россия достойно пройдёт через все трудности, как всегда происходило в нашей истории. Но для этого каждый из нас должен ещё более качественно и с полной отдачей работать на своём месте. Что же касается знаменательного периода, то это тоже факт. Например, послание президента Российской Федерации Владимира Владимировича ПУТИНА Федеральному Собранию стало очень значимым событием для всех, поскольку на его основе разработаны национальные проекты, которые уже работают. Скажу больше: в основу национальных проектов заложены интересы каждого человека. В этом, я считаю, заключается главное достоинство нашего лидера, нашего президента. Для него люди всегда на первом месте. И если говорить о реализации национальных проектов, то в этой связи проявляется базовая составляющая. Я имею в виду демографию, а по самому большому счёту — здоровье наших соотечественников, которое является национальным достоянием. Это — будущее нашей страны. Неслучайно в национальных проектах восемь направлений непосредственно касаются сферы здравоохранения. И все они важны. Все без исключения.
— А что в них самое важное?
— Конкретная работа по увеличению рождаемости и снижению смертности. Причём это не лозунги и не декларации. Для достижения соответствующих показателей государство выделяет более чем серьёзные ресурсы. В результате в России в целом и в Хабаровском крае в частности идёт масштабная модернизация медицинских учреждений, которая позволяет решать задачи высокого уровня сложности.

ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ

— А можно конкретные примеры?
— Конечно! Не секрет, что едва ли не самой большой бедой в нашей стране является непростая (и это мягко говоря) ситуация с сосудистыми катастрофами. Поэтому помощь людям с инфарктами и инсультами уже давно стала приоритетной государственной задачей. Но национальные проекты сделали эту работу ещё более динамичной и поступательной. Приведу в качестве примера наш регион. Именно в 2019 году за счёт реализации национальных проектов нам удалось значительно переоснастить первичные сосудистые центры. Так, в Хабаровске в 1-й краевой клинической больнице в рентген-операционной был установлен новый ангиограф, который позволяет на современном уровне производить различные исследования и операции по восстановлению кровоснабжения сосудов головного мозга и сердца. А если говорить просто, то благодаря этому мы сможем спасать жизнь многих пациентов со смертельно опасными заболеваниями.
Ещё пример: во 2-й краевой клинической больнице был установлен компьютерный томограф нового поколения мощностью 128 вращений Гентри. С его помощью буквально за считаные секунды можно поставить человеку правильный диагноз, то есть определить природу его инфаркта или инсульта. Сами понимаете, насколько это важно. Кроме того, оборудование даёт возможность производить коронарографию сосудов сердца на качественно ином диагностическом уровне и максимально быстро. Разумеется, это в разы сокращает сроки диагностики для пациентов, а при сердечных заболеваниях нередко дорога даже не минута, а каждая секунда.
Также хотелось бы отметить, что новое оборудование позволяет исследовать сосуды головного мозга в 3D-изображении. Всё вышеперечисленное приведёт к снижению уровня смертности пациентов с сосудистыми катастрофами. Но у нас есть и другие примеры. Так, в городе президентского внимания Комсомольске-на-Амуре создан сосудистый центр на базе 2-й горбольницы. Для новой операционной была приобретена современная ангиографическая установка. Так что жители Комсомольска-на-Амуре и ближайших районов смогут получать качественную высокотехнологичную медицинскую помощь, не выезжая, к примеру, в Хабаровск.
— А из какого бюджета финансировалось создание этого сосудистого центра?
— Да, это важный момент, поскольку средства на создание сосудистого центра в городе президентского внимания были выделены непосредственно из резервного фонда президента РФ.
И речь идёт о немалых деньгах — 54 миллионах рублей. Так что словосочетание «президентское внимание» имеет совершенно конкретное значение. Люди это почувствовали, поскольку сосудистый центр в Комсомольске-на-Амуре уже работает на полную мощность.
— Но ведь в Хабаровске действует ещё и федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии?
— Разумеется! И в этом медицинском учреждении делают высокотехнологичные операции. Так что сосудистые катастрофы у нас в крае лечат на самом высоком уровне. Это касается и федерального центра, и краевых, а также городских медицинских учреждений.

КАДРОВЫЙ ВОПРОС

— Какие ещё направления в сфере здравоохранения являются составной частью национальных проектов?
— Помимо перечисленного, крайне важное значение (а может, и самое важное) имеет кадровая составляющая в медицине. В этом плане, кстати, федеральные программы уже давно доказали свою эффективность. Я имею в виду и «Земский доктор», и «Земский фельдшер», и другие кадровые проекты. И вот что интересно: эти направления имеют под собой чёткую социальную базу, поскольку большая часть соответствующих программ направлена на повышение качества жизни в сельской местности, то есть обеспечение медицинским персоналом сельских больниц, поликлиник и ФАПов.
Особое внимание здесь приковано как раз к дальневосточным регионам, что, согласитесь, вполне  логично, ведь уровень жизни в ДФО резко отличается от уровня жизни в центральной части России. Отличается, как несложно догадаться, не в лучшую сторону. Да и природно-климатические особенности у нас весьма специфичные.
И вот вам вариант решения проблемы, который проявится уже в 2020 году. Так, единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, решившим связать свою судьбу со здравоохранением в сельской местности на Дальнем Востоке, будут в два раза выше, нежели в других регионах страны. Разве это не свидетельствует о внимании к ДФО со стороны федерального центра?
И мне хотелось бы задать вопрос вашим читателям: как вы думаете, разве реализация таких проектов не привлечёт специалистов в сфере здравоохранения на Дальний Восток? Лично я уверен, что врачи к нам поедут и будут здесь работать. Так что это ещё один вариант решения проблемы привлечения населения в ДФО. Я уже как-то говорил, что медицина может и должна быть эффективной отраслью. Эффективной и экономически, и социально. И федеральный центр предоставляет нам такую возможность. Впрочем, и регионы реализуют собственные программы
развития здравоохранения, в том числе и в кадровой плоскости. Это стало возможным благодаря выполнению указов президента РФ от 2013 года.
— Скажите, а как меняется система подготовки медицинских кадров?
— Ещё лет десять назад ситуация казалась безрадостной. В первую очередь потому, что в период лихих девяностых престиж профессии врача, казалось, был полностью утрачен. Доктора нередко не жили, а выживали на копеечную зарплату, а о фельдшерах, медсестрах или санитарках можно было и не говорить — все балансировали на грани нищеты. Но в нулевые годы ситуация стала постепенно выравниваться, а после выхода майских указов президента динамика изменений в медицине приобрела совсем иной характер. В результате сегодня профессия медицинского работника вновь стала престижной.
— И как это можно подтвердить?
— Да элементарно. Конкурс в наш Дальневосточный государственный медицинский университет сейчас составляет до 13 человек на одно место, в зависимости от специальности, которую хочет получить абитуриент.
Или возьмём в качестве примера Хабаровский медицинский колледж, где готовят фельдшеров, медсестер и клинических лаборантов. В среднем конкурс на место здесь составляет пять человек.
Такая вот показательная история.

БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ

— Александр Валентинович, вы высокопрофессиональный хирургонколог, много лет отработали в этой сфере и до сих пор отдаёте немало сил, чтобы онкологическая служба Хабаровского края действовала в современном формате. Чего стоит один только краевой клинический центр онкологии (ККЦО), построенный при вашем непосредственном участии! А как сегодня обстоит дело с лечением онкобольных?
— Знаете, рак называют болезнью пожилых людей. Но, к сожалению, в последние годы он сильно «помолодел». Увы, это печальная реальность. Поэтому ещё одним ключевым направлением в национальных проектах стала высокотехнологичная помощь онкобольным.
И я неслучайно подчёркиваю высокотехнологичный характер такой деятельности. Сейчас мы живем в век ядерной медицины, и соответствующие органосохраняющие, малотравматичные методики — это уже реальность. В том числе и в нашем краевом клиническом центре онкологии, который, кстати, с 2013 года обладает окружным статусом, поскольку у нас лечатся пациенты и из других дальневосточных субъектов.
— А здесь помощь со стороны федерального центра оказывается?
— Оказывается, и в больших объёмах. Например, только Хабаровский край получил на развитие онкологической службы почти 300 миллионов рублей. Эти средства были направлены на модернизацию как ККЦО, так и других профильных медицинских учреждений, а по сути, на переоснащение современным оборудованием всей онкологической службы региона. Но и территориальные программы государственных гарантий у нас также работают, и в их рамках тоже выделяются серьёзные средства.
— Какие?
— Например, только на приобретение дорогостоящих химиопрепаратов и таргетных препаратов было направлено порядка двух миллиардов рублей.
— Так много?
— А в онкоцентре очень дорогое лечение. Стоимость только одного курса колеблется в пределах от 1 миллиона до 1,5 миллиона рублей. И это не предел.
 — И сколько курсов доступно для одного пациента?
— Ровно столько, сколько ему необходимо по медицинским показателям. Некоторые пациенты получают курсы лечения в течение всей жизни. Ограничителей тут нет. Главное, чтобы человек жил и выздоравливал. Ничего важнее для нас нет и быть не может.
— Но ведь и в Комсомольске-на-Амуре также формируется современная онкологическая служба?
— Да, город президентского внимания и здесь развивается довольно динамично. В рамках распоряжения Правительства РФ № 704 в северной столице края на базе онкологического диспансера идёт строительство трёх профильных объектов. Это, во-первых, консультативная поликлиника на 150 посещений в смену, что должно полностью закрыть потребности жителей Комсомольска-на-Амуре в получении качественной и высокотехнологичной консультативной помощи. Второй объект — это отделение радиотерапии с ПЭТ-центром, где будут применяться
современные методики ядерной диагностики и лечения энергией протонов и электронов, а также с помощью ионизирующего источника «Кобальт-60».
И третий объект — это морфологический корпус, также крайне важный, ведь без знания морфологической структуры опухоли невозможно назначить правильный курс лечения.
— И когда онкодиспансер в Комсомольске-на-Амуре будет построен?
— Ввод этого объекта в эксплуатацию запланирован на 2021 год. Именно с того времени жители Комсомольска-на-Амуре смогут начать получать высокотехнологичную онкологическую помощь мирового уровня, что называется, у себя дома. А до этого времени всех нуждающихся будет принимать клинический центр онкологии в Хабаровске.
— Кстати, о ККЦО… Будет ли на базе этого медицинского учреждения создан протонный центр?
— Я в этом твёрдо убежден, тем более что мы в течение нескольких лет плотно работаем над реализацией этого проекта. Хотелось бы отметить такой момент: протонный центр — это уже следующий этап в развитии нашей онкологической службы. Я, кстати, имею в виду не только Хабаровский край, но и весь Дальний Восток, с учётом окружного статуса ККЦО.
— Какие средства предусмотрены на лечение пациентов в протонном центре?
— 2 миллиона 419 тысяч рублей на одного человека. Средства серьёзные, но человеческая жизнь бесценна.

СОВРЕМЕННЫЙ ФОРМАТ

— Насколько известно, в Хабаровском крае динамично развивается и телемедицина. Это так?
— Совершенно верно! И здесь опять таки существенную роль играет наша региональная специфика. Как всем известно, Хабаровский край — это огромные расстояния между населёнными пунктами и наличие труднодоступных сёл и посёлков в отдалённых районах, особенно на Севере. Но люди не должны остаться без квалифицированной и быстрой медицинской помощи, где бы они ни жили. А цифровые технологии позволят дистанционно оценить состояние пациента и принять решение о его дальнейшей госпитализации, например. Поэтому мы ежегодно выделяем немалые средства на развитие телемедицинских технологий, в том числе на развитие широкополосного скоростного интернета в ФАПах, где и будет устанавливаться соответствующее оборудование.
— С дистанционной диагностикой всё понятно. А как максимально быстро госпитализировать, к примеру, жителя Охотского района в одну из хабаровских больниц?
— Здесь мы работаем комплексно и используем возможности санитарной авиации. В своё время Хабаровский край стал одним из 34 субъектов РФ, которые вошли в профильную программу. Так
у нас появился вертолёт Ми-8 АМТ с медицинским модулем на борту для транспортировки двух пациентов одновременно. На его эксплуатацию ежегодно получаем из федерального бюджета порядка 150 миллионов рублей. Причём мы обслуживаем пациентов не только в Хабаровском крае, но и в ЕАО и даже в Приморье. Могу сказать со всей ответственностью: этот вертолёт уже спас не один десяток человеческих жизней.
— Последний вопрос, Александр Валентинович. Что можете пожелать жителям Хабаровского края в 2020 году?
— Как министру здравоохранения мне это делать легко. Конечно, в первую очередь здоровья. И чтобы каждый человек понимал: его жизнь — это наше национальное достояние. Национальное достояние государства Российского. Поэтому жизнь надо ценить и любить. А всё остальное приложится.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

Фотогалерея

 
Новости партнеров