В 2021 году угольно-энергетический холдинг АО «СУЭК» Андрея МЕЛЬНИЧЕНКО отметил своё 20-летие. Для Дальнего Востока России это событие имеет особое значение, поскольку в Приморском крае успешно работает предприятие холдинга — ООО «Приморскуголь». Более того, благодаря реализации масштабной инвестиционной программы приморское подразделение СУЭК планомерно оснащается современной техникой и оборудованием нового поколения, что позволяет решать задачи любого уровня сложности. Причём в перспективном формате, на 5, 10 и 20 лет вперёд. Это и стало темой нашего интервью с заместителем генерального директора — техническим директором ООО «Приморскуголь» Андреем КУКАРЕНКО.
— Андрей Иванович, давайте начнём интервью с инвестиционной программы СУЭК. Каким образом она реализуется в ООО «Приморскуголь»?
— На самом деле мы работаем в рамках одной инвестиционной программы, формирующейся из двух этапов инвестирования: текущей (на год) и долгосрочной, стратегической. Это, кстати, общая модель для всех подразделений СУЭК. Если же детализировать ситуацию, то получается следующее. Текущая инвестпрограмма подразумевает годичное планирование. В этом случае речь идёт о текущей деятельности и о решении задач на уровне «здесь и сейчас». Что же касается стратегической инвестиционной программы, то это базовый формат, в котором сосредоточены вопросы, связанные с капитальным строительством, техническим перевооружением, экономическим потенциалом... Срок её реализации более длительный — пять лет, с перспективой продления ещё на четыре следующие пятилетки, то есть на 20-летний период.
— Получается, инвестиции, заложенные в стратегическую программу СУЭК, поступают в ООО «Приморскуголь» планомерно, с учётом конкретных перспектив?
— И перспектив, и потребностей. Здесь можно привести в пример техническое перевооружение компании. При подготовке стратегической инвестиционной программы мы просчитываем, что через пять лет какое-то оборудование полностью выработает свой ресурс и его вместе со вспомогательной техникой нужно будет заменить. Всё это и «вбивается» в программу, которая утверждается руководством СУЭК.
— Как известно, по итогам 2020 года СУЭК инвестировала в «Приморскуголь» порядка 530 миллионов рублей. Можно сказать, что это рекордная сумма за весь инвестиционный период?
— Нет, конечно! На моей памяти инвестиции составляли и миллиард рублей в год. Просто в обозначенный вами период в программу было заложено 530 миллионов с учётом конкретных потребностей предприятия. А на деле финансовая составляющая всегда разная. В зависимости от списания оборудования и задач по строительству объектов капитального строительства стоимость инвестиционной программы меняется как в большую, так и в меньшую сторону.
— Какая техника приобретается в ООО «Приморскуголь» в рамках инвестиционной программы СУЭК?
— Инвестиционная программа предусматривает в первую очередь приобретение высокотехнологичной, высокопроизводительной техники. Могу привести конкретный пример. Я работаю в ООО «Приморскуголь» с 2004 года. Так вот, тогда на горных работах РУ «Новошахтинское» были задействованы 45 экскаваторов различных типов и 40 БелАЗов грузоподъёмностью в 40 тонн каждый. За прошедший период наше предприятие благодаря инвестиционной программе СУЭК прошло через несколько этапов технического перевооружения. И сейчас в этом же карьере работают всего четыре особо мощных электрогидравлических 15-кубовых экскаваторов Komatsu РС3000 и Hitachi EX2500, один экскаватор ЭКГ (12,5-кубовый), три экскаватора РС1250 и 23 карьерных самосвала БелАЗ-75131 грузоподъёмностью в 130 тонн каждый. Улавливаете разницу? Вместо 45 экскаваторов в недавнем прошлом сегодня — всего семь, вместо 40 БелАЗов — всего 23. То есть руководство АО «СУЭК» и ООО «Приморскуголь» сделало ставку не на количество, а на высокую производительность техники и оборудования.
— А какова эта производительность?
— Ещё не так давно объём переработки горной массы на одном экскаваторе составлял порядка 800—1200 тысяч кубов в год. Сейчас — шесть миллионов кубов. Та же история с самосвалами. Казалось бы, вполне современные машины вывозили до 500 тысяч тонн горной массы ежегодно, и это считалось хорошим показателем. Сейчас же 130-тонные БелАЗы транспортируют горную массу в объёме 1 миллион 100 тысяч тонн в год каждый. Вот вам и производительность.
— Кстати, это правда, что устаревшие самосвалы не списываются в утиль, а продолжают работать, но уже в качестве поливооросительных машин?
— Да, правда. Но для нас в этом нет ничего удивительного. Использование поливооросительных машин — часть производственного процесса на угольном разрезе. Так зачем приобретать новую технику, если можно купить на тот же БелАЗ дополнительное оборудование, установить его на вышедших из строя самосвалах и применить в качестве вспомогательной техники. Это нормальная опция для современной компании.
— Если говорить о добычном процессе на ваших разрезах, то из чего состоит сам горный комплекс?
— В первую очередь из электрогидравлического экскаватора, карьерных самосвалов и вспомогательного оборудования, грейдеров, бульдозеров и других машин. Также неотъемлемой частью общего производственного процесса является использование 1600-метрового транспортного конвейера, который подаёт уголь из карьера наверх. Между прочим, этот транспортёр — единственный на Дальнем Востоке. Ничего подобного в других угледобывающих компаниях региона нет.
— Насколько известно, инвестиционная программа АО «СУЭК» предусматривает масштабное развитие энергетики на объектах ООО «Приморскуголь». Это так?
— Безусловно! К примеру, на разрезе Павловский-2 введена в эксплуатацию ЛЭП 35 кВ, а в ближайшей перспективе — запуск новой электроподстанции напряжением в 36/6 кВ. Всё это также часть инвестиционной программы СУЭК, направленной на увеличение объёмов производства. Ведь понятно: чем больше мы работаем, тем больше электроэнергии нам необходимо, особенно с учётом применения именно электрогидравлических экскаваторов. Поэтому создание энергетической инфраструктуры — неотъемлемая часть общего производственного процесса.
— При этом компания уделяет серьёзное внимание и природоохранной деятельности?
— В этом также нет ничего удивительного. Таково жёсткое требование законодательства, а СУЭК и «Приморскуголь» безукоризненно соблюдают законы. Однако есть и другой момент. Наше предприятие участвует в реализации национального проекта «Экология», и это ретранслируется во вполне конкретные мероприятия. Точнее, в комплекс мероприятий. В частности, мы построили трубопровод выпуска очищенных карьерных вод на разрезе Павловский № 2, а в 2023 году планируем сдать в эксплуатацию очистные сооружения нового поколения. Функционирует у нас и современный склад хранения нефтепродуктов. Кроме того, мы приобрели и установили оборудование водно-дисперсионной завесы для улавливания угольной пыли. И это далеко не весь перечень. Скажу больше: мы ведём планомерную работу не только по охране окружающей среды (например, выпускаем мальков сазана в озеро Ханка), но и по развитию агропромышленного комплекса. К примеру, только в 2021 году переведём из категории земель промышленного назначения в категорию земель сельскохозяйственных порядка 45 гектаров территории, на которой ранее работала наша компания. И это не просто рекультивация. Совместно с правительством Приморского края (и в рамках соответствующего национального проекта) мы работаем над восстановлением плодородности почв. Таким образом, регион получит не голые земли, а посевные площади, которые реально нужны Приморью. Так что для АО «СУЭК» и ООО «Приморскуголь» производственные процессы неотделимы от экологии и социальной сферы. Всё это — наш профиль. И наша гражданская ответственность.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >