Чукотка — один из богатейших регионов России по запасам полезных ископаемых. Не случайно именно здесь сконцентрированы такие крупные месторождения, как Майское, Кекура, Купол, Штокверковое, Песчанка… Список можно продолжать долго. И совершенно очевидно, что для развития этих ресурсов необходима современная энергетическая инфраструктура. Это становится ещё более актуальным в связи с поэтапным выводом из эксплуатации устаревшей Билибинской АЭС. Разумеется, это не может не затронуть все производственные направления. Как, собственно, и социальную сферу. Поэтому проект «Плавучая атомная теплоэлектростанция», а также строительство двух высоковольтных линий 110 кВ Певек — Билибино имеет для российского Севера, без преувеличения, громадное значение.
Но для начала — ещё немного о северной специфике. В России есть немало примеров, когда исключительно богатые месторождения того же золота не осваиваются лишь по одной причине — эти запасники полезных ископаемых находятся в труднодоступных районах, где нет ни транспортной, ни энергетической инфраструктуры. Говорить о привлечении инвесторов в таких условиях не приходится. Ведь ни один инвестор никогда не вложит деньги, что называется, в никуда. А строить те же дороги, те же электростанции, те же линии электропередачи исключительно за свой счёт для бизнеса однозначно накладно. Не случайно проект территорий опережающего развития (ТОР) предусматривает государственный подход к решению инфраструктурных вопросов. По принципу: власть создаёт инфраструктуру, а инвестор вкладывает деньги в само производство. Теперь — о социальных факторах.
К сожалению, отток населения с Дальнего Востока в западные регионы России был и остаётся одной из самых острых проблем. И уезжают люди явно не от хорошей жизни. Ведь жить на Севере трудно не только из-за сурового климата, но и по причине дороговизны. Когда стоимость килограмма овощей сопоставима со стоимостью килограмма мяса — это явно некомфортно для населения. Вот и направляется народ туда, где жить и дешевле, и вообще проще. Хотя вполне очевидно — в стоимости любого товара, любого продукта энергетическая составляющая играет более чем заметную роль. Опять же по схеме: чем ниже тариф, тем дешевле еда на прилавках и одежда в магазинах. И наоборот. Поэтому ввод в эксплуатацию современной плавучей атомной теплоэлектростанции и двух ЛЭП ждут на Чукотке буквально все. И промышленники, и обычные люди.
Губернатор Чукотского автономного округа Роман КОПИН ещё на III Восточном экономическом форуме во Владивостоке подчеркнул значимость этого проекта:
— В настоящее время идёт подготовка к вводу в эксплуатацию уникального объекта — первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов». Мы рассчитываем, что в 2019 году она будет введена в эксплуатацию и внесёт значительный вклад в дело создания экологически чистой энергетики будущего Чукотки. И сформирует необходимый энергетический каркас для новых проектов.
Нетрудно догадаться, какие промышленные направления (причём не только новые) имел в виду глава региона. Речь идёт об обеспечении электроэнергией основных горнодобывающих компаний, работающих в рамках горно-металлургического кластера. В том числе это связано с реализацией проектов в границах богатейшей Баимской зоны. С учётом всего этого инвесторы, при поддержке правительства ЧАО, уже ведут подготовку к строительству ВЛ 110 кВ Билибино — Кекура — Песчанка. Плюс ко всему в ближайших перспективах — строительство ВЛ 220 кВ (Омсукчан — Омолон — Песчанка) из Магаданской области на Чукотку. Также плавучая атомная теплоэлектростанция, как уже и было отмечено, должна заменить не только Билибинскую АЭС, работающую с 1974 года, но и Чаунскую ТЭЦ, которая функционирует вот уже более 70 лет.
Об этом, в частности, нам рассказал начальник Департамента промышленности и сельскохозяйственной политики правительства Чукотского автономного округа Леонид НИКОЛАЕВ:
— Проект ввода в эксплуатацию плавучей атомной теплоэлектростанции, а также строительства двух очередей ВЛ необходим нашему региону. От этого зависит не только развитие Чаун-Билибинского промышленного узла, но и реализация множества других социально-экономических проектов. Причём тут всё будет основано на комплексном подходе. За счёт этого Чаун-Билибинский промузел будет обеспечен электроэнергией, а Певек — теплом.
Насколько мне известно, ПАО «РусГидро» планирует провести торги, связанные со строительством первой ВЛ Певек — Билибино уже в ноябре текущего года. Что же касается второй очереди линии электропередачи, то там также всё будет развиваться в ближайшей перспективе. Мы, действительно, надеемся на ввод в эксплуатацию плавучей атомной теплоэлектростанции и ВЛ. Тут ведь играет роль и тарифная составляющая. Уже сейчас льготный тариф для различных организаций региона в три раза ниже экономически обоснованного тарифа. И рост потребления энергии наверняка сыграет позитивную роль для экономики и социальной сферы.
Аналогичной позиции придерживается и советник департамента промышленности и сельскохозяйственной политики правительства ЧАО, один из самых известных геологов российского Севера Григорий ТЫНАНКЕРГАВ:
— Ввод в эксплуатацию плавучей атомной теплоэлектростанции и строительства ВЛ — вопрос решённый. Другого выхода у нас просто нет. Ведь Билибинская АЭС будет постепенно выводиться из эксплуатации. Да и сетевое хозяйство нуждается в постоянной модернизации. Впрочем, о чём говорить? Этот проект нужен людям. Иначе и не скажешь.
Заинтересованность правительства ЧАО в новых, современных энергетических мощностях и в сетевой инфраструктуре понять можно. Как рассказал нам в своё время губернатор ещё одного изолированного от материка региона — Камчатского края Владимир ИЛЮХИН, от местных властей во многом зависит и тарифная составляющая:
— Мы вели переговоры с энергетиками о снижении тарифа для сельскохозяйственных и пищевых предприятий. Ведь такие рынки энергозатратны по определению. Но нам удалось договориться. И в итоге сейчас энерготариф для сельхозпредприятий на Камчатке составляет менее рубля за киловатт-час.
Остаётся надеяться, что энергомост на Чукотке также приведёт к позитивным сдвигам как в экономике, так и в социальной сфере. Тем более что этот проект ещё и безопасный, о чём свидетельствует заключение профессиональных экологов. Они уже сделали вывод, что в ООО «Балтийский завод — Судостроение», где и строилась плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов», строго соблюдаются «все требования российского законодательства и международных норм, утверждённых МАГАТЭ». Об экологической безопасности нам сказал и первый заместитель генерального директора — главный инженер ДВУЭК Анатолий МАКСИМОВ:
— Современные атомные технологии безопасны. И эффективны. Никаких проблем здесь я не вижу. А развитие энергетической инфраструктуры для российского Севера актуально по определению. Тем более для Чукотки, где сейчас выпадают энергетические мощности Билибинской АЭС. Так что плавучая атомная теплоэлектростанция и новые линии электропередачи в этой связи — весьма неплохой вариант. Это реальная забота о людях. На Чукотке живут всего 30 тысяч человек. Но это такие же граждане России, как москвичи, петербуржцы, хабаровчане… Почему они должны жить в условиях инфраструктурного разрыва?
Впрочем, несмотря на профессиональные мнения наших собеседников и их уверенность в перспективности проекта плавучей атомной теплоэлектростанции, у нас есть основания полагать — в этом вопросе не всё так гладко. И речь не идёт о самой станции или о ЛЭП, в этом плане как раз всё в порядке. Что же касается сроков ввода объектов в эксплуатацию… Впрочем, продолжение темы — в нашем следующем номере.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >