«Наш регион — Дальний Восток»,  № 05–06 (83), май 2013
Главная тема

Главная тема 

«Нас сознательно выставляют крайними»

Многие российские чиновники в своих интервью не раз говорили примерно следующее: коммунальная реформа пробуксовывает, но большая часть вины за это ложится на управляющие компании. Так ли это? Об этом — в интервью с директором ООО «ЖИЛКОМСЕРВИС», депутатом Нерюнгринского районного совета Любовью ШИРЯЕВОЙ. 

— Любовь Ивановна, в нашей газете не раз публиковались интервью с вашими коллегами — руководителями управляющих компаний, которые говорят, что главная проблема ЖКХ заложена в постановлении правительства РФ № 354. Вы согласны с такой оценкой ситуации?

— Проблема вообще заключается в несовершенстве законодательства в сфере ЖКХ. Тут мы наблюдаем правовой перекос, когда постановления правительства РФ № 354 и 344, являющиеся подзаконными актами, стоят выше Жилищного кодекса РФ и Федерального закона № 261. По своей сути, они должны лишь ДОПОЛНЯТЬ, а не ПОДМЕНЯТЬ собой имеющиеся законы и создавать при этом правовую коллизию. Более того, постановление правительства № 354 настраивает жильцов против нас, управляющих компаний, которые занимаются эксплуатацией жилфонда и предоставлением жилищных услуг, и никакого отношения не имеют к коммунальным платежам и распределению данных ресурсов. Однако непродуманная ситуация с ОДН делает нас крайними. Возможно, всё было бы по-другому, если бы до того как постановление вошло в действие с 1 сентября 2012 года, все квартиры, на основании другого законодательного акта, были бы до 1 июля 2012 года оснащены индивидуальными приборами учета воды. А поскольку это оснащение перенесли еще на год, а жилфонд при этом был оснащен ИПУ только на 30–50 процентов, мы сегодня имеем перерасход в качестве ОДН по всем практически городам и регионам России, только, по-моему, за исключением Кемеровской и Забайкальской областей, которые отказались работать по данному постановлению.

— Вы уже сталкивались со случаями перерасхода по ОДН?

— По итогам апреля перерасход по ОДН у нас вышел по четырем домам. Плюс ко всему федеральные законодатели при подготовке нормативных актов не учитывают специфику территорий. Возьмем в качестве примера Нерюнгри. У нас вообще уникальная ситуация сложилась. Многие люди отсюда уехали. У нас, например, из 80 тысяч жителей района около 22 тысяч — пенсионеры, половина из которых уже давно проживает за пределами и района, и республики. Квартиры при этом не проданы, они сдаются. И получается, что официально в квартире, не оборудованной индивидуальными приборами учета водоснабжения (ИПУ), зарегистрирован один человек, а проживает пять-шесть квартирантов, которые, оплачивая норматив за одного зарегистрированного, потребляют воды в разы больше. В результате с 1 июля 2012 года, с момента ввода в действие постановления правительства РФ № 354 фактический перерасход воды по общедомовому прибору учета ложится как ОДН на плечи добросовестных собственников, которые проживают в этом доме и давно оборудовали свои квартиры ИПУ. Мы с сентября прошлого года, пытаясь снизить ОДН, выявляем такие квартиры, составляем акты фактического проживания квартирантов, за подписью мастера жилфонда и двух соседей, для того чтобы собственникам-арендодателям было доначислено за потребляемый ресурс, но «Водоканал» отказывается принимать наши акты без подписи собственника-арендодателя, якобы в связи с возможными судебными исками с стороны законных владельцев.

— О постановлении № 354 слышали все. А что такое постановление № 344?

— Я имею в виду постановление № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг», согласно которому теперь перерасход по ОДН будут выставлять УК. К этому документу у нас также есть много вопросов. Но сказать мне хотелось бы о другом — почему в нашей стране ежедневно с экрана телевизора, в программе «Доброе утро» делают из управляющих компаний каких-то монстров? Начнем с того, что на смену муниципальным предприятиям, бывшим ДЕЗам, которые десятками лет обслуживая, «убивали» жилфонд, превращая его в катакомбы и трущобы, пришли управляющие компании с целью навести порядок в этой непростой сфере ЖКХ. Но вместо того чтобы создать им благоприятные условия для работы, на них постоянно обрушивают негатив. С экранов телевизоров людям говорят — если вас что-то не устраивает, обращайтесь в свою УК, пишите в их адрес письменные заявления, а если они не ответят, направьте копию вашего обращения в ГЖИ и прокуратуру. Народ обращается, и выясняется, что львиная доля проблем связана не с теми, кто убирает дворы и подъезды, а либо с ресурсоснабжающими организациями, поставщиками электро-, тепло- и водоснабжения, либо с правовыми вопросами. 

— А сколько в среднем стоят ваши услуги?

— Если взять в качестве примера стандартную двухкомнатную квартиру площадью в 57 квадратных метров в городе Нерюнгри, то собственник платит за нее в среднем 5 тысяч рублей в месяц. Из которых оплата непосредственно жилищных услуг (то есть именно наш платеж) составляет 1 тысячу 500 рублей. В эту сумму входят техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомового оборудования, содержание дворовых территорий, уборка подъездов, вывоз твердых бытовых отходов, включая утилизацию, обслуживание лифтов, содержание мусоропроводов. И все эти услуги укладываются в полторы тысячи рублей. Все остальные начисления — это сборы ресурсоснабжающих организаций, то есть ДГК, «Якутскэнерго» и «Водоканала», с учетом ОДН. Причем 1 500 рублей — это для нас еще хороший «доход». Если же говорить об однокомнатных квартирах в домах без лифта, то наши сборы в этом случае вообще не превышают 600–800 рублей. И что самое обидное, все говорят о непомерно высоких тарифах на жилье, только это никаким образом не относится к нам. Наши тарифы на жилищные услуги остаются неизменными с 2009 года, несмотря на инфляцию и постоянное удорожание всех товаров и услуг. А вот теперь скажите, чем наши сотрудники хуже специалистов ДГК, «Якутэнерго», «Водоканала», поскольку эти компании регулярно, раз, а то и дважды в год поднимают свои тарифы и за счет этого могут платить своим работникам достойную заработную плату? Получается, что мы должны работать с минимальной прибылью, а для РСО созданы все условия, чтобы они могли ни в чем себе не отказывать. Сегодня они вправе поднимать свои тарифы в одностороннем порядке, защитив их в РЭКе, а мы обязаны утверждать тарифную составляющую только по согласованию с собственниками, а на деле, при постоянном росте тарифов РСО, и не на 6 процентов, а на 20–25 процентов собственники не идут на диалог о пересмотре стоимости наших услуг, и в итоге мы практически постоянно работаем по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления для муниципального жилья. 

— Такая ситуация сложилась и в других регионах?

— Нет, не во всех. Недавно я была на семинаре, где принимали участие наши коллеги из сибирских городов. Так у них «Водоканал», продавая свою услугу населению, начисляя и принимая оплату через свой расчетно-кассовый центр, сами выявляют дополнительно проживающих, актируют, а не перекладывают эту работу на управляющие компании. Что же касается наших РСО, они, предоставляя сегодня свой ресурс населению, не хотят даже заключать договоры на услуги паспортного стола, жалея каких-то сто тысяч, собирая при этом десятки миллионов. Скажите, как можно рассчитывать и собирать деньги, не зная, сколько зарегистрировано граждан по отдельно взятому дому? Я вам скажу, наши «мудрые» РСО обязывают нас предоставлять им ежемесячно такие справки, раньше они их просили у нас по телефону, а теперь прописывают это в договоры поставки. Да, мы в отличие от них заключаем договоры на услуги паспортного стола и платим за это деньги, но почему мы должны предоставлять это им, причем безвозмездно?

— Теперь ведь именно управляющие компании фактически отвечают перед ресурсниками за оплату поставляемого ими ресурса?

— Совершенно верно, в законодательных актах нам отведена роль абонентов. И согласно этим нормам именно абонент несет ответственность за оплату перерасхода по ОДН, причем за счет собственных средств. Такая норма, согласно постановлению правительства РФ № 344, вводится в действие с 1 июля 2013 года. Но беда в том, что у нас этих средств просто нет. 

Но если смотреть правде в глаза, то мы, по сути, отвечаем лишь за участок трубы (от стены подвала до квартиры собственника) по которой та же вода поступает жильцам. Тем не менее в результате этого мы являемся абонентами перед «Теплосбытом» и «Водоканалом» и отвечаем перед ними за всё.

— Как выходить из сложившейся на коммунальном рынке ситуации?

— Беда в том, что сам этот рынок находится в ущербном состоянии. Мы наблюдаем постоянно повышающиеся аппетиты монополистов из ресурсной сферы. Они регулярно поднимают свои тарифы. Но цена должна быть обоснована. А теперь зайдите на сайт какой-нибудь ресурсоснабжающей компании. Попробуйте найти там четкое обоснование тарифа. Сомневаюсь, что вы обнаружите такую информацию. Ну и, конечно же, требуется менять отраслевые нормативные акты и приводить их в соответствие со здравым смыслом и, самое важное, с интересами человека. 

— Не знаю, как насчет РСО, а ваш сайт как раз предоставляет самую полную информацию. Да и вообще ваша УК пользуется серьезным уважением у жильцов. Как вам удается эффективно работать в сложных условиях?

— Особого секрета тут нет. Просто во главу угла мы ставим интересы жильцов. Каждого человека. Ведь наша обязанность как раз и заключается в том, чтобы человек в своей квартире, в своем доме, в своем дворе чувствовал себя максимально комфортно. Что же касается лично меня, то мне помогает моя депутатская работа в районном совете. Благодаря доверию своих избирателей я могу видеть ситуацию не только в локальном разрезе, но и в целом. И это для меня — большое подспорье. Плюс ко всему у меня есть дополнительные возможности решать проблемы людей еще и на парламентском уровне. Решать по совести. Иначе я просто не умею.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров