«Наш регион — Дальний Восток»,  № 05–06 (83), май 2013
Главная тема

Главная тема 

«Коммунальные тарифы на Севере должны быть заморожены»

Проблем на Востоке страны более чем достаточно. Особенно это касается цен на все товары и услуги, которые просто превышают разумные пределы. При этом знаменитые некогда «северные» зарплаты уже давно стали историей. О том, как стоит выравнивать ситуацию, — в интервью с депутатом Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), председателем общественной организации «Мы — северяне», директором ООО «Саха-электроремонт» Романом ЛИТВИНЦЕВЫМ.

Особая история

Справка

ЛИТВИНЦЕВ Роман Анатольевич родился 26 ноября 1962 года в Якутске. После окончания Хабаровского строительного техникума работал в Нерюнгринском дорожно-строительном управлении треста «Якутуглестрой», где прошел путь от дорожного рабочего до мастера. Также работал учителем труда в общеобразовательной школе. В 1990 году ушел в бизнес. А с 1993 года трудится в должности руководителя предприятия ООО «Саха-Промэлектроремонт». Депутат Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я), председатель общественной организации «Мы — северяне», член регионального политсовета партии «Справедливая Россия». 

— Роман Анатольевич, это правда, что вы готовитесь провести в Якутии референдум, цель которого — заморозить коммунальные тарифы?

— Да, правда. Только этот референдум готовлю не лично я, а общественность. При поддержке регионального отделения партии «Справедливая Россия». А я, скажем так, координирую этот процесс.

— Но ведь к вашим требованиям может присоединиться минимум половина населения страны. Почему именно организация «Мы — северяне» поднимает эту проблему?

— Я не спорю, что и в других регионах России ситуация с коммунальными тарифами неоднозначная. И это еще мягко сказано. Но, думаю, там есть свои гражданские активисты, которые лучше нас владеют ситуацией. А во-вторых, то, что происходит с тарифами в Якутии, вообще не имеет здравого смысла. 

Уникальная специфика

— Что вы имеете в виду?

— А я объясню. Причем буду говорить просто, чтобы всё было понятно даже тем, кто не живет в нашей республике. Вот что такое Якутия? Это не только уникальная природа или алмазы, но еще и огромное пространство, занимающее пятую часть территории России. Однако более или менее освоенной землей здесь можно считать центральные и южные районы РС (Я). А вот север региона — это, в первую очередь, малонаселенные поселки и угодья коренных малочисленных народов, занимающихся оленеводством. Но в любом случае все небольшие населенные пункты на севере Якутии нужно отапливать и освещать. Даже если там живет 10–20 человек, людей без тепла и света не оставишь. И основными генерирующими источниками в этих наслегах являются ДЭC. Причем в большинстве случаев такие ДЭC давно устарели и потребляют просто огромное количество топлива. А с учетом того, что это топливо доставляется в рамках северного завоза, реальная себестоимость коммунальных услуг в отдаленных улусах республики получается, без преувеличения, громадной. Обычный человек просто не в состоянии оплатить такой дикий тариф. Теперь другой момент. На юге и в центре РС (Я) есть иные, более мощные источники генерации. К примеру, у нас работает Нерюнгринская ГРЭС. Соответственно, производство электрической и тепловой энергии у нас намного ниже, нежели на севере. Казалось бы, и платить за свет и тепло мы должны меньше. Но не тут-то было. В республике действует схема перекрестного субсидирования, при которой жители южных и центральных районов Якутии фактически платят за тех, кто живет на севере.

— Несложно понять, что от этого страдает еще и бизнес территории?

— Могу сказать на примере компании «Саха-электроремонт» — не менее 50 процентов наших расходов составляет как раз тарифная составляющая. Ну и как можно работать в таких условиях? А ведь это не просто проблемы нашего бизнеса. Это отражается и на всех людях, которые здесь живут. Могу сказать совершенно ответственно — если бы мы, представители реального сектора экономики, не были обременены такой дополнительной нагрузкой, то высвободившиеся средства шли бы на расширение производства (а это новые рабочие места), на повышение зарплат (а это увеличение покупательской способности населения), но дополнительную поддержку социальных инициатив районных властей (а это решение многих проблем простых, в первую очередь малообеспеченных граждан) и на другие нужные народу цели. Но пока мы едва сводим концы с концами. И не последнюю роль в этом играют монополизм энергокомпаний, а также перекрестное субсидирование. 

— Но ведь о том, что нужно уходить от схемы перекрестного субсидирования, говорится вот уже лет десять, причем на всех уровнях власти.

— А толку? Разговоров много, но реальных попыток изменить ситуацию мы не видим.

Выход есть

— Как все-таки можно решить эту проблему?

— Прежде всего заморозить коммунальные тарифы по крайней мере до 2016 года. Это тот самый вопрос, который мы планируем вынести на референдум. Но такая схема — это лишь первый шаг. Ведь мы не случайно ставим временную планку, ограничивающуюся 2016 годом. За оставшееся время государство просто обязано проявить волю и решить хотя бы первоочередные проблемы северных территорий. Грубо говоря, если у маленького поселка где-нибудь в Арктике нет перспектив, значит, переселяйте население в другие населенные пункты. Ну а коль скоро власти по тем или иным причинам заинтересованы в конкретных наслегах, значит, требуется привлекать инвесторов и создавать условия, при которых коммунальная энергетика могла бы развиваться в современном формате. Без диких тарифов, либо напрямую субсидировать тариф.

— А вообще возможно найти инвесторов для Севера?

— Конечно, тем более примеры уже есть. Вот работает компания «Теплоэнергосервис», которая на принципах государственно-частного партнерства не только строит, но еще и эксплуатирует современные котельные на Севере. Как в Якутии, так и в Хабаровском крае. И ведь теперь благодаря этому бюджет экономит большие средства. Теперь не приходится доставлять на север невиданное количество топлива, чтобы насыщать потребности старых, а потому и неэффективных с технической точки зрения ДЭС. Котельные нового поколения экономичны, что отражается и на топливных, и на финансовых объемах. Я всё это говорю к тому, что если у государства действительно есть интерес системно осваивать Север, то нужно создавать условия для тех людей, кто на этом Севере живет и работает. А для этого требуется разрабатывать и внедрять нормальную северную политику. Причем во-главе угла здесь должны стоять интересы человека. Не финансово-промышленных групп, а именно человека. Российский Север умрет тогда, когда оттуда уедет последний местный житель. И власть обязана это понимать.

Референдуму быть

— Роман Анатольевич, а как сейчас складывается ситуация с референдумом?

ЛИТВИНЦЕВ Роман:
Мы просто обязаны буквально заставлять федеральную власть брать на себя ответственность за Север. По принципу — господа, вы хотите, чтобы эти богатейшие земли развивались? Значит, создавайте условия, при которых людям здесь будет комфортно жить и работать. Берите на себя выплату коэффициентов и надбавок, тормозите рост тарифов ЖКХ...

— Нормально складывается, в плановом режиме. Под эгидой организации «Мы — северяне» была создана инициативная группа, которая сейчас собирает подписи для собственной регистрации. Начали мы с поселка Тикси, где подписи люди уже собрали. Теперь к нам будут присоединяться жители Нерюнгри, Якутска, Ленска и Мирного. Ну а после того, как необходимые подписи будут собраны, инициативную группу зарегистрируют официально. И вот тогда начнется второй этап — сбор подписей в поддержку референдума.

— Сколько человек должны поставить свои автографы, чтобы вопрос о референдуме был внесен вначале в ЦИК РС (Я), а затем и в Государственное собрание (Ил Тумэн) РС (Я)?

— По закону 12 тысяч. Но мы намерены значительно перешагнуть эту планку и собрать не менее 20 тысяч подписей.

— Зачем нужен такой задел?

— Скажем так, на всякий случай. Мы ведь знаем, как избиркомы относятся к подсчету голосов. По крайней мере, тех голосов, которые собираются без участия властей. Тут на каждую запятую смотрят под большой лупой. И процент выбраковки, в таких случаях, довольно велик. Вот поэтому мы и страхуемся.

— Но ведь проведение референдума — это не единственная цель «Мы — северяне»?

— Наша задача — сделать всё для улучшения жизни людей в Якутии. Но прежде всего мы просто обязаны буквально заставлять федеральную власть брать на себя ответственность за Север. По принципу — господа, вы хотите, чтобы эти богатейшие земли развивались? Значит, создавайте условия, при которых людям здесь будет комфортно жить и работать. Берите на себя выплату коэффициентов и надбавок, тормозите рост тарифов ЖКХ, создавайте привлекательные условия для инвесторов, снижайте налоги для местного бизнеса, развивайте инфраструктуру... Только в этом случае регион сможет стать процветающим, Что выгодно, кстати, не только нам, но и всей России.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров