В этом году проектно-исследовательский институт воздушного транспорта «Дальаэропроект» отмечает 45 лет со дня основания. И значение этой даты для всего нашего региона переоценить просто невозможно.
Дальний Восток — особая территория России. И для нашего региона авиация — это не просто один из видов транспорта. Для многих дальневосточных городов и поселков это фактически единственная связь с «большой землей». Знаменитые слова из песни о местах, куда «только самолетом можно долететь»,— это как раз о нас. О нашей земле. Но без надежной авиационной инфраструктуры ни о каком воздушном сообщении не может быть и речи. И создание такой инфраструктуры — прямая заслуга специалистов ОАО «ПИИ ВТ «Дальаэропроект». Именно эти люди в течение вот уже 45 лет выполняют все виды проектно-изыскательских работ на объектах гражданской авиации. Причем не только Дальнего Востока, но и других регионов страны.
А начиналось всё в конце шестидесятых годов прошлого века. Кто интересуется историей, тот, разумеется, помнит — в те годы к развитию Дальнего Востока, также как и сейчас, было приковано особое внимание советских властей. Во-первых, в тот период в нашем регионе шло мощное изучение минерально-сырьевой базы. Во-вторых, специалисты уже серьезно рассматривали перспективы развития транспортного комплекса восточной части Советского Союза. Наконец, в-третьих, из-за осложнений в отношениях между СССР и Китаем отечественные руководители старались максимально «приблизить» Дальний Восток к центру страны. Но всё это могло стать возможным при соблюдении одного условия — территории за Уралом должны были прирастать собственными аэропортами, аэродромами и взлетными площадками. Снабженными, соответственно, всей профильной инфраструктурой. А для того, чтобы эта работа продвигалось системно, с учетом местных природно-климатических условий и иных факторов, в 1968 году было принято решение — создать в Хабаровске государственный проектно-исследовательский институт гражданской авиации «Дальаэропроект». Первым руководителем «Дальаэропроекта» стал 38-летний инженер-строитель из ЦПИ-20 Минобороны СССР Михаил НИСТРАТОВ. Поначалу в институте трудились всего 40 специалистов. Но несмотря на это, организация буквально с первых лет своего существования стала участвовать в реализации серьезных отраслевых проектов. Уже в 1968 году (то есть в год основания института) сотрудники «Дальаэропроекта» приступили к проектированию аэропорта в Шмаковке. Через год — новая задача, которая была связана со строительством собственного инженерного корпуса, а также комплекса жилых зданий для работников системы воздушного транспорта. Еще через несколько месяцев — проектирование гостиницы в аэропорту Хабаровска. А начиная с 1971 года в истории института наступил, можно сказать, переломный период. К этому времени здесь уже сложился уникальный коллектив молодых, талантливых специалистов, которые мечтали о больших проектах. Это, в первую очередь, Виктор МЕЖЕННЫЙ, Михаил ПАК, Борис МАМОНТОВ, Сергей БЕЛОУСОВ, Валерий ЖАВОРОНКО, Михаил БРЕДУН, Людмила МИЦКЕВИЧ, Александр ИОДЧИК, Людмила ДОЛИННАЯ, Виктор ПЕТРОВ, Юрий КРЕТОВ, Людмила ТУНИКОВА, Валерий НАЛИВАЙКО, Луиза СОКОЛЕНКО и другие. И их мечтам было суждено воплотиться незамедлительно. Уже в 1971 году сотрудники «Дальаэропроекта» приступили к проектированию в рамках объекта «Аэропорт в Комсомольске-на-Амуре». Это была без преувеличения грандиозная работа, ведь речь шла не только о самом здании аэровокзала на 200 пассажиров в час, но обо всей отраслевой инфраструктуре. В частности, о взлетно-посадочной полосе, о средствах посадки, о расходном складе ГСМ. Уже тогда перед специалистами института ставились сложные отраслевые задачи, с которыми молодые проектировщики справлялись успешно и в строго установленные сроки. При этом работали безо всякой вычислительной техники, просто с помощью рейсшин и карандашей. Но качество в любом случае было безукоризненным. По сути, коллектив «Дальаэропроекта» использовал в своей деятельности те схемы, которые мы называем «комплексным подходом». По принципу: инженерно-изыскательские работы? Пожалуйста! Технико-экономическое обоснование проекта? Без проблем! При этом расширялась и производственная география института. Специалисты «Дальаэропроекта» работали, наверное, во всех регионах Дальнего Востока и Сибири. Да и в других населенных пунктах нашей страны. Якутия и Сахалин, Камчатка и Приморье, Чукотка и Амурская область, Колыма и ЕАО... В этот же список стоит добавить Новосибирск, Кемерово, Иркутск, Улан-Удэ, Читу, Душанбе... Перечень можно продолжать долго. Причем работы были самые разные, от обоснования целесообразности принятия конкретных типов самолетов на уже существующих объектах до проектирования новых аэропортов, как говорится, с ноля. А начиная с 1975 года опыт специалистов «Дальаэропроекта» был востребован и за границей. В частности, в КНДР где проектировалась авиатрасса Москва—Хабаровск—Пхеньян. Забегая вперед стоит отметить — впоследствии сотрудничество хабаровских проектировщиков с зарубежными партнерами из Франции, Индии, Германии, Исландии, Швеции, Японии, Китая и США стали регулярным явлением. Большой опыт и безупречная репутация дальневосточного института стали серьезным подспорьем для расширения международных связей. В конце восьмидесятых годов министр гражданской авиации СССР Борис ПАНЮКОВ принял решение, что институту будут выделены компьютеры. По тем временам вариант почти фантастический. Электронно-вычислительные машины (ЭВМ) были тогда далеко не во всех московских организациях. А уж в Хабаровске... В качестве поставщика оборудования была выбрана индийская компания АМКО. И вскоре в командировку в Индию выехали, помимо директора «Дальаэропроекта» Валерия ЖАВОРОНКО, начальник отдела автоматизации производственных расчетов Олег ШАДРИН и главный инженер проекта (в настоящее время — исполняющий обязанности генерального директора института) Анатолий ГЕНЕНДЕР. Они побывали на заводе, договорились о поставках, и через некоторое время компьютеры были доставлены в Хабаровск. И вот что показательно. В начале девяностых в стране разразился настоящий кризис. А вот коллектив дальневосточного проектного оказался во всеоружии. Здесь уже действовала собственная автоматизированная система проектирования, которая во многом помогла организации сохранить свои отраслевые позиции.
Хотя, конечно, постперестроечный период и последующие нелегкие времена отразились и на деятельности «Дальаэропроекта». Был период, когда эта организация оказалась на грани банкротства. Но несмотря на все сложности, институт сохранил свои позиции и расширил производственную географию. Например, в настоящее время специалисты ОАО «ПИИ ВТ «Дальаэропроект» работают не только на таком дальневосточном объекте, как аэропорт Магадан, но и в рамках проектирования комплекса аэропорта Саратова. То есть, теперь речь идет о серьезном укреплении собственных позиций на рынке. Впрочем, исполняющий обязанности генерального директора института, отличник воздушного транспорта Анатолий ГЕНЕНДЕР говорит об этом достаточно лаконично:
— Мы просто качественно выполняем свою работу. В соответствии со своим опытом и профессионализмом. И, надеюсь, самые интересные проекты у нас еще впереди. Пользуясь случаем, я хотел бы поздравить и наших ветеранов, и нынешних сотрудников ОАО «ПИИ ВТ «Дальаэропроект» с сорок пятой годовщиной со дня образования нашего института. Желаю каждому из вас, уважаемые коллеги, долголетия, крепкого здоровья и успехов во всех начинаниях.
Андрей БАРСУКОВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >