О развитии Дальнего Востока говорят много, причем на всех уровнях власти. Создаются и обсуждаются целые талмуды, расписывающие пути и методы развития региона. Однако на практике вряд ли можно считать ситуацию улучшающейся.
Да, на востоке страны реализуются крупные проекты, и на эти цели выделяются федеральные инвестиции. Значительные инвестиции. Но они не работают на пополнение местного бюджета, уровень жизни местных людей от этого не улучшается, да и местный бизнес в сложившейся ситуации поставлен в малопривлекательное положение.
— Оглянитесь вокруг, происходящее удручает, — рассказывает Юрий ФЕДЯЕВ, президент ООО «Трансстрой ДВ» — компании, которая за годы работы в транспортном строительстве выполнила значительные объемы работ. — Первые полгода профессиональное сообщество ожидает проведение аукционов. Это напряженное время, когда портфель заказов не сформирован, когда техника и люди по большей части простаивают, когда финансирование не поступает и предприятие живет и работает на переходящих объектах по большей части за счет собственных средств. И вот объявляется аукцион. Вы посмотрите со стороны на то, как он проходит. Это же мышиная возня.
— Юрий Петрович, что вы имеете в виду?
— Я говорю о том, что местные предприятия, обладающие колоссальным потенциалом, большим опытом работы и солидной производственной базой, вынуждены буквально воевать между собой за каждый объект. Большие стройки на Дальнем Востоке ведутся, но генеральными подрядчиками на них выступают пришлые компании — по большей части московские. Зачем? Неужели кто-то думает, что у местных предприятий могло не хватить опыта и возможностей для того, чтобы своими силами построить объекты саммита АТЭС? Качественно построить! Хватило бы: и опыта, и профессионализма. Но в этой стройке местным компаниям была отведена роль субподрядчиков, которые работали за копейки, при этом выполняя основные объемы.
И самое главное, что строительство объектов саммита — это далеко не единственный пример. Взять хотя бы строительство мостового перехода на остров Большой Уссурийский. Тоже колоссальные объемы, и если бы их выполняли местные мостостроительные предприятия, решился бы ряд социальных и экономических задач. Дальневосточные специалисты получали бы хорошую зарплату, а региональный бюджет — солидные налоговые отчисления.
— И развивалось бы местное производство, о чем так много говорят в верхушке власти.
— Именно. Но что мы видим на деле? Основные объемы федерального финансирования уходят обратно в Москву. А то, что остается, разыгрывается среди региональных компаний. Остаются, нужно сказать, крохи, но даже от них сбрасывается существенная часть стоимости.
— Вы говорите о практике демпинга?
— О ней. Причем речь идет не о фирмах-однодневках, которых на Дальнем Востоке в принципе нет, они есть на западе России, но не в нашем регионе. Речь идет о солидных и зарекомендовавших себя компаниях, на счету которых выполненные сложные и большие объекты. Они это делали в лучшие времена, а сегодня эти предприятия поставлены в такое положение, что они вынуждены заниматься демпингом. Делают это, чтобы получить хоть какие-то объемы, загрузить имеющиеся мощности. И хоть как-то оставаться «на плаву».
— Но ведь это невыгодно?
— Естественно, но тут есть два варианта: или сидеть совсем без работы, или работать за минимальную стоимость. У каждой такой компании по семьсот — тысяче специалистов, которым необходимо платить зарплату — достойную зарплату, потому что у каждого специалиста есть семья. На руководителе очень большая ответственность. Он понимает, если сегодня он не примет правила игры, то завтра ему придется уволить большую часть работников, оставив своих людей на улице. В 2008 году у нас была подобная ситуация. На тот момент в нашей организации работали около тысячи человек, грянул кризис — объемов не стало, и пришлось уволить порядка восьмисот. Это очень тяжело. С того времени нам удалось нарастить штат, увеличить показатели. Хотя общеотраслевую ситуацию по-прежнему сложно назвать стабильной.
— Как вы относитесь к изменениям, которые происходят на законодательном уровне?
— Я не буду давать оценок. Скажу только, что многие законы, которые сегодня принимаются, требуют серьезной доработки. Это видно производственникам, которые работают по новым законам, но те, кто их принимал, явных пробелов в законодательстве не замечают. Сейчас создано новое министерство, ориентированное на развитие Дальнего Востока. Еще не ясны функции новой госструктуры, пока непонятно, каким образом она будет осуществлять свою деятельность и чем это новшество сможет помочь региону. Поэтому пока рано давать оценки, но, по моему мнению, это не самая плохая идея. Только если бы это министерство было создано при Советском Союзе, когда существовала практика государственного планирования, когда были объемы и здоровая обстановка в отрасли — пользы было бы больше. А сейчас всё очень спорно.
— Но ситуацию ведь, наверняка, можно переломить?
— Я думаю, можно. Только для этого необходимо кардинально менять подходы и свое отношение к делу. Причем перемены эти должны произойти на самом верху — среди тех людей, которые принимают решения. Необходимо, чтобы во главу угла был поставлен уровень жизни жителей Дальнего Востока, только так можно остановить отток населения в западные регионы России. Ведь развитие региона именно это и предполагает: создать условия для нормальной жизни людей. Обеспечить их стабильной работой, достойной зарплатой… И решать эту задачу нужно в комплексе. Федеральные инвестиции необходимо реализовывать местными силами, а я вас уверяю — они ничем не хуже столичных, а в плане опыта работы в сложных дальневосточных условиях значительно лучше. Есть потенциал, есть возможности — нет волевого решения. Со всех сторон правильного решения.
— Какого плана решение необходимо?
— Необходимо узаконить возможность работать в регионе в приоритетном порядке региональным компаниям. В развитии Дальнего Востока должны быть задействованы в первую очередь дальневосточники, и точка! Просто доработать 94-й федеральный закон недостаточно, хотя и необходимо. Важно на федеральном уровне принять закон, дающий Дальнему Востоку особый экономический, социальный и культурный статус. И уже на этом основании внести поправки в существующие нормативные акты: Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, ФЗ-94, ФЗ-223 и так далее. Тогда и толк будет.
Ксения МУХАМЕТШИНА
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >