«Наш регион — Дальний Восток»,  № 07 (74), июль 2012
Главная тема

Главная тема 

«Решения в Госдуме принимают дилетанты»

Дискуссии о судьбе госкорпорации развития Дальнего Востока не утихают. Но очевидно другое — федеральная власть не выслушала мнение региональных участников рынка о том, нужен ли нашей территории этот проект. Впрочем, по другим не менее значимым поводам московские чиновники также предпочитают принимать решения в своих кабинетах. А это — большая ошибка власти. Именно такую точку зрения высказал директор государственного предприятия Чукотского автономного округа «Дорожное ремонтно-строительное управление № 1» Александр БИБИШЕВ. 

Странный интерес

— Александр Александрович, федеральная власть, судя по всему, ищет хоть какой-то путь развития Дальнего Востока. Создано региональное министерство, идут дебаты о формировании госкорпорации, планируется вливать в экономику территории триллионы рублей. Как вы ко всему этому относитесь?

Александр БИБИШЕВ:

— Я не знаю, будет создана госкорпорация развития Дальнего Востока или нет. По моему мнению, лучше предприятиям и бизнесу не будет. Но в любом случае власть обязана выслушать и принять к сведению мнение дальневосточных производственников, то есть людей, досконально знающих специфику нашего региона. Иначе выгоду получит кто угодно, но только не дальневосточники. 

— Прежде чем что-то делать на Дальнем Востоке, нашим чиновникам было бы неплохо поинтересоваться у тех, для кого это создается, — а КАК это надо делать? В этом случае требуется привлекать к обсуждению не столичных политиков, ученых или бизнесменов, которые за Уралом бывают в лучшем случае в краткосрочных командировках, а тех, кто здесь живет и работает, кто досконально знает особенности территории. Я имею в виду руководителей местных предприятий. Дорожники, строители, недропользователи, природопользователи, рыбопромышленники, представители АПК — все должны иметь возможность высказать мнение о путях развития Дальнего Востока. Уверяю вас, оценки будут объективными, а рекомендации — взвешенными и профессиональными. Пока же мы видим, что решения на уровне той же Госдумы принимаются непрофессионалами. Как могут актеры и спортсмены (при всем моем к ним уважении) принимать законы о госзакупках? Они же в этом ничего не понимают. Да и в правительстве, зачастую, предпочитают копировать западный опыт, без учета российской и северной специфики. Так произошло со спутниками системы ГЛОНАСС. В наших условиях они уже давно превратились в серьезную проблему для участников рынка.

— Вы не принимали участие в каких-то обсуждениях, организованных властью, на тему — нужна ли дальневосточникам дальневосточная госкорпорация, которую уже называют финансовым монстром?

— Я не знаю, были ли вообще такие обсуждения. Но одно могу сказать точно, создается еще одно место для бюрократов, которое на 90 процентов будет состоять из москвичей, весьма далеких от проблем Дальнего Востока. Но почему всё это происходит Москве, почему не на месте?! Мне и многим моим коллегам это непонятно. 

Примеров хватает

— А можно привести пример, когда отсутствие диалога бизнеса и государства привело бы к необратимым последствиям?

— Таких примеров много, но самый яркий из них — ФЗ-94. При формировании и принятии этого закона хоть кто-то из чиновников поинтересовался мнением руководителей отраслевых компаний? Не думаю, иначе этот нормативный акт был бы отправлен либо на доработку, либо в мусорную корзину. Тем не менее сейчас конкурсы проходят по диким правилам. Выигрывает их тот, кто сбрасывает цены до предела. На Чукотке этим особенно грешат пришлые, московские структуры. Они вначале побеждают на торгах, а затем бегают по всему округу в поисках субподрядчиков.

— Находят?

— А куда деваться местным предприятиям? На Чукотке и так работы не хватает. Северная специфика отличается тем, что серьезные заказы здесь — на вес золота. Поэтому наши производственники рады и копеечным субподрядам. И я уж не говорю, в этом случае, о качестве. При подготовке к торгам составляется проектно-сметная документация, где учитывается всё, начиная от стоимости материалов и работ и заканчивая сопутствующими расходами подрядчика. Да, можно на чем-то сэкономить на два, на пять, ну даже на десять процентов. Но когда цены сбрасываются на тридцать, а то и на сорок процентов, говорить о качестве объекта не приходится. Разумной экономии в этой «процентной вилке» не существует. И предъявлять какие-либо требования к долговечности того или иного объекта в этих условиях — верх наивности. Вот недавно из Приморья пришла новость — дождь размыл участок дороги, построенной к саммиту АТЭС меньше года назад. Я, конечно, не знаю подробностей, но факт на поверхности — не может хорошую, новую (!) дорогу смыть дождем. Вот он, ФЗ-94 во всей красе.

Только так

— А может, дело в другом? Ведь, по сообщениям СМИ, на строительство этой дороги было выделено 29 миллиардов рублей, то есть почти миллиард долларов. Раза в три больше, чем расходуется на аналогичные объекты в европейских странах.

— В любом случае, если бы конкурсы проходили в цивилизованном режиме, проблем и для компаний, и для бюджетов, и для потребителей было бы меньше. Но тут возникает еще одна любопытная история. Казалось бы, дискуссии о минусах ФЗ-94 идут давно. О проблемах, связанных с этим законом, знают первые лица государства. И что дальше? А дальше власти принимают еще один нормативный акт, за номером 223 «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Речь идет о том, что госпредприятия и компании, с государственным капиталом в 51 и более процентов, обязаны приобретать товары исключительно по конкурсным схемам. В итоге получается такая картина. Наша структура является государственной. И естественно, в своей работе мы используем тяжелую технику. А техника, как известно, периодически выходит из строя. Но если раньше в случае, предположим, поломки двигателя я мог напрямую позвонить поставщику или для быстрого ввода в работу транспортного средства купить на другом предприятии здесь на территории, то сейчас так делать нельзя. Я обязан объявить аукцион и только после этого определиться с поставщиками. А всё это процесс долгий — пока мы оформим документы, пока проведем торги, пока заключим договор, пока получим двигатель… На это могут уйти месяцы. Тем более у нас, на Чукотке, где завоз любых материальных ценностей завязан на короткий период навигации. И всё это время моя техника будет простаивать. Поэтому, я еще раз повторю, при формировании и принятии каких-то законов (о дальневосточной госкорпорации, например) необходимо учитывать мнение руководителей региональных предприятий. Мы ежедневно варимся в своей каше, и за каждым из нас стоит не абстрактный бизнес, а интерес конкретных людей, наших работников. 

— Что нужно для качественного развития Дальнего Востока?

— Нормальные правила игры, то есть эффективные законы и человеческий потенциал, то есть местные жители. Не будет здесь населения — не будет вообще ничего. Я могу в качестве примера привести свое предприятие. Мы занимаемся строительством и содержанием ледовой переправы через Анадырский лиман, которую совсем не случайно называют «дорогой жизни», ведь в течение зимних месяцев все товары для местных жителей доставляются только этим путем. Трудностей у нас хватает. Причем таких трудностей, которые и не снились жителям российского запада. В феврале, как правило, пурга заметает дорогу буквально за час.

Приходится пробивать новую ледовую переправу. И это при наших-то метелях и морозах! О чем говорить, когда только снежные бордюры, возникающие при расчистке дороги, достигают у нас трехметровой высоты. Однако каждый из наших специалистов (а у нас трудятся 52 человека) прекрасно понимает степень своей ответственности перед земляками. Ведь именно наше предприятие обеспечивает жизнедеятельность отдаленной территории России. Поэтому власть просто обязана формировать свою региональную политику с учетом и нашего мнения. Чтобы народ жил и трудился в сложных климатических, географических и экономических условиях, необходимо создавать соответствующие нормативные и финансовые инструменты. Только тогда Дальний Восток, с его огромным ресурсным потенциалом, станет удобным и для работы, и для жизни. А это — будущее нашей удивительно богатой и прекрасной земли. 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

Фотогалерея

 
Новости партнеров