«Наш регион — Дальний Восток»,  № 04 (155), апрель 2020
Есть проблема

Есть проблема 

Бизнес попал в сеть

Верховный Суд РФ по иску нашей компании признал приказ Минсельхоза России № 314 недействующим со дня основания — по причине всех тех очевидных нарушений, с которыми он принимался. И это, безусловно, правильно. Вот только на основании методик измерения ячеи орудия лова, изложенных в этом приказе, рыбаков штрафовали на большие суммы. Также хотелось бы отметить качество этого пресловутого приказа. В нём фигурировали очевидные несуразности, но представители надзорных органов им следовали. Например, такого понятия, как внутренняя ячея, не существует в природе, а надзорщики до сих пор утверждают: существует. Помимо этого, каждому рыбаку ясно, как проводятся измерения ячеи. Эта практика была разработана и внедрена ещё в советские годы, ничего нового здесь не появилось. Но приказ № 314 всё поставил с ног на голову, и слава Богу, что Верховный Суд РФ разобрался в ситуации. Правда, невиновность непосредственно нашей компании нам ещё предстоит доказывать в апелляционном суде. Надеемся, после решения Верховного Суда РФ все претензии к нам будут сняты.

Представитель ООО «Миккор ЛТД»

Наша газета постоянно публикует материалы о проблемах в рыбопромышленной отрасли. Речь идёт и о конфликтах рыбаков с представителями надзорных органов, и о несовершенстве профильного законодательства, и о качестве научных исследований, и о многом другом. Но в ситуации с промысловым судном «Каролина-33», принадлежащим компании ООО «Миккор ЛТД», проявились сразу все озвученные проблемные факторы. И эта история, увы, пока не закончена.

Под контролем

Итак, в феврале 2019 года промысловое судно «Каролина-33» компании ООО «Миккор ЛТД» добывало минтай в Северо-Курильской зоне. Разумеется, как и положено по закону, деятельность предприятия сопровождалась проверками инспекторов погранслужбы. Казалось, придраться было не к чему. Все действия рыбаков были, что называется, в правовом поле. И проверяющие решили измерить размеры ячеи в орудии лова. Для этого они использовали клинообразный щуп. Поначалу никаких претензий к размерам ячеи (а они должны быть не менее 110 миллиметров) у пограничников не возникло, хотя проверка проводилась дважды, 15 и 26 февраля. Тем не менее было возбуждено административное дело по другому поводу. В результате представители надзорных органов решили направить орудие лова на экспертизу в Камчатский филиал ВНИРО, а эксперты пришли к выводу: величина ячей в сети всё-таки меньше 110 миллиметров. То есть правила рыболовства были вроде как нарушены, и на основании этого дело направили в суд, который оштрафовал компанию на 600 с лишним тысяч рублей. Ещё более четырех миллионов были взысканы с предприятия в качестве ущерба, который оно якобы нанесло водным биологическим ресурсам.

Странный приказ

А сейчас вернёмся к заключению экспертов. Как правило, при проведении экспертизы необходимо главное — документ, на основании которого делаются те или иные выводы. Была такая бумага и в этом случае. Речь идёт о приказе № 314 Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, где в пункте 3 как раз и обозначена методика определения внутреннего размера ячеи. Согласно ей, для проведения соответствующей проверки необходимо вводить в ячею сетного полотна клинообразный щуп. Делать это необходимо «с усилием 5 килограммов». Честно говоря, последний момент достаточно туманен. Что такое «усилие 5 килограммов»? Таким должно быть давление руки проверяющего? Или к щупу нужно подвесить пятикилограммовый груз, а может, больше (в зависимости от использованной дели)? Никакой расшифровки в приказе нет. Но самое интересное даже не в этом. Дело в том, что приказ Минсельхоза России № 314 никогда и нигде в официальном порядке не публиковался. А вот это очень важный момент. Можно сказать, базовый момент, который однозначно доказывает полную, стопроцентную невиновность участников данной истории. И вот почему.

Коль скоро рыбопромышленники обязаны соблюдать положения приказа № 314, касающиеся определения размера ячеи орудия лова, то документ должен обладать всеми признаками нормативного правового акта. Это, кстати, чётко обозначено в Конституции РФ. Но каждый нормативный правовой акт должен быть оформлен соответствующим образом. Во-первых, его требуется подготовить и зарегистрировать. Все процедуры в этом плане обозначены в постановлении Правительства РФ № 1009 от 1997 года. А во-вторых, любой нормативный правовой акт вступает в силу ТОЛЬКО после публикации, что декларировано в указе Президента России № 763 от 1996 года. То есть всё было чётко прописано в 1996 и 1997 годах соответственно. А приказ № 314 Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ был издан в 1998 году, когда уже действовали и постановление Правительства РФ № 1009, и указ президента № 763. Вот только свой документ Минсельхоз почему-то не зарегистрировал и не опубликовал, поэтому тот не является нормативным правовым актом. На его основании нельзя было ни экспертизу проводить, ни тем более судебные решения выносить. Причём дело не только в ситуации с ООО «Миккор ЛТД». Здесь важен прецедент. Процитируем выдержку из постановления городского суда Петропавловска-Камчатского: «Как следует из текста приказа, действие его начинается для российских судов с 1 октября 1998 года. Неопубликование данного документа не влечёт его недействительности. Данный приказ никем не отменен и действует по настоящее время».

Получается, что, по мнению камчатских судей, все рыбаки, добывающие минтай, обязаны соблюдать методики определения ячей орудий лова исключительно на основании того самого приказа № 314.

Судебная точка…

А далее случилось то, что в России происходит крайне редко. Адвокат Игорь КОПЫТОВ, представляющий интересы ООО «Миккор ЛТД», обратился в Верховный Суд РФ с требованием признать приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ недействующим. Причём недействующим с момента издания. Именно потому, что без регистрации и публикации документ не может являться нормативно-правовым актом. И Верховный Суд РФ полностью согласился с таким мнением. А сейчас — достаточно показательные выдержки из решения ВС РФ, которые мы публикуем с сокращениями:

«С учётом того, что положения приказа затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, он подлежит регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию. Вместе с тем данные правила введения в действие нормативного правового акта Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации не соблюдены. Оспариваемый акт также не содержит указания на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми он был издан (принят). …Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4.1 постановления от 31 марта 2015 года № 6-П, легальность нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти предполагает не только наличие в них определённого, не противоречащего закону нормативного содержания (общего правила), но и соблюдения надлежащей законной формы, порядка принятия и обнародования. В действующей системе правового регулирования судебная проверка такого нормативного правового акта включает установление его соответствия федеральному закону по содержанию нормативных предписаний, по форме акта, а также по издавшему его субъекту, порядку принятия, опубликования и введения в действие.

Доводы административного ответчика о том, что в настоящее время действуют правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утверждённые приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 года № 267, не отменяют установленный судом факт нарушения порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого акта. …Фактическое применение приказа (№ 314. — Ред.) со дня его принятия не может подменять собой установленный порядок введения в действие нормативных правовых актов. Административным ответчиком не представлены доказательства официального опубликования оспариваемого нормативного правового акта. При установленных обстоятельствах и в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приказ подлежит признанию недействующим со дня его принятия, поскольку как не вступивший в силу он не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

Руководствуясь статьями 111, 175—180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил — административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Миккор ЛТД» удовлетворить. Признать недействующим со дня принятия приказ министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 28 мая 1998 года № 314 «О минимальном размере ячеи в орудиях лова при промысле минтая в морских водоёмах Дальнего Востока».

…или запятая?

Кстати, как выяснилось в Верховном Суде РФ, при издании приказа № 314 Минсельхоз нарушил всё, что только мог. Например, согласно правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, подобные приказы должны подписываться первым лицом того или иного ведомства. То есть оспоренный документ должен был подписать лично министр сельского хозяйства и продовольствия РФ. Но даже этого сделано не было, и приказ подписал первый замминистра, и, как отметил Верховный Суд РФ: «При этом отсутствуют документы, подтверждающие его полномочия о том, что указанное должностное лицо исполняло обязанности руководителя федерального органа исполнительной власти». И таких вот странностей в приказе № 314 было более чем достаточно, не говоря уж о странных методиках измерения ячеи орудия лова, фигурирующих в этом документе, о чём мы ещё расскажем. А ведь он действовал в течение одиннадцати с лишним лет. Получается, что все эти годы надзорные органы исполняли нормативный правовой акт, который таковым не являлся. И только благодаря гражданской позиции руководителей ООО «Миккор ЛТД», профессионализму адвокатов, а также (главным образом) законному решению судей Верховного Суда РФ в этой истории восторжествовал здравый смысл.

Впрочем, точку в данном деле ставить пока рано. Несмотря на признание приказа № 314 недействующим со дня принятия, судебные споры по поводу способов измерения ячей в орудиях лова продолжаются. Компания ООО «Миккор ЛТД» будет отстаивать свои законные позиции в суде апелляционной инстанции.

Экспертное… предположение

Ну а сейчас вернёмся к экспертному заключению камчатского филиала ВНИРО, тем более что, несмотря на отмену приказа Минсельхоза России, неопределённость в этом вопросе остаётся. Минтаевая путина в разгаре. Соответственно, пострадать от нормативного разночтения (а точнее, от позиции надзорных ведомств, которые руководствуются «теми самыми» методиками измерения ячеи орудия лова) могут все компании, добывающие минтай. Мы общались с несколькими участниками рынка, и все они в один голос говорили: здесь незачем огород городить. Всё очевидно: согласно правилам рыболовства, размер ячеи должен составлять 110 миллиметров. Проверить это просто — достаточно растянуть влажную сеть по диагонали и вставить в ячею сертифицированный щуп. При этом глупо определять, с каким именно усилием это должно быть сделано. Достаточно просто приложить определённое усилие, и всё. После этого станет ясно: соответствует ли размер ячеи орудия лова нормативным требованиям или нет. Коль скоро щуп не дошёл до отметки в 110 миллиметров, значит, нарушения есть. Дошёл — значит, всё нормально. Что же касается усилия в пять килограммов, то это просто нонсенс. Вот что рассказал нам адвокат Игорь КОПЫТОВ:

— Методика, описанная в приказе № 314 Минсельхоза России, вызывает много вопросов. Возьмём в качестве примера усилие в пять килограммов, с которым щуп якобы необходимо вводить в ячею. Что это такое? Усилие, как нетрудно догадаться, это давление. То есть инспектор давит на щуп с определённым усилием. Но почему тогда считается, что к щупу нужно подвешивать пятикилограммовый груз? Ведь это уже не усилие, а вес — величины разные. Но посмотрим на ситуацию с другой стороны: для чего были введены правила, регулирующие размер ячеи? Чтобы при вылове не зацепить молодь. И это логично. Но в этом случае при измерении размера ячеи требуется руководствоваться именно усилием. Представьте, трал находится в воде, там он намокает и разворачивается, а ячеи растягиваются… Возникает усилие или, если угодно, давление. Так и нужно исходить из этого. Только какие здесь могут быть килограммы? И второй момент. На «Каролине-33» работали пять инспекторов пограничного управления. Каждый из них вводил щуп, и у каждого показатели были одинаковые — 112 миллиметров. Проще говоря, всё было в пределах нормы, а у эксперта камчатского филиала ВНИРО эти данные почему-то изменились. Мол, размер в этом случае был менее 110 миллиметров. Но самое главное — методика, изложенная в пресловутом приказе № 314, ничем не подкреплена. Она совершенно не проработана. Там даже не сказано, каким образом вводить щуп. Ведь можно ввести его, когда сеть приподнята, а можно — когда она растянута. И результаты, разумеется, будут разными. Кстати, есть известная монография Аркадия ТРЕЩЕВА «Научные основы селективного рыболовства», в которой он не предлагает каких-то методик, а подробно описывает разные приборы определения размера ячей — шотландские, польские, английские, американские… И делает вывод — условия для измерения должны быть следующими: орудие лова необходимо намочить и натянуть, а усилие должно составлять 39.2 Н. Этими параметрами надзорные органы руководствовались в течение нескольких десятилетий, но приказ Минсельхоза № 314 перечеркнул здравый смысл.

Это нонсенс

Своё мнение высказал представитель ООО «Миккор ЛТД».

— Начнём с того, что понятие «внутренняя ячея» известно с советских времен. При этом представители наших надзорных органов говорят, что методика измерения ячей, изготовленных из разного материала, с разным номером пряжи и номером нитки, существует, не приводя никаких доказательств (приказа, постановления, закона). Второй момент: видимо, когда готовились тот самый приказ № 314 и так называемые «методики», чиновники руководствовались зарубежными рекомендациями. Да, они взяли оттуда многое, кроме последнего предложения, где чётко сказано: всё это подготовлено «для информации» тех, кто контролирует рыбаков в море, где невозможно провести лабораторные измерения. А способы этих измерений были разработаны и внедрены в нашей стране ещё в советские годы, и ничего нового впоследствии не появилось. Там всё понятно: сеть должна быть влажной, температура — 20 градусов по Цельсию, а сами измерения должны производиться от центра узла до центра узла или по диагонали, при определённой нагрузке или при помощи динамометра. Всё остальное — от лукавого. И я уж не говорю о том, что чиновники каждую сеть рассматривают, как новую. А ведь наши орудия лова постоянно используются в работе, там накапливаются кристаллы соли, песок… Да просто изнашиваются эти сети. При этом ячеи измеряют так, как будто сеть только вчера поступила к нам с завода. Для любого рыбака такой подход является как минимум странным. Если не сказать резче.

Добавим от себя: после решения Верховного Суда РФ в этой истории всё должно встать на свои места. Иначе, по логике, и быть не может. О чём говорить, если приказ № 314 Минсельхоза России (а вместе с тем и более чем странные методики измерения ячеи орудия лова) признан недействующим с момента издания? Поэтому остаётся надеяться, что суд апелляционной инстанции восстановит закон и справедливость в отношении ООО «Миккор ЛТД». Вот только обидно за бизнес — вместо того, чтобы заниматься своим делом и работать на обеспечение продовольственной безопасности страны, известная и успешная компания должна тратить время и деньги в судах, чтобы от правового беспредела не страдали ни это предприятие, ни другие отраслевые организации. А кроме того, из-за этой нерешённой проблемы государство недополучило сотни миллионов рублей в виде налога в бюджеты всех уровней. Мы будем следить за развитием событий.

 

Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru