«Наш регион — Дальний Восток»,  № 01 (188), февраль 2024
Есть проблема

Есть проблема 

Рыболовную отрасль штормит

В конце 2023 года в Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края (АПРО ХК) прошло отчётно-выборное собрание. На пост президента этого отраслевого объединения на очередной пятилетний срок единогласно был переизбран Сергей РЯБЧЕНКО. С ним мы и решили сделать интервью об отраслевых итогах 2023 года.

Многогранная работа 

— Сергей Михайлович, если перечислять все ваши должности, не хватит и газетного разворота. Вы входите в межкомитетскую рабочую группу Совета Федерации РФ по мониторингу внесения изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в межведомственную рабочую группу по совершенствованию законодательства в части заключения договоров пользования рыболовными участками при Росрыболовстве, в экспертный совет при губернаторе региона, в Общественную палату Хабаровского края, в Дальневосточный бассейновый научно-промысловый совет, в правление Союза работодателей территории… Перечислять можно долго. Как вы всё успеваете?

— Вы, наверное, помните старую истину — успевает всюду тот, кто никуда не торопится. Вот я и следую этому правилу. Также хотелось бы отметить: рыбаки добывают федеральный ресурс на основе федерального законодательства. Соответственно, мне необходимо контактировать с федеральными органами власти. Причём как с законодательной ветвью, так и с исполнительной. И не просто контактировать, но и вносить конкретные предложения по нормативно-правовому регулированию. Это мои должностные обязанности как президента АПРО ХК. Именно поэтому я постоянно участвую в заседаниях межкомитетской рабочей группы Совета Федерации, межведомственной рабочей группы, а также встречаюсь с руководителями Росрыболовства, ВНИРО, других федеральных структур, отвечающих за развитие отрасли. Ну и, конечно же, львиную долю времени занимает участие в различных региональных мероприятиях. Изменения в законодательство — это, конечно, важнейший момент, но моя обязанность заключается ещё и в решении проблем членов АПРО ХК на уровне Хабаровского края. 

— Вы в течение 11 лет руководили комитетом рыбного хозяйства. Когда было сложнее работать — тогда или сейчас? 

— Я бы не стал говорить именно о сложностях в работе. Если кто-то испытывает постоянные сложности, значит, он находится не на своём месте. Вопрос в другом: в связи с регулярными изменениями в отраслевом законодательстве сейчас я более вовлечён в федеральную повестку. А это достаточно многогранная деятельность.

Круглый стол АПРО ХК, 2023 годГлавные итоги 

— С какими показателями рыбопромышленный сектор Хабаровского края завершил 2023 год? 

— В 2023 году объём вылова рыбы и морепродуктов в нашем регионе составил порядка 550—560 тысяч тонн, что на 6% больше, чем в году предыдущем. Интересна и ситуация с налоговыми выплатами. Если за отчётный период 2022 года рыбаки заплатили в краевой бюджет около 2 миллиардов 900 миллионов рублей, то в 2023 году — не менее 3 миллиардов 500 миллионов рублей. 

— А что касается именно членов вашей ассоциации? 

— В 2023 году предприятия, входящие в АПРО ХК, добыли свыше половины рыбы и морепродуктов от общего объёма и заплатили более 70% от общеотраслевых налоговых поступлений в региональный бюджет. 

— Что можно сказать в этой связи о социальном вкладе членов ассоциации? 

— Большинство предприятий, которые входят в АПРО ХК, работают в отдалённых и труднодоступных населённых пунктах, а некоторые компании являются посёлкообразующими, то есть берут на себя содержание коммунальной, дорожной и иных инфраструктур. Также ряд отраслевых организаций обеспечивает транспортную доступность поселений, предоставляя свои суда для доставки всего необходимого. Или снабжает их топливом. Или помогает школам, детсадам и другим социальным учреждениям. И знаете, что интересно? Руководители таких структур о благих делах публично не рассказывают — просто помогают, и всё. 

— В программе «Доступная рыба» АПРО ХК также участвует? 

— Да, наши предприятия — традиционные участники этого проекта. Только в 2023 году по программе было поставлено более 200 тонн лососёвых. И это не считая того, что рыбная продукция отправлялась участникам СВО. 

— Сколько предприятий входят в состав АПРО ХК? 

— 37 организаций. Было 36, но в 2023 году к нам присоединилась ещё одна компания, однако хочу, чтобы меня правильно поняли: увеличение количества членов АПРО ХК для нас не самоцель. Главное, что в объединение входят предприятия, работающие во всех рыбохозяйственных районах края, включая расположенные в Амурском бассейне. 

Проблемный фактор 

— Ваша ассоциация провела уже два круглых стола с участием высокопоставленных краевых руководителей, а также директоров отраслевых компаний и общественников, в том числе представителей других ассоциаций. Какие проблемы рассматривались в 2023 году? 

— Речь шла, прежде всего, о предстоящем перезаключении договоров на право пользования рыболовными участками. Для всех нас это крайне важный момент. Дело в том, что сейчас при таком перезаключении предлагается единовременно брать с предприятий разовый платеж… сразу за 20 лет. То есть за весь срок пользования участком. Но это же в корне неправильно! 

— Почему? 

— Во-первых, потому, что не может быть абсолютно точного прогноза вылова на 20 лет. Как в этом случае рассчитать сумму платежа? Например, в период путины одного года рыбак, что называется, взял плановый объём ВБР, а через год подходов ВБР не было. Ещё через год — та же картина. Но деньги-то он уже заплатил. Экономика какого предприятия выдержит такую схему? Уверяю вас: многие компании при таких условиях просто обанкротятся. Во-вторых, существуют и проблемы правового характера. Например, два года назад был закрыт для промысла Амурский лиман. Где гарантия, что аналогичная ситуация не повторится в том же Охотском районе или где-то ещё? Получается, промысел закрыт, но деньги за участие в промысле уже заплачены. 

— А как рассчитана формула разового платежа?

— Такая формула предложена, идёт её обсуждение. Но мы считаем, что о каком-то 20-летнем периоде в этом плане даже говорить не стоит. Единовременный разовый платёж можно взимать максимум за два года. Все остальные платежи — ежегодно, по факту вылова. 

Единая позиция 

— Что будет, если, не дай Бог, примут вариант с разовым платежом на 20 лет?

— Убеждён: большинство компаний просто не смогут его заплатить. У них ведь и так множество финансовых обременений. Это не только налоги и расходы на подготовку к путине. Это ещё и обслуживание банковских кредитов, поскольку практически все предприятия пользуются кредитными линиями. Рыболовство — отрасль затратная. И получим мы следующее: местные предприятия будут вынуждены банкротиться, а их участки уйдут на аукционы, где победу одержат те, кто обладает большими финансовыми ресурсами. Компании из сферы МСП не смогут с ними конкурировать по определению. Да и крупные игроки рынка регионального уровня вряд ли смогут. В итоге в плюсе окажутся лишь олигархи. 

— А уже есть примерные расчёты, каким будет разовый платеж за 20 лет? 

— Да, в Охотском районе были проведены тестовые просчёты на одном из участков. Получилось, что за пользование им в течение 20 лет придётся единовременно заплатить более 200 миллионов рублей. Вряд ли какое-то предприятие сможет это сделать. 

— Какие имеются возможности для того, чтобы изменить ситуацию? 

— Определённые сдвиги всё-таки имеются. Благодаря усилиям всех рыбопромышленных ассоциаций, а также региональных властей, в том числе правительства Хабаровского края, решение вопроса по приведению в соответствие с федеральным законодательством и включению в перечень рыболовных участков отложено до сентября 2025 года. Будем и дальше работать в этом направлении. А работа предстоит большая, особенно с учётом того, что границы многих участков до сих пор не соответствуют законодательству. И здесь также необходимо ускорить процессы, иначе уже в ближайшей перспективе у многих рыбаков возникнут проблемы. Нам предстоит разбираться и в вопросе социальной ответственности отраслевых компаний, ведь при перезаключении договоров такой параметр предлагается тоже учитывать. Есть даже предложения государственных структур по этому поводу. Но предельно понятной конкретики в этом вопросе пока нет.

Код преткновения 

— В одном из интервью вы рассказали о проблеме со штрих-маркировкой на упаковках с икрой лососёвых. Что происходит в этом плане? 

— Я по-прежнему убеждён: это абсолютно ненужная мера. Во-первых, у нас в стране функционирует ФГИС «Меркурий». Эта информационная система обеспечивает прослеживаемость продукции от производителя до конечного потребителя. Вовторых, первоначально предлагалось маркировать икру в потребительской упаковке. Но теперь речь идёт ещё и о маркировке транспортной тары. А в-третьих, 90% рыбаков производят и упаковывают икру именно в транспортную тару. После чего продукция идёт по цепочке через одного, двух или трёх посредников. И на каждом этапе икру могут подменить на менее качественную или браконьерскую. Так что новации с маркировкой не избавят нас ни от контрафакта, ни от браконьерства. 

— К чему приведёт введение штрих-маркировки? 

— К удорожанию продукции в первую очередь. Она и так постоянно дорожает, но по объективным причинам, например из-за увеличения стоимости топлива. А теперь у участников рынка появятся дополнительные расходы. 

— Некоторые чиновники утверждают: расходы будут копеечными, и продукция подорожает максимум на 1—2%. 

— Думаю, эти расчёты не имеют под собой оснований и цены вырастут явно не на эти проценты. Но в то же время скажу так: удорожание продукции даже на 1% ведёт к снижению покупательной способности, но уже… на 2,4%. Вот вам и результат. 

Время настало 

— На прошедшем в конце 2023 года заседании Дальневосточного научно-промыслового совета (ДВНПС) руководитель ВНИРО Кирилл КОЛОНЧИН заявил, что объёмы вылова амурской осенней кеты в 2023 году были неполными. В первую очередь по причине избыточных мер регулирования промысла в Амуре и Амурском лимане. Но ведь вы уже давно об этом говорили и озвучивали проблему на всех уровнях — от регионального до федерального? 

— Да, мы доказывали свою позицию. Причём именно на научной основе. Более того, на заседании ДВНПС в апреле 2023 года я говорил об опасности недоосвоения ресурса как раз из-за избыточных мер регулирования и о необходимости открывать Амурский лиман. Очень рад, что позиция АПРО ХК была услышана на уровне ВНИРО. Нам предстоит и дальше работать в направлении рационального использования ресурса, а также общими усилиями бороться с незаконным промыслом. Без этого никакие смягчения или, наоборот, усиления мер регулирования ни к чему не приведут. 

— Как вы считаете, Амурский лиман всё-таки будет открыт? 

— Всё решится при формировании стратегии промысла тихоокеанских лососей на 2024 год. Но с учётом позиции отраслевой науки есть вероятность полагать — да, лиман откроют. 

Нужно думать о людях 

— Сергей Михайлович, вы как-то публично озвучили ещё одну проблему, а именно ситуацию со среднедушевым показателем потребления продукции в России. О чём идёт речь? 

— Ещё не так давно показатель среднедушевого потребления продукции входил в программу развития рыбной отрасли России. Там было два мотивационных аспекта. Первый — учитывалось здоровье каждого человека, ведь рыбу необходимо употреблять в пищу ещё и по медицинским показаниям. Второй аспект — это являлось стимулом к поставкам продукции на внутренний рынок. Но потом пункт о среднедушевом показателе потребления из программы исчез. 

— Как так? 

— Вопрос не ко мне. Для меня безусловно другое — среднедушевой показатель потребления рыбы и рыбной продукции должен быть возвращён в общероссийскую программу. В этом направлении мы также будем работать. 

— Вы пытались не допустить принятия закона о втором этапе инвестиционных квот. Аналогичную позицию высказали руководители других отраслевых ассоциаций России, а в Хабаровском крае вас поддержали и губернатор, и депутаты Законодательной думы, и рыбаки. Почему закон всё-таки был принят? 

— Я считаю, это был результат мощных лоббистских усилий. Но остаюсь при своём мнении: ни к чему хорошему эта инициатива не приведёт, особенно на фоне попыток ввести единовременный сбор при перезаключении договоров на участки, а также с учётом ситуации с введением штрих-маркировки. Всё это в совокупности может привести к ликвидации многих предприятий, к существенному удорожанию продукции, а также к снижению её потребления. Но я в любом случае оптимист и считаю, что надо бороться за развитие отрасли. В этом заинтересованы и государство, и рыбаки, и граждане России.

Беседовал АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru