Угледобывающие предприятия ООО «Углегорскуголь» и ООО «Западная угольная компания» уже давно сталкиваются с проблемой истощения минерально-сырьевой базы. Через два года на предприятиях будут полностью отработаны запасы угля по существующим лицензиям. И вот тогда возникнет опасность остановки не только добывающих структур, но и Углегорского порта. Что переваливать, когда нет сырья? Ведь помимо этих компаний в порту переваливается уголь лишь одной производственной структуры — ООО «Солнцевский угольный разрез», которое, в свою очередь, увеличивает объёмы перевалки угля в порту Шахтёрск и в любой момент может отказаться от услуг терминала Углегорск.
Впрочем, выход из этой ситуации есть. В границах Константиновского месторождения имеется участок Юбилейный, граничащий с действующим участком, на котором ведутся работы по добыче угля, и проведение конкурса на данный объект могло бы решить проблему. Тем более производственная инфраструктура нашего предприятия находится как раз в том районе. Да и построенная нами технологическая дорога также проходит именно там. Но Роснедра почему-то не спешат проводить торги. Хотя ещё в прошлом году по поручению губернатора Сахалинской области Олега КОЖЕМЯКО была создана рабочая группа, в компетенцию которой входило согласование заявок недропользователей на проведение аукционов (конкурсов) на новые участки. В ноябре 2018 года соответствующая заявка на Юбилейный участок была одобрена. В Роснедра направлено обращение с просьбой провести конкурс на этот участок в ближайшее время. С тех пор прошло почти полгода, а реакции со стороны чиновников Роснедр до сих пор нет... Для нас это более чем серьёзная проблема. И не только для нас, но и для всей территории. Подчеркну ещё раз — если наши компании останутся без объёмов, работу могут потерять сотни людей в Углегорском районе Сахалина. А это чревато социальной катастрофой. И мы не требуем от чиновников Роснедр ничего, кроме выполнения ими своих обязанностей по проведению конкурсов на участки недр. Думаю, это законное требование.
Генеральный директор ООО «Углегорскуголь» Евгений МЕЙЕР
Развитие Дальнего Востока, Севера и Арктики невозможно без качественной транспортной инфраструктуры. Как говорится, банально, но факт. И в решении данной проблемы от государства требуется очень многое. В частности, речь идёт о модернизации морских портов, большинство из которых находятся в крайне плачевном состоянии. Однако показательно другое. Дальневосточный бизнес уже вкладывает собственные (и весьма немалые) средства в масштабную реконструкцию профильных объектов. По сути, безо всякой государственной поддержки решает задачи государственной значимости. Один из самых ярких таких примеров — компания ООО «Порт Углегорский» на Сахалине.
А всё началось в начале XX века, когда японцы построили на Сахалине (на территории нынешнего Углегорска) довольно современный по тем меркам морской порт. Благодаря этому набиравшая промышленные и военные обороты Страна восходящего солнца ещё более укрепила свои позиции в Азии.
После окончания Второй мировой войны Сахалин, как известно, стал составной частью СССР. Стоит отметить, что советская власть уделяла большое внимание дальневосточным территориям. Поэтому и Углегорский порт, ориентированный на перевалку генеральных грузов (сельскохозяйственных, лесопромышленных и других), регулярно модернизировался. Но в конце девяностых годов по вполне понятным причинам ситуация изменилась к худшему. И за несколько лет некогда крупнейшее предприятие Западного Сахалина, на котором работали более полутора тысяч человек, практически превратилось в банкрота.
Однако в 2011 году на Сахалине произошли позитивные изменения. Известная угледобывающая компания ООО «Углегорск-уголь» приобрела порт Углегорск со всеми его долгами и нерешёнными проблемами и, погасив задолженности по налогам и зарплате, приступила к масштабной модернизации предприятия.
А сейчас — небольшое отступление от темы. Журналисты нашей редакции регулярно бывают во многих регионах Дальнего Востока. Фактически везде участники рынка говорят о необходимости инвестировать ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (подчеркнём это) средства в развитие портов. Мол, это одно из ключевых промышленных направлений в ДФО. Без морских ворот о нормальной экономической ситуации на Сахалине, Камчатке, Чукотке, в Приморье и других регионах даже мечтать не приходится. Спорить с этим сложно: государство действительно обязано уделять портовым проектам особое внимание.
Но компания «Углегорскуголь» не стала ждать помощи от государства и пошла другим путём. Она привлекла в качестве инвестиций более чем серьёзные средства, полученные от крупнейшего южнокорейского холдинга SAMSUNG. На эти деньги порт был переориентирован на перевалку угля. Кроме того, эти же инвестиции были направлены на расширение отраслевых возможностей предприятия.
Поэтому можно констатировать, что компания «Углегорскуголь» решила сразу несколько серьёзных задач: спасла от гибели крупный сахалинский порт, превратив его в современный объект, и вовлекла в этот процесс одного из ведущих мировых инвесторов.
Ну а сейчас — непосредственно о реконструкции. В первую очередь были капитально отремонтированы все семь арендованных у государства причалов. Сделано это было с применением новейших технологий, в частности с использованием пластикового шунта. С учётом того, что капремонт на причалах не вёлся в течение 30 лет и износ этих объектов достигал 60 процентов, затраты ООО «Углегорскуголь» существенно возросли. Только на реконструкцию причалов было затрачено более 2 миллионов долларов США. Кстати, в этом вопросе кроется одна весьма значимая проблема. В то же время защитные сооружения в терминале Углегорск находятся на балансе ФГУП «Росморпорт». Вот только оно не спешит вкладывать средства в их капитальный ремонт, несмотря на то, что износ этих молов уже достигает 70 процентов. Всё это негативно влияет и на безопасность мореплавания, и на сохранность только-только отремонтированных причалов. Ведь такое понятие, как интенсивное волновое воздействие, со счетов не спишешь.
Впрочем, продолжим говорить о модернизации порта Углегорск. Помимо ремонта причалов, здесь был утилизирован давно устаревший и находившийся в полузатопленном состоянии флот. Приобретены семь самоходных плашкоутов. В планах руководства предприятия — приобретение ещё четырех аналогичных судов грузоподъёмностью в 400 тонн каждый. Помимо перечисленного, в порту создали складские площади, позволяющие хранить одновременно до 150 тысяч тонн угля. Также приобрели и смонтировали конвейерный комплекс и судопогрузочную машину производительностью 800 тонн в час. И это далеко не полный перечень профильных работ.
В порту Углегорск серьёзное внимание уделяется природоохранным мероприятиям. Самый яркий пример решения предприятием проблемы экологии — строительство собственной объездной технологической дороги протяжённостью в девять километров от месторождения Константиновское, где и добывается уголь, непосредственно до порта. Поэтому сейчас большегрузные автомобили в Углегорск не заезжают, и проблемы с шумом и пылью благополучно решены. Также в порту был обустроен новый въезд с северной стороны, где нет жилых домов, а со стороны жилого сектора установлены пылезащитные экраны высотой в 13 метров. Ну и, конечно, были приобретены новые технологические средства, позволяющие минимизировать любые экологические риски. Это и установка для подавления угольной пыли типа «Жидкий туман», и поливомоечные, а также подметальные машины нового поколения. И в этой связи последний пример. Общеизвестно, что передвижение большегрузных автомобилей по грунтовым дорогам также ведёт к выбросам пыли. Чтобы избежать этого, компания ООО «Порт Углегорский» вложила собственные средства в асфальтирование северного и южного въездов в порт, а также улицы Приморской. Более того, коллектив предприятия разбил в районе порта сквер со спортивной площадкой, создав тем самым зелёную зону между самим промышленным объектом и жилым комплексом. Все эти меры, безусловно, позитивно сказываются на экологической безопасности жителей города.
Разумеется, масштабная модернизация — удовольствие чрезвычайно дорогое. Стоит привести лишь один пример: только в 2018 году объём инвестиций ООО «Порт Углегорский» в профильную инфраструктуру превысил 180 миллионов рублей. А в общей сложности, начиная с 2011 года, инвестиционные вливания давно зашкалили за полмиллиарда рублей. Повторимся: что это, как не решение чрезвычайно значимой государственной задачи? Также стоит отметить: по итогам прошлого года общий объём налоговых отчислений ООО «Порт Углегорский» составил 93 миллиона рублей. А средняя заработная плата в организации (где, кстати, трудятся свыше 150 человек) — 70 тысяч рублей, что значительно больше, чем в среднем по Сахалинской области.
Любая модернизация, безусловно, подразумевает и увеличение производственных возможностей. В данном вопросе в компании ООО «Порт Углегорский» всё как на ладони. Вновь приведём показательный пример. В 2016 году объём перевалки угля в порту составил 452 тысячи тонн. Спустя год этот показатель был увеличен до 750 тысяч тонн. В 2018-м перевалка достигла планки в 882 тысячи тонн. А в планах текущего года — перевалить 1 миллион тонн угля. Вот такая динамика. Причём годовая производственная мощность порта составляет до полутора миллионов тонн. Так что возможности для развития есть. Было бы что переваливать.
Александр Матвеев
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >