Генеральный директор ООО «Поллукс» Герман ЛИФАНОВ:
— Первые лица государства не раз призывали силовиков «не кошмарить» бизнес. Но в нашем случае речь идёт именно о таком вот «кошмаре». Вот уже более четырёх лет я нахожусь под прессом так называемого расследования, которое то приостанавливается, то возобновляется. Это что, закон так работает? Или всё-таки отдельные силовики? Можно, конечно, сказать, что это частный случай, недоработка конкретных людей. Но что-то мне подсказывает, что это системный сбой. И безусловно одно — при таких условиях ни о каком развитии промышленности, что подразумевает создание рабочих мест, пополнение налогооблагаемой базы, поддержку социальной сферы, не может быть и речи. Как, собственно, и о привлечении инвестиций. Это также важный момент.
Руководители государства декларируют необходимость вовлекать зарубежных инвесторов в российскую экономику. Это как раз наш случай, поскольку «Поллукс» — это группа компаний с зарубежным участием. И, видимо, на этом основании нас исключили из Ассоциации добытчиков минтая, которой руководит президент ВАРПЭ Герман ЗВЕРЕВ. А буквально на днях председателю профсоюзной организации нашей группы сообщили: нам отказано в участии в съезде работников рыбохозяйственного комплекса РФ. Такое вот отношение к предприятию, привлекающему зарубежные инвестиции.
Пока сложно сказать, какие именно проблемы будут озвучены на IV съезде работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Слишком уж много этих проблем. В том числе и связанных со взаимоотношениями участников отраслевого рынка, с одной стороны, и представителями надзорных органов — с другой. Периодически в СМИ проявляются скандалы, связанные с той же таможней, например. Или с прокуратурой. Но то, что происходит в Советской Гавани Хабаровского края с компанией ООО «Поллукс» даже по меркам далеко не совершенной (и это ещё мягко сказано) российской правовой системы не вписывается ни в какие рамки. Не случайно наши предыдущие публикации об этой истории назывались «Таможенный беспредел, или Цена ошибки» и «Таможенный беспредел, или Цена отписок». Более того, даже когда уголовное дело, связанное с «Поллуксом», по нашему мнению, зашло в тупик, следователи пытаются вытянуть его всеми возможными способами.
Но чтобы было понятно, вспомним предысторию. В октябре 2013 года рыбопромышленную компанию ООО «Поллукс» из Советской Гавани стали проверять сотрудники Ванинской таможни и Комсомольского-на-Амуре отдела ФСБ. И итогом этой проверки стало возбуждение уголовного дела по факту уклонения от уплаты ввозных таможенных платежей и НДС в особо крупном размере. Якобы ещё в 2010–2011 годах предприятие не уплатило в бюджет в общей сложности 38 миллионов рублей. Откуда взялась эта сумма и во что она превратилась потом, расскажем чуть позже. А пока о самой сути вопроса. Как посчитали силовики, судовладельцы не оплатили таможенные сборы за ремонт БМРТ «Юго-Восток» и БМРТ «Юго-Восток-1» в корейском порту Пусан, который производился, напомним, в 2010 и 2011 годах.
Почему факт неоплаты выплыл лишь три года спустя, история умалчивает. Ведь любой, кто так или иначе связан с морским промыслом, прекрасно знает — после возвращения судна из международного рейса оно проверяется сотрудниками таможенных органов. В том числе и на предмет проведения ремонтных работ за границей. Но здесь надзорщики опомнились почему-то лишь через три года.
Второй момент — и в действовавшем на то время Таможенном кодеке РФ (ст. 276), и в сменившем его Таможенном кодексе Таможенного союза (ст. 347) чётко говорится: если ремонтные работы необходимы для обеспечения сохранности и эксплуатации транспортных средств, то при возвращении в родные порты судовладельцы не должны нести соответствующие расходы. Они от уплаты таможенных платежей за межрейсовый ремонт просто освобождаются. И у представителей «Поллукса» были (и остаются) на руках все документы, подтверждающие, что речь шла именно о межрейсовом техническом обслуживании.
Но силовиков такие «мелочи», похоже, не интересовали. Складывается впечатление, что они хотели любой ценой возбудить уголовное дело. И они его возбудили. Причём… всего за 24 часа. Да-да, именно так. Ровно сутки понадобилось правоохранителям, чтобы «разобраться» в сложнейшем деле, связанном с неуплатой налогов и таможенных сборов в особо крупном размере. Оказывается, и так бывает. А вот потом оперативность сотрудников отдела дознания Ванинской таможни и Ванинского линейного отдела МВД РФ на транспорте сошла на нет.
Точнее, активность-то присутствует. Вот только она какая-то странная. Во-первых, вначале дело было возбуждено в отношении «неустановленных лиц». И лишь потом это самое «лицо» было «установлено», им оказался генеральный директор ООО «Поллукс» Герман ЛИФАНОВ. Во-вторых, самого Лифанова в течение длительного времени никто и никуда для дачи показаний не вызывал. Он сам пытался «достучаться» до следователей и дознавателей, мол, почему меня никто не опрашивает, я готов явиться по первому требованию и дать любые показания? Но ему отвечали примерно так: понадобитесь — вызовем.
Эта странность потом проявилась весьма неожиданным образом. Оказывается, Германа Лифанова не допрашивали потому, что дело в его отношении периодически… приостанавливалось. Почему? А вот тут стоит привести формулировку самих силовиков: «Место нахождения подозреваемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует».
Вот так незатейливо представители ЛО МВД на транспорте объясняли, почему дело расследовалось, как говорится, через пень-колоду. Но скажем больше, Германа Лифанова периодически (и до сих пор) объявляют в розыск. И это странным образом совпадает с его командировками, в которые он, как руководитель крупной рыбопромышленной компании, выезжает постоянно. И любопытно ещё и то, что «розыск» моментально исчезает, как только фигурант появляется в России.
Наконец, третий момент… Касающийся как раз недополученных государством с «Поллукса» 38 миллионов рублей. Изначально в деле фигурировало четыре эпизода, связанных с недоимками. И все расчёты были выполнены на обычных бумажках. Без печатей, без подписей, без указания организации-должника, без алгоритма расчётов. Это были, повторимся, просто бумаги.
Но даже эти, с позволения сказать, «документы» теперь вообще превратились в ничто. Вместе с мифическими 38 миллионами. Дело в том, что впоследствии один из сотрудников Ванинской таможни Олег ТУЧКОВ, участвовавший в проведении экспертизы, на допросе признал: по закону «Поллукс» ничего и никому платить был не должен. Никаких ввозных пошлин. Произошла ошибка. Но следователей это признание почему-то не заинтересовало. И они до сих пор пытаются довести это дело до суда.
А теперь — самое показательное. В распоряжении нашей редакции есть два документа, которые исчерпывающе доказывают — никакого состава преступления в действиях Германа Лифанова нет в принципе. Но чтобы всё было понятно, напомним: по мнению следователей, «Поллукс» не рассчитался перед бюджетом в период 2010–2011 годов. Причём все события касались компетенции исключительно таможенных органов.
А вот что сообщают сами эти органы. В справке, выданной Ванинской таможней ещё 12 июля 2012 года, чётко констатировано: «В данное время задолженность по уплате таможенных платежей перед Ванинской таможней у ООО «Поллукс» отсутствует». И в этот же день своё заключение выдала Владивостокская таможня. Там также нет никакой двусмысленности: «На ваш запрос от 9.07.2012 года № 1105/2131-12/1688 сообщаем: по состоянию на 11.07.2012 года ООО «Поллукс» задолженности по уплате таможенных платежей и пеней перед Владивостокской таможней не имеет».
Так за что же Германа Лифанова привлекают к ответственности? За преступления, связанные с неуплатой таможенных сборов? Но как это может быть, если сами таможенники ОФИЦИАЛЬНО признали, что никаких долгов перед ними у «Поллукса» нет?
Однако и эти, казалось бы, железобетонные доводы следователями игнорируются. И вот уж точно можно согласиться с утверждением, что если человек один раз попал под каток силовиков, ему оттуда целым не выбраться. Будь он хоть десять раз невиновен.
В конце прошлого года интересы Германа Лифанова стал представлять опытный хабаровский адвокат Андрей МИЛЮКОВ из НОКА «Защита-ДВ». С ним мы и побеседовали.
— Андрей Юрьевич, скажите, пожалуйста, Герману Лифанову по-прежнему вменяют в вину уклонение от уплаты таможенных сборов и НДС?
— Да, по-прежнему. Вот только из четырёх эпизодов в этом деле на сегодняшний день осталось два.
— Как так получилось?
— Да как и всё в этом деле — хаотично. Вначале было четыре эпизода, затем осталось только два, которые касаются периодов 26 декабря 2010 года — 28 февраля 2011 года и 25 апреля 2011года — 27 июня 2011 года. Какой-то логики здесь я не вижу. Видимо, потому, что её вообще нет.
— А сумму, которую якобы недоплатил Герман Лифанов, осталась прежней?
— Нет, из 38 с лишним миллионов в деле теперь фигурирует 22 миллиона 855 тысяч рублей. Кстати, если говорить непосредственно о деньгах, то тут вообще всё крайне интересно. Вот смотрите, по одному из оставшихся эпизодов Герману Лифанову вменяют неуплату 2 миллионов в качестве ввозной таможенной пошлины и 7 миллионов 500 тысяч рублей в качестве НДС. По второму — неуплату 2 миллионов 800 тысяч рублей в качестве ввозной пошлины и 10 миллионов 500 тысяч в качестве НДС.
То есть, грубо говоря, на долю таможни (которая, кстати, признала, что ей вообще ничего не должны) приходится всего 4 миллиона 800 тысяч. А львиная доля «долга» (18 миллионов) — это как раз налог на добавленную стоимость.
А вот теперь — внимание. Компания ООО «Поллукс» работает по схеме возвратного НДС. Понимаете? Возвратного! То есть Герман Лифанов, в качестве руководителя предприятия, эти деньги всё равно бы вернул. Зачем ему уклоняться от уплаты НДС при таком раскладе? Это всё равно, что украсть деньги у себя самого. Что же касается таможни, то вы и так всё знаете. Два таможенных органа признали — никаких задолженностей у «Поллукса» нет.
Вы обратили внимание на временные факторы? Следователи утверждают, что все преступления были совершены в период 2010–2011 годов. А летом 2012 года представители Владивостокской и Ванинской таможен официально подтвердили: «Поллукс» чист перед законом. Да на основании только этого дело можно закрывать.
И рискну предположить, что не закрывается оно только по одной причине — всё тянется вот уже более четырёх лет. Соответственно, если просто так взять и прекратить уголовное преследование Германа Лифанова, возникнут резонные вопросы к профессионализму самих силовиков.
— А что можно сказать о самом уголовном деле? Германа Лифанова по-прежнему обвиняют на основании второй части статьи 194 УК РФ?
— Статья-то осталась прежней. А вот часть изменили, со второй на первую.
— Почему?
— Видимо, при всём желании следователи не смогли доказать, что речь шла об особо крупных размерах. Ну и, возможно, это был вариант сделки. Дескать, обвинения не тяжёлые, признайте свою вину и отделаетесь условным сроком. Только Герману Лифанову признавать нечего.
— Андрей Юрьевич, а как вообще появилось это обвинение?
— Здесь мы вообще наблюдаем откровенное пренебрежение нормами закона. Причём как раз не со стороны Лифанова. Я подготовил довольно объёмную жалобу в порядке статьи 124 УПК РФ. Но чтобы не утомлять вас лишней юридической казуистикой, приведу лишь один пример.
В соответствии с пунктом 7 статьи 152 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» следует, что при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа НЕ ПОЗДНЕЕ ПЯТИ РАБОЧИХ ДНЕЙ после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара копий акта таможенной проверки и соответствующего решения…
То есть принцип простой: обнаружили таможенники нарушения — составили акт! И уже на основании этого акта можно производить иные процессуальные действия. Но в нашем-то случае такого акта нет. Я уж не говорю, что дело было возбуждено через три года после того, как БМРТ «Юго-Восток» и БМРТ «Юго-Восток-1» пришли в родные порты. Какие уж тут пять рабочих дней.
— То есть таможня никаких требований не выставляла изначально?
— Совершенно верно, что подтверждается материалами таможенного оформления генеральных деклараций № 10702020/261210/01560 и 10702020/250411/00607. Всё это есть в деле, всё это легко проверяется. И это лишь один из многочисленных штрихов, подтверждающих невиновность Германа Лифанова.
— Андрей Юрьевич, установлен ли мотив, по которому Герман Лифанов якобы совершил преступление?
— Вот! Ключевое слово здесь «якобы». Никакого мотива следствие, по большому счёту, не установило. Всё строится на цепочке каких-то умозрительных заключений, не более того.
— Тем не менее, а как вообще идёт следствие?
— На мой взгляд, никак! Расследование то приостанавливается, то вновь возобновляется. И длится это вот уже четыре с лишним года. Что превышает все мыслимые сроки. Судите сами, после того, как Герман Лифанов попал под силовой каток, были возбуждены уголовные дела в отношении таких известных людей, как министр экономического развития РФ Алексей УЛЮКАЕВ, губернатор Сахалинской области Александр ХОРОШАВИН, губернатор Кировской области Никита БЕЛЫХ. И все эти люди уже осуждены. Несмотря на масштабность обвинений.
А расследование в отношении предпринимателя из Советской Гавани Германа Лифанова до сих пор продолжается. Не потому ли, что расследовать нечего?
— Но ведь в деле Германа Лифанова должны быть хоть какие-то экспертизы?
— Они и есть. Вот только следствие не смотрит на эти технологические экспертизы в полном объёме. Например, ещё 26 сентября и 6 октября 2014 года перед экспертами было поставлено два вопроса. Отвечая на первый, они заявили, что выполненные работы являются межрейсовым ремонтом, выполненным в рамках запланированного технического обслуживания. То есть это должно свидетельствовать, что острой необходимости, связанной с обеспечением сохранности и эксплуатации транспортного средства не было.
Но почему-то сотрудники правоохранительных органов «не обратили внимания» на то, как эксперты ответили на второй вопрос. А там чёрным по белому написано: потребность в выполнении ремонтных работ возникла между предыдущим и рассматриваемым периодом, включая период международной перевозки. Что однозначно освобождает ООО «Поллукс» от необходимости оплачивать ввозную пошлину.
— Германа Лифанова вызывают на допросы?
— А это какие-то странные вызовы. В повестках ему предлагают явиться к следователю «для решения вопроса о возобновлении предварительного следствия». Представляете?
Получается, Герману Лифанову предлагается самому поучаствовать в своём же уголовном преследовании. Какой «вопрос» он может решать со следствием? Есть у правоохранительных органов основания возобновить расследование — пусть возобновляют. И мой доверитель обязательно будет способствовать объективному расследованию. Как это и положено по закону.
Но факты свидетельствуют, что этот человек невиновен. И мы это обязательно докажем.
Итак, уголовное преследование Германа Лифанова продолжается, подчеркнём это ещё раз, более четырёх лет. Можно только представить, как отражается на человеке весь этот прессинг. Но он ни на какие сделки идти не будет. Тем более что даже независимый эксперт из Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» отметил: дело в отношении этого человека было возбуждено незаконно.
В разговоре с корреспондентом нашей газеты Герман Лифанов предельно чётко обозначил свою позицию: «Я никогда не нарушал закон. И вся моя отраслевая деятельность абсолютно прозрачна. У нас в группе компаний «белые» зарплаты, у нас работает более 300 человек, мы всегда вовремя платили все налоги, наша компания является участником многих социальных проектов. Поэтому мне скрывать нечего. Жаль только, что доказывать свою правоту приходится так долго и при таких нелепых обстоятельствах».
Мы продолжим следить за развитием событий.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >