Генеральный директор ООО «Кристалл» Руслан ИНАМОВ:
— Постановление Правительства № 88 от 30 января 2018 года, в котором утверждаются правила распределения квот, могут ударить по многим участникам рынка. Иначе и не скажешь. Ведь в пункте Д части 24 этого документа содержатся размытые формулировки, касающиеся тех, кто получал квоты в течение последних 9 лет.
Здесь не учитывается, казалось бы, незыблемый принцип универсального правопреемства. Соответственно, не учитывается и ситуация, связанная с реорганизацией компаний.
В итоге реально работающие предприятия могут лишиться законного права на получение квот.
Так что этот вопрос нужно решать незамедлительно. Ведь новые правила распределения квот вступают в силу с 1 апреля текущего года.
Рыбопромышленный рынок нуждается в правовой стабильности. Иначе его будет лихорадить. И пострадают от этого все — и бизнес, который не сможет эффективно работать, и государство, которое не получит ожидаемых налоговых притоков. Причём нормативные перекосы возникают, в первую очередь, тогда, когда появляются официальные документы, где нет определённости в толкованиях тех или иных положений. Это, в частности, и стало темой нашего разговора с генеральным директором ООО «Кристалл» Русланом ИНАМОВЫМ.
— Руслан Михайлович, какая проблема для рыбной отрасли, на ваш взгляд, является на текущий момент ключевой?
— Проблем в отрасли хватает. Рыбопромышленный рынок сложен по определению, поэтому тут всегда будет достаточно «подводных камней». Но если говорить непосредственно о сегодняшнем дне, то настораживают моменты, когда официальные документы можно толковать двояко. Вот это, действительно, серьёзный правовой недочёт.
— Например?
— Например, 30 января текущего года вышло постановление Правительства № 88, которым утверждены правила распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ВБР) между лицами, у которых срок действия договоров о распределении этих квот истекает до 31 декабря. Этого года, разумеется.
В целом к документу претензий нет. Тем более что на этапе его подготовки проект обсуждался в отраслевом сообществе. И многие предложения рыбаков были учтены. За что, кстати, хочется сказать руководителям государства отдельное спасибо.
Но вот когда на свет появилось само постановление № 88, нас всех ждал неприятный «сюрприз». Содержится он в пункте Д части 24 вышеуказанных правил. И там сказано, что рыбаку могут отказать в закреплении доли квоты, если он «представил сведения о договоре о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства или о договоре о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, в отношении которого в течение 9 лет, предшествующих расчётному году, заявителю не распределялись квоты добычи (вылова) водных биоресурсов…».
Такая вот любопытная формулировка. Думаю, непрофессионалу она вообще непонятна. Поэтому попытаюсь объяснить популярно. Предположим, компания А, владеющая долями квот на протяжении 9 лет, в конце прошлого года в рамках реорганизации влилась в компанию Б. Такое бывает довольно часто. Казалось бы, в чём проблема? Тем более что в законодательстве есть принцип «универсального правопреемства». И именно компания Б стала правопреемником компании А со всеми её обязательствами и правами, в том числе и на доли квот добычи (вылова) ВБР.
Так вот теперь, в связи с постановлением Правительства № 88, а оно вступает в силу уже с 1 апреля текущего года, компания Б рискует не получить квоты. По принципу — кто их получал в течение 9 лет? Точнее, кто был заявителем в этот период? Компания А? Ну так пусть она квоты и получает! Что значит, её уже не существует и правопреемником стала компания Б? Это вообще никого не волнует. В итоге, повторюсь, компания Б может квоты не получить.
Это касается всех без исключения предприятий, которые в течение 9 лет проводили какие-либо реорганизации, связанные, в том числе, и с универсальным правопреемством. Или участвовали в аукционах после 2009 года, так как в этом случае распределение квот предприятиям осуществлялось менее 9 лет… А таких организаций в отрасли довольно много. И ведь каждая из них на аукционах заплатила за квоты сотни миллионов рублей. Это как минимум. Кому выгодны такие новации правительства, я, честно говоря, не знаю. Но боюсь, что пострадавших будет много.
— И что делать рыбакам?
— А мы пока не знаем, что будет дальше. И, думаю, никто не знает. Но, разумеется, эту недоработку необходимо устранить. Иначе пострадают многие представители бизнеса.
— Как вы думаете, на IV съезде работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации эта проблема будет озвучена?
— Надеюсь, что будет. Эта ситуация касается многих участников рынка. Тем более что перезакрепление долей квот на краба, которая сейчас особенно на слуху, имеет ко всему этому прямое отношение.
— А какие-то структуры уже выразили обеспокоенность сложившейся ситуацией?
— Конечно, в частности, весьма авторитетная Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ).
— Руслан Михайлович, многие ваши коллеги говорят ещё об одном документе. Имеется в виду распоряжение Правительства РФ № 2569-р от 18 ноября 2017 года. Что вы думаете по поводу этого документа?
— Да наверное то же, что и большинство участников рынка. Это распоряжение также вступает в действие с 1 апреля 2018 года. Но перечень водных биоресурсов, для осуществления прибрежного рыболовства в нём сильно урезан. Это однозначно ударит по многим предприятиям.
— И что было бы целесообразно сделать в этом случае?
— По крайней мере, отсрочить исполнение этого распоряжения до 31 декабря 2018 года. Это, как минимум, даст возможность нормально отработать в течение всего годового периода.
— Но некоторые специалисты утверждают, что такая отсрочка ещё и «привяжет» это распоряжение Правительства к ФЗ-166 «О сохранении водных биологических ресурсов», который вступает в силу (в полном объёме) с 1 января 2019 года. И тогда у рыбаков появится возможность переоформлять свои рыбопромысловые участки. Вы с этим согласны?
— Отчасти да, согласен. Что касается добычи водных биоресурсов на рыбопромысловых участках, в частности тихоокеанских лососей, — выход из сложившейся ситуации с 1 января 2019 года появится.
— Ваши представители поедут на съезд работников рыбохозяйственного комплекса?
— Да, поедут. Там будут озвучены вопросы, которые волнуют всех. И нас в том числе.
— Ну и последний вопрос: ваша компания ООО «Кристалл» является одной из лучших отраслевых организаций региона. Благодаря вашим рыболовным мощностям вы добываете и лососёвые, и треску, и навагу, и минтай, и мойву, и камбалу… Перечень можно продолжить. Плюс ко всему у вас есть современные рыбоперерабатывающие заводы. И ваша продукция известна по всей стране, что называется, от Петропавловска-Камчатского до Москвы. Как вы отработали путину прошлого года?
— Для западного побережья Камчатки прошлый год был, что называется, нерыбным. Поэтому о каких-то особых успехах говорить не приходится. Но в то же время не могу сказать, что мы плохо отработали. Скорее наоборот, несмотря на все сложности, у нас проявились довольно серьёзные отраслевые показатели. По крайней мере, по сравнению с другими дальневосточными регионами.
Так что всё складывается нормально. Тем более что сейчас мы рассчитываем на результаты путины 2018 года. Они должны быть значительно лучше прошлогодних показателей. И это, конечно, внушает чувство оптимизма. Впрочем, его мы не теряем в любых обстоятельствах.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >