Территория

Территория 

«Нам не верили, что уникальный энергообъект будет построен за три года»

В 2014 году в Якутии завершилась реализация инвестиционного проекта, который по своим отраслевым параметрам не имеет себе равных. Речь идёт о строительстве ВЛ 220 кВ Чернышевский—Мирный—Ленск—Пеледуй. Протяжённость ВЛ — полторы тысячи километров со всей профильной инфраструктурой, включая отпайку на НПС-14, а также 4 новые и 2 реконструированные подстанции. Сегодня мы публикуем материал о работе организации-заказчика, то есть о Дирекции по строительству энергообъектов на территории Республики Саха (Якутия) ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания».

Три момента

   Для начала — о безусловной значимости проекта. Тут интересны три момента. Во-первых, ЧМЛП уже сам по себе является уникальным энергетическим объектом, который позволяет обеспечивать устойчивым энергоснабжением не только громадную территорию западной Якутии, но и нефтепроводную систему «Восточная Сибирь—Тихий Океан» (ВСТО).

   Во-вторых, строительство велось в крайне тяжёлых природно-климатических условиях, когда 50-градусные морозы зимой и 40-градусная жара летом — не исключение, а, скорее, правило, и когда тотальное бездорожье и повсеместная заболоченность — не фигура речи, а обычное явление. Наконец, в-третьих, несмотря на все объективные и субъективные сложности, инвестиционный проект был реализован в кратчайшие сроки, в реальность которых изначально верили единицы.

Спорили до хрипоты

Ну а теперь интервью с директором по строительству ОАО «ДВЭУК» — директором Дирекции по строительству энергообъектов на территории РС (Я) ОАО «ДВЭУК» Анатолием МАКСИМОВЫМ.

— Анатолий Викторович, а как лично вы стали руководителем якутской Дирекции ОАО «ДВЭУК»? Ведь до этого вы к Якутии никакого отношения не имели?

— К Якутии я отношение всё-таки имел и до реализации инвестиционного проекта ЧМЛП. В 2009 году я работал начальником департамента и проектным менеджером РАО ЭС Востока, где курировал все инвестиционные проекты на Дальнем Востоке. И как раз в то время строилась ВЛ Сунтар—Олёкминск—НПС-14. Этот объект также можно назвать уникальным и по его отраслевым параметрам, и по социальной значимости. Да и по срокам реализации проекта тоже. Вот как раз последний момент и стал частью моей работы. В сентябре 2009 года меня впервые командировали в Якутск с чёткой задачей — убедиться в реальности этих самых сроков.

— А какие это были сроки?

— Судите сами — в 2008 году началось строительство ВЛ 220 кВ Сунтар—Олёкминск—НПС-14 (320 километров, 1 ПС 220 кВ), а уже в 

сентябре 2010 года поставили ВЛ 220 кВ НПС-14 под напряжение. И это — в Якутии, с её более чем жёсткими природно-климатическими условиями.

— И как, убедились в сроках реализации?

— Не только убедился, но сделал всё возможное, чтобы эти сроки стали действительно реальными. Хотя для этого пришлось до хрипоты спорить с подрядчиками, некоторые из которых, например заместитель генерального директора ОАО АК «Якутскэнерго» Геннадий УЛЬРИХ (теперь — руководитель ООО «Якутское»), впоследствии стали моими друзьями.

— А о чём спорили-то?

— Да на сугубо профессиональные темы. Например, я считал, что необходимо в три раза увеличить количество используемой техники. И ведь увеличили. Причём одних только буровых станков завезли дополнительно до 45 единиц. Так что в спорах у нас, действительно, рождалась истина. Также хочу отметить, что и я многому научился у якутских специалистов. В своём большинстве это профессионалы с большой буквы, и их уроки помогают мне до сих пор.

К примеру, тот же Геннадий Ульрих ввёл разделение труда на участках, когда одна организация рубит просеки, другая вбивает сваи, третья создаёт фундаменты и так далее (стахановский метод). Такая модель позволила постоянно наращивать производственные обороты. Большую работу вёл и руководитель ОАО АК «Якутскэнерго» Олег ТАРАСОВ, исповедовавший жёсткий военный принцип — всё для фронта, всё для победы.

   Но самый главный урок, полученный мной в Якутии, можно выразить в коротком предложении: не бывает невыполнимых задач, всё зависит от того, кто их выполняет. Но потом мне пришлось переключиться на другие проекты, не связанные с РС (Я). Хотя очередные задачи тоже были непростые — на новом месте работы, в ОАО «ДВЭУК», я курировал строительство энергообъектов к саммиту АТЭС на острове Русский. Но судьбу не обманешь, и в октябре 2010 года мне было поручено исполнять обязанности руководителя дирекции… по строительству ВЛ Сунтар—Олёкминск. Словом, всё вернулось на круги своя.

Реализация этого проекта к тому времени уже завершалась. Зато начинались работы по новому объекту — ЧМЛП. И вот спустя два месяца я был официально назначен директором якутской Дирекции ОАО «ДВУЭК». Спасибо за это руководителю компании Игорю Васильевичу ДЖУРКО. Вот вам и ответ на вопрос, с каким потенциалом я начинал работать в рамках проекта Чернышевский—Мирный—Ленск— Пеледуй.

— Предложения возглавить Дирекцию приняли сразу?

— Нет. У меня была настоящая работа на острове Русский, семью только перевёз во Владивосток, намечалась новая должность и т. д. Но первый заместитель генерального директора по инвестициям ОАО «ДВУЭК» Дмитрий Эдуардович СЕЛЮТИН, заместитель генерального директора ОАО АК «Якутскэнерго» Геннадий Ульрих нашли нужные слова и убедили меня возглавить проект. Самым лестным было, что благодаря мне вытянули в сроки объект «Сунтар—Олёкминск».

— А с чего всё начиналось на этом объекте?

— С проекта, естественно. Причём сам проект был также создан в рекордные сроки, уже в апреле 2011 года группа проектантов во главе с Максимом ПОТАПЕНКО сдала всю необходимую документацию на госэкпертизу. Кстати, нелишним будет напомнить, что автором самой идеи строительства этого объекта ещё несколько лет назад стал бывший генеральный директор ОАО АК «Якутскэнерго», а теперь губернатор Забайкальского края Константин Константинович ИЛЬКОВКИЙ. Именно он не раз озвучивал мысль: нашей республике нужна современная энергосистема, позволяющая решать целый комплекс промышленных, экономических и социальных задач. И вот в 2010 году у проекта появились конкретные очертания. Словом, я принял предложения руководства ОАО «ДВУЭК» возглавить Дирекцию и на несколько лет переехал в Якутию.

— Семью пришлось на время оставить во Владивостоке?

— Нет, спасибо семье, они меня, как всегда, поддержали и переехали вместе со мной в Якутск. И для меня это — неоценимая поддержка!

— В чём были основные сложности на самой стройке?

— А там вообще не было простых задач. Одни глобальные переходы через реки Лена и Олёкма чего стоят. Я уж не говорю о жутких морозах зимой или о тучах комаров летом, это для нас вообще привычное дело. Но вот вам только цифры. Если произвести несложные подсчёты и разделить полторы тысячи километров (протяжённость ЛЭП) на 1 035 дней (на три года, то есть на срок реализации проекта), то получится, что здесь ежедневно сдавалось по 5 опор. Масштабы невиданные. Но за это — отдельное спасибо нашим, без преувеличения, героическим подрядчикам — в первую очередь ООО «ТОК-Строй», ООО «Якутское», ОАО «Русгидрострой», ОАО АК «Якутскэнерго» и другим отраслевым предприятиям.

— Кстати, а как выстраивались ваши взаимоотношения с подрядчиками?

— Нормально они выстраивались. Я умею находить компромисс. Жизнь в Еврейской автономной области меня этому научила. Приходилось идти навстречу подрядчикам и давать им дополнительные возможности для завершения работ. Кто знает, о чём речь, тому это расшифровывать не надо.

Конечно, можно было, как говорится, закошмарить подрядчика и сказать: вы были обязаны сделать то-то и то-то тогда-то и тогда-то. И чувствовать себя важным и непогрешимым, мол, у меня все работают, как полагается. Но в условиях Якутии, да ещё и в предельно сжатые сроки, такой подход в принципе невозможен. Поэтому где закон позволял, мы шли на определённые послабления. Однако и на жёстком языке порой разговаривать с подрядчиками приходилось, чего тут греха таить. Всякое бывало, тем более что первый спрос всегда с заказчика. И мы всегда осознавали уровень своей ответственности. Но бесспорно другое — мы старались не только требовать, но и всемерно помогать всем организациям, вовлечённым в реализацию этого проекта. По принципу — одно дело делаем и делить нам нечего.

— А в самой Дирекции кадровые проблемы были?

— Разве что на начальном этапе. Но мы довольно быстро приросли кадрами. Теперь же у нас работают профессионалы высокого уровня, каждый из которых может стать отличным приобретением для любой производственной организации. Опыт у ребят за плечами колоссальный. И без них эта стройка вряд ли бы вообще осуществилась в столь короткие сроки.

Видите ли, я сам прошёл хорошую производственную, управленческую, да и просто жизненную школу. И принцип у меня простой — успеха всегда добивается команда. При этом важно понимать — она формируется не за один день, это долгий процесс. Но отвечает за командный результат только руководитель. Я за свою жизнь не предал и не подставил ни одного человека. Ни одного! Поэтому люди мне верят. Это, конечно, помогло и в работе нашей Дирекции.

— То есть вы считаете, что команда — это главное в любом деле?

— Нет, только в настоящем деле. Не в любом.

— Объясните?

— Мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда само понятие команды извращалось. Приходили в некие организации на руководящие должности люди, которые с маниакальным упорством и изо всех сил тащили за собой друзей детства, студенческих приятелей и вообще «ребят с нашего двора». Но задачи-то при этом не решались. Дать приятелю большую зарплату — это ещё не задача, главное — добиться большой, серьёзной цели. Поэтому команда хороша лишь там, где такие цели действительно имеют место быть.

Вместе с тем, кроме руководителя Дирекции, я являюсь подчинённым в команде ОАО «ДВЭУК», мои руководители — Настоящие! Это Игорь Васильевич ДЖУРКО, Дмитрий Эдуардович СЕЛЮТИН, Николай Дмитриевич ПЫРЛИК, Анжелика Викторовна РОЖКОВА и другие.

— Вы прислушиваетесь к советам подчинённых?

— Конечно, хотя решения принимаю сам, мне же за них отвечать приходится. Но у нас каждый имеет право и на инициативу, и на оправданный риск. Я это только поощряю. Поощряю и дружеские отношения внутри коллектива, это тоже здорово сплачивает. Хотя если нужно, и спросить могу по всей строгости.

— Часто приходится быть строгим начальником внутри Дирекции?

— Нет, нечасто. У нас все работают не за страх, а за совесть. И я горжусь своим коллективом. По-настоящему горжусь. Только уникальным людям под силу реализовать уникальный проект, которым и стала ВЛ 220 кВ ЧМЛП.

— Что будете делать, если Дирекцию всё-таки расформируют?

— Без работы наши люди не останутся, они Профессионалы.

— Сейчас, по завершении строительства, гордость за ЧМЛП испытываете?

— А как же? Как бы не повернулась жизнь, но за плечами у нас есть объект, который будет служить будущим поколениям. И этим нужно гордиться.

Это — элита

А теперь хотелось бы предоставить слово ключевым сотрудникам Дирекции. Их мнения точно отражают весь процесс строительства ВЛ 220 кВ Чернышевский— Мирный—Ленск—Пеледуй.

Александр ЯНОВ,
заместитель директора по строительству:

— В Дирекции я работаю с декабря прошлого года. До этого трудился в ООО «Якутское» в должности главного инженера, так что в реализации проекта ЧМЛП я принимал участие и как сотрудник подрядной компании, и как представитель организации-заказчика. Да, это, без преувеличения, уникальный проект. По значимости его можно сравнить разве что с БАМом. А именно в энергетике в нашей стране ничего подобного не было, наверное, в течение последнего полувека. Чтобы за три года в сложнейших природно-климатических условиях российского Севера построить линию протяжённостью в полторы тысячи километров — это, знаете, дорогого стоит.

Но ведь построили, вопреки прогнозам скептиков. И огромную роль в этом сыграла как раз дирекция во главе с Анатолием Викторовичем Максимовым. Он сумел собрать в одной организации, я считаю, поистине элитарных специалистов, подавляющее большинство которых прошли хорошую профессиональную школу в строительных и проектных предприятиях.

А потом эти школы были отшлифованы как раз в Дирекции, ведь специфика у заказчика и подрядчика всё-таки разная. Но Анатолий Викторович, его у нас, кстати, зовут уважительно — Викторычем, создал удивительный профессиональный и корпоративный колорит, позволяющий решать самые сложные производственные задачи. Теперь Дирекция, на мой взгляд, лучшее подразделение ОАО «ДВЭУК». И хочется надеяться, что потенциал этого коллектива будет использован и на строительстве других масштабных объектов.

 

Сергей ВОРОНОВ,
руководитель Ленского представительства Дирекции:

— Я приехал в Ленск в 2011 году. Дело в том, что с Анатолием мы знакомы много лет, ещё в армии вместе служили, поэтому, когда он предложил мне возглавить подразделение организации-заказчика в Ленске, я согласился не раздумывая. Это прирождённый руководитель и замечательный друг. Так что работать с ним — уже большая удача.

Что же касается самого объекта ЧМЛП, то поначалу обозначенные объёмы даже в мозгах не укладывались. Это же нечто запредельное — за три года построить линию протяжённостью в полторы тысячи километров! Да ещё в Якутии, где строительством можно нормально заниматься, по сути, только осенью. Зимой — запредельные морозы, когда техника останавливается, летом — непроходимые болота, в которых эта техника просто тонет, весной — всё тает, и пробраться на участки можно с огромным трудом. А ведь люди работали. И зимой, и летом, и весной. Порой страшно было смотреть, когда специалисты тянули провода в 45-градусный мороз, да ещё и на 30-метровой высоте.

Или вот вам картинка из жизни. Экскаватор тонет в болоте по самую кабину и сам себя из этого же болота своим ковшом вытягивает. Скажете, фантастика? Нет, привычное для нас дело. А лежневые дороги, которые приходилось укладывать и работать по сути с плотов. Тоже обыденность и для нас, и для наших подрядчиков. Я уж не вспоминаю о медведях, шаставших по нашим участкам, как по родной берлоге. Так что якутского колорита нам хватило. Но уезжать отсюда, честно говоря, не хочется. Привык я уже к этим местам. И к работе на износ тоже привык, поскольку чем масштабнее идея, тем интереснее. А уж какой опыт я здесь приобрёл благодаря Анатолию Викторовичу, словами не передашь.

 

Роман ПИНИГИН,
начальник электротехнического отдела:

— Я пришёл в Дирекцию ещё в 2010 году, как раз на этапе завершения строительства ВЛ 220 кВ Сунтар–Олёкминск. Тогда организацией ещё руководил Андрей Васильевич КУЗНЕЦОВ. И, разумеется, на моих глазах начиналась реализация другого масштабного проекта — ЧМЛП, но уже под руководством Анатолия Викторовича Максимова. Начинал я работать на самой, скажем так, низовой в Дирекции должности — инженера первой категории. Но именно Викторыч помог мне в моём профессиональном совершенствовании. Работать с ним интересно, несмотря на всю сложность задач.

А знаете, в чём самый главный интерес? У нас всё делается благодаря командному духу. И лично для меня это главное, я ведь с шестнадцати лет играл в баскетбол, то есть занимался командным видом спорта. А стройка, как и спорт,— это тоже команда, в одиночку тут ничего не добьёшься. Так вот Анатолий Викторович Максимов сумел создать команду, которая по своему профессиональному потенциалу не имеет себе равных. У нас и молодые ребята, и опытные сотрудники — часть единого целого, и все работают на общий результат. Отсюда и успех.

 

Сергей БОГАТОВ,
начальник отдела капитального строительства и технического надзора:

— В Дирекцию я пришёл в июне 2012 года. Причём до этого я работал в институте «Якутпроект», где занимался проектированием гражданских объектов. А вот к энергостроительству отношения не имел никакого. Весь соответствующий опыт я получил уже здесь, под руководством старших товарищей и непосредственно Анатолия Викторовича Максимова. Так что сами видите — у нас работают и строители, и энергетики, и проектировщики. Полный перечень необходимых специалистов.

Конечно, поначалу я даже не представлял, насколько масштабна наша работа. Но потом, когда с головой окунулся в инвестдеятельность, я понял — судьба подарила мне возможность получить такие знания, такой опыт, о которых можно только мечтать. А ещё хотелось бы сказать, что в нашей команде работают только единомышленники, друзья и настоящие мастера своего дела. И это также способствует нашим общим достижениям.

Александр МАТВЕЕВ

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru