«Наш регион — Дальний Восток»,  № 06–07 (157), июль 2020
Главная тема

Главная тема 

Куда утекают термальные воды Камчатки?

Наша газета не раз рассказывала о том, что ситуация с геотермальной энергетикой на Камчатке остаётся непростой. Проблем здесь более чем достаточно. Например, до сих пор непонятно, почему чистые воды из термальных источников относятся к IV категории объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. На все наши попытки выяснить это у федеральных чиновников (через официальные запросы, разумеется) мы получали лишь откровенные отписки. Или вот момент… Большинство скважин на геотермальных месторождениях сильно изношено, а срок их эксплуатации превышает 30, 40 и даже 50 лет. Но на амортизацию средств не хватает, в том числе и потому, что многие потребители не платят за поставленный ресурс. Более того, некоторые из них считают, что вправе даром пользоваться государственными полезными ископаемыми. Об этом мы поговорили с генеральным директором АО «Тепло Земли» Денисом СЕРДОБОЛЬСКИМ.

Государственная задача 

— Денис Валерьевич, для тех, кто не читал прошлые публикации, давайте ещё раз напомним: ваша компания владеет лицензиями на разработку и эксплуатацию геотермальных месторождений в Камчатском крае. Всё верно?

— Да, конечно! Но если конкретизировать, то можно сказать следующее: акционером АО «Тепло Земли» является государство, что логично, поскольку мы работаем именно с государственным ресурсом — термальными водами. Это, кстати, важный момент в данной истории. Также стоит отметить, что наша компания ведёт изучение, мониторинг и разработку десяти геотермальных месторождений, среди которых Быстринское, Паратунское, Паужетское, Эссовское и другие. Все эти работы проводятся, естественно, на основании официально выданных лицензий. Кроме того, «Тепло Земли» является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей теплом и горячей водой (от геотермальных источников) несколько населённых пунктов Камчатки, в частности посёлков Паратунка, Термальный, Анавгай, Эссо. Также оно поставляет перегретую пароводяную смесь для Паужетской геотермальной электростанции (ГеоЭС). Кроме того, в активе акционерного общества несколько, скажем так, смежных проектов.

— Насколько известно, несмотря на то, что АО «Тепло Земли» — компания государственная, никакой финансовой поддержки государство вам не оказывает?

— Предприятие получает лишь субсидии для компенсации выпадающих доходов между льготными тарифами для населения и экономически обоснованными. Но в самих тарифах на теплоснабжение регулятор устанавливает размер прибыли всего ничего. Поэтому можно сказать, что мы работаем исключительно на самоокупаемости, только за счёт продажи тепловой энергии потребителям. Как и другие участники рынка, защищаем свои тарифы и в этих финансовых рамках обслуживаем население, предприятия и организации. Ну и налоги, разумеется, платим в полном объёме, тот же НДПИ, например. Вот только некоторые потребители этого не понимают и пользуются государственным ресурсом, а также нашим потенциалом совершенно бесплатно.

Так бывает

— А разве это возможно?

— Как выясняется, вполне. Но чтобы не быть голословным, приведу один наиболее показательный пример. В январе 2007 года между государственным унитарным предприятием «Камчатскбургеотермия» и индивидуальным предпринимателем С.В. РОГОВЫМ (ИП Рогов С.В.) был заключён договор долевого участия на строительство скважины (№ РЭ-9) на северном участке Паратунского месторождения термальных вод. Так вот, согласно пункту 1.1 этого документа застройщик (то есть ГУП «Камчатскбургеотермия») принял на себя обязательства непосредственно по строительству разведочно-эксплуатационной скважины. Причём этот объект создавался (внимание!) для обеспечения участников проекта теплоносителем (термальной водой) пропорционально вкладу каждого в строительство. Поэтому застройщик (ГУП «Камчатскбургеотермия») получал право доступа к 70 процентам добываемого ресурса, а дольщик (ИП Рогов С.В.) — к оставшимся 30 процентам. А сейчас — чрезвычайно существенный момент. Ни в одном документе нет указаний, что участники сделки будут пользоваться государственным ресурсом (в границах горного отвода) бесплатно. Да таких оговорок и не могло быть, поскольку извлечение природных богатств и пользование ими в Российской Федерации строго регламентированы нормами закона. Более того, подобная деятельность сопровождается серьёзными финансовыми обременениями, в первую очередь регулярными выплатами налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Да и другие налоговые отчисления никто не отменял. То есть доступ к тем или иным объектам не даёт автоматических преференций при пользовании государственными ресурсами.

А вот что произошло в этом случае. Индивидуальный предприниматель Рогов, являясь соучредителем базы отдыха «Гелиос», стал просто так, безо всяких оплат, пользоваться термальными водами из скважины № РЭ-9 — для обеспечения теплом своего рекреационного объекта, разумеется. На все попытки перевести взаимоотношения недропользователя и дольщика в рамки закона и здравого смысла он отвечает примерно следующее: скважина моя, значит, и ресурс мой.

— Как нетрудно догадаться, скважина находится на территории базы отдыха «Гелиос»?

— Совершенно верно! И доступа к ней ни у кого, кроме руководителей этой базы, нет. Как нет возможности проверить и показания прибора учёта, поскольку он тоже находится на территории «Гелиоса».

Пользуясь случаем

— А какая позиция у ГУП «Камчатскбургеотермия»?

— На сегодняшний день никакой, поскольку ещё в августе 2015 года предприятие официально прекратило своё существование. Однако здесь опять-таки есть показательный момент. За два года до ликвидации ГУП руководители «Камчатскбургеотермии» узнали, что г-н Рогов перерегистрировал на себя (то есть на ИП) ВСЮ скважину. Как все мы помним, изначально речь шла о тридцатипроцентной доле. И вдруг такой поворот сюжета.

— И что было дальше?

— Руководство ГУП «Камчатскбургеотермия» обратилось в Арбитражный суд Камчатского края, и семидесятипроцентная доля скважины вернулась к прежнему владельцу, то есть к этому предприятию. Но в дальнейшем она была выставлена на торги и продана… всё тому же С.В. Рогову.

— К этой схеме мы ещё вернемся. А пока резонный вопрос: какую роль во всём этом играет АО «Тепло Земли»?

— Наше предприятие было образовано в 2015 году. При этом хочу подчеркнуть: АО «Тепло Земли» не имеет никакого отношения к прекратившему существовать ГУП «Камчатскбургеотермия». Мы не являемся правопреемником этой структуры. Но скажу больше: 28 декабря 2015 года мы получили лицензию (соответственно, законное право) на добычу и продажу полезного ископаемого (термальных вод) на Паратунском месторождении в границах горного отвода.

— Получается, что ИП Рогов С.В. начиная с января 2016 года не может законно добывать и использовать ресурс?

— Да, не может. Подчеркну ещё раз: законным недропользователем, работающим на основании лицензии, на Паратунском месторождении является только АО «Тепло Земли». И безграничных «хозяев» каких-то отдельных объектов типа скважины, которые просто так используют термальные воды, даже быть не может. Это ведь не огород в аренду взять и картофель там посадить. Это доступ к государственному ресурсу. А в данном случае всё предельно чётко регламентировано нормами Федерального закона «О недрах». Да, мы не спорим: на сегодняшний день Рогов является владельцем скважины, но это не даёт ему права бесконтрольно и бесплатно пользоваться полезным ископаемым, которое принадлежит не ему, а государству.

— И какой выход у ИП Рогов С.В.?

— Во-первых, он должен заключить с нами соответствующий договор. А во-вторых, возместить ущерб, причинённый за незаконное, на наш взгляд, пользование недрами. По оценке специалистов, только в период 2016—2019 годов сумма ущерба составила 58 миллионов 252 тысячи 839 рублей 10 копеек. Пока же С.В. Рогов категорически отказывается делать и то и другое.

Это — закон

— Денис Валерьевич, а что по этому поводу сказано в законе?

— А здесь нет двойного толкования. Всё строго регламентировано. Первое — статья 1.2 ФЗ «О недрах» прямо указывает: недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Как нетрудно догадаться, государство и ИП Рогов С.В. — это не одно и то же. Второе — статья 11 вышеназванного нормативного акта устанавливает: предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением (лицензией!), другого варианта не дано. Так вот, напомню ещё раз: владельцем лицензии является АО «Тепло Земли», но никак не ИП Рогов С.В. Но и это ещё не всё. Другой нормативный акт, а именно КоАП, в статье 7.2 устанавливает прямую административную ответственность за пользование недрами без лицензии. А статья 7.19 этого же закона подчеркивает, что за такие проступки предусмотрен штраф, но лишь в случае, если здесь не просматриваются признаки уголовного деяния. А они, на наш взгляд, как раз и просматриваются. На основании сразу двух статей УК РФ (ст. 158 и ст. 171) — за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью, и за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых, связанной с извлечением дохода без наличия лицензии, предусмотрена уголовная ответственность.

— Но эти нарушения зафиксированы?

— К сожалению, не до конца. Мы писали официальные заявления в контролирующие и правоохранительные органы, но ответы получили весьма странные. В частности, в наш адрес поступили три постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с недостаточностью доказательств. Плюс ко всему надзорщики ссылались на необходимость продлить сроки проверки. Но мы будем и дальше отстаивать свою правоту. В том числе и в судебном порядке. Тем более Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора своё заключение уже выдало.

Без договора — незаконно

— И что говорится в этом документе?

— Представители Росприроднадзора провели проверку и ещё 4 октября прошлого года издали официальный акт, где было отмечено: эксплуатацию скважины осуществляет ИП Рогов С.В. в целях обеспечения теплоносителем базы отдыха «Гелиос», на территории которой эта скважина и находится. В документе также сказано, что её владелец уклоняется от заключения договора с недропользователем, в результате чего происходит бездоговорное (незаконное) потребление полезного ископаемого.

— Предприниматель должен был прислушаться к официальному мнению надзорщиков?

— Конечно! Тем более представители Росприроднадзора (в соответствии с материалами проверки) вынесли в отношении С.В. Рогова предостережение и обязали его исполнить все требования до 2 февраля 2020 года. Прошло почти полгода, но предприниматель ни одно из требований не выполнил и, видимо, в добровольном порядке не собирается этого делать.

— А что со своей стороны говорят представители Роснедр? Это же их компетенция?

— Да, мы получили письмо из Федерального агентства по недропользованию. В нём официально признается: любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия недропользователя, то есть в нашем случае — АО «Тепло Земли». При этом право собственности ИП С.В. Рогов на скважину № РЭ-9 не даёт ему автоматической преференции при пользовании недрами. Об этом предприниматель также был уведомлен. Однако реакции с его стороны не последовало.

Это обязанность

 — Но лицензия — это ведь не только право пользования недрами, но и довольно серьёзная ответственность владельца?

— Вы правы, так оно и есть. Например, при эксплуатации каждой скважины мы должны соблюдать требования природоохранного законодательства. Но как в этой связи проконтролировать предпринимателя, у которого скважина есть, а лицензии нет? Да никак. Или вот пример: все недропользователи, и мы в том числе, платят налог на добычу полезных ископаемых. В нашем случае он исчисляется десятками миллионов рублей, и платим мы его за всё Паратунское месторождение, в том числе и за скважину, которую эксплуатирует г-н Рогов. Он же только извлекает прибыль, не отчисляя за этот объект ни НДПИ, ни другие налоги. Это напоминает ситуацию, при которой вы, допустим, купили небольшой участок земли поблизости от нефтегазового месторождения, пробурили скважину и стали качать там нефть, утверждая, что она ваша.

— Вы утрируете?

— Да, это нереально, если говорить об углеводородах. А в случае с другим полезным ископаемым — термальными водами, как выясняется, возможно всё. С этим мы и столкнулись.

Потери для всех

— Есть информация, что предприниматель Рогов, отказываясь заключать договор с АО «Тепло Земли», ссылается на решения арбитражных судов в свою пользу. Какие это решения?

— Имеется в виду его спор с уже несуществующим ГУП «Камчатскбургеотермия». Они, действительно, выносились в его пользу. Лично я удивлён этим фактом, но ничего комментировать не хочу, поскольку уважаю любое судебное решение. Да и дело здесь в другом: в очередной раз говорю, что АО «Тепло Земли» не имеет никакого отношения к ГУП «Камчатскбургеотермия». Никакого! И мы не пытаемся что-то взыскать с г-на Рогова до того момента, как владельцем лицензии стала наша компания. Нас не интересует период до января 2016 года. Мы говорим только о том, что с того момента, как наше предприятие стало официальным недропользователем на Паратунском геотермальном месторождении, ИП Рогов С.В. обязан соблюдать нормы закона. Также он обязан заключить с нами соответствующий договор, возместить нанесённый ущерб и обеспечить доступ наших сотрудников к прибору учёта, чтобы впредь всё было прозрачно. Это наши законные требования.

— Видимо, сейчас последуют судебные разбирательства?

— Без вариантов, мы к этому готовы. Но хотелось бы, чтобы помимо Росприроднадзора и Роснедр нас поддержали другие государственные структуры, так как от противоправных, по нашему мнению, действий бизнесмена страдает в первую очередь государство. Да и жители Камчатки тоже, поскольку наша компания, как мы с вами уже и говорили, работает в рамках самоокупаемости. При этом мы должны регулярно производить ремонт скважин для дальнейшего развития геотермальной энергетики. Но средств на это не хватает, в том числе и потому, что некоторые потребители не выполняют свои финансовые обязательства. Конкретный пример я уже привёл. Будем надеяться, что суд примет законное и справедливое решение.

 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров