«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10 (149), октябрь 2019
Главная тема

Главная тема 

Федеральная автодорога «Колыма» должна стать безопасной

Не секрет, что федеральная автодорога «Колыма» — одна из наиболее опасных в стране. Опасность заключается в сложности маршрута, а главное, в отсутствии сотовой связи. Позвонить или отправить сообщение на удалённой от посёлков территории зачастую даже не проблематично, а просто невозможно. Учитывая экстремальный климат регионов, обеспечение связью — вопрос жизненной необходимости и государственной значимости, поскольку соответствующие требования к мобильной доступности российских дорог являются федеральными нормами. Специалисты компании «Арбуз» совместно с партнёрами нашли способ решить эту задачу в ближайшие годы. Об уникальности проекта, стоимости и возникших трудностях рассказывает директор компании «Арбуз» Кирилл ЭТТЕНКО.

Пикеты работают

— Кирилл Геннадьевич, компания «Арбуз» хорошо известна в ДФО благодаря большому проекту по установке пикетов экстренной связи в рамках государственного заказа.

—Всё верно. Нами был разработан и реализован большой проект по установке пикетов экстренной связи (ПЭС) на федеральной автотрассе «Колыма» и региональных дорогах, которые оснащаются автономными источниками энергии — топливными электрохимическими генераторами и солнечными батареями. Это наша запатентованная разработка, аналогов в России у неё нет.

— Сколько всего пикетов на дорогах Магаданской области вы установили?

— Первый пикет был установлен в августе 2017 года. К середине 2018-го мы установили на федеральных  и региональных трассах Магаданской области десять пунктов спасения. Пять из них оснащены комнатами обогрева, в каждом пункте имеются одежда, сухой паёк и аптечка.

— А для чего нужен такой набор?

— Вы сами регулярно во время командировок передвигаетесь по «Колыме» и наверняка знаете: эта трасса отличается от аналогичных дорог в центральной части России. Да и климат в нашем регионе жёсткий, зимой морозы опускаются ниже 50 градусов по Цельсию. Сами понимаете, в таких условиях любое ЧП на «Колыме» может привести к трагедии. Поэтому в случае аварии на дороге или любой другой непредвиденной ситуации человек может зайти в пункт экстренной связи и взять всё необходимое для выживания. Но главное, для чего устанавливались пикеты, — в ПЭС человек может вызвать помощь. Второй момент: в нашем регионе работают десятки недропользователей, их участки находятся в труднодоступной местности, где связь, можно сказать, отсутствует. Для них ПЭС также весьма актуальны, как, собственно, и для дорожников, и для представителей других отраслей, работающих в Магаданской области. Но важно понимать, что пикеты предназначены именно для спасения людей, чтобы у них была возможность вызвать МЧС.

— На каких конкретно участках установлены ПЭС?

— Первый стоит на 157-м километре федеральной автодороги, это район перевала Яблоневый. Далее — на перевале Дедушкина Лысина, это 243-й километр. Следом за ним — 311-й км — нулевой километр, откуда идёт дорога на Омсукчан, в сторону Чукотки. На Омсукчанской трассе установлены три пикета: на 53-м километре — перевал Жаркий, на 106-м — посёлок Купка и на 209-м километре — в районе Капрановского перевала. Стоят пикеты и по Тенькинской трассе. Если говорить конкретно, то это 60-й километр, в районе перевала Гусакова, 125-й и 233-й километры — в районе реки Нелькоба.

— А сколько всего пикетов должно быть установлено?

— В рамках соглашения с правительством Магаданской области связь на трассах должна быть через каждые 50 километров, то есть там должен быть либо пикет, либо какой-то населённый пункт. Установка десяти пикетов позволила нам реализовать эту задачу на 50 %, и сейчас на половине федеральной трассы экстренная связь, действительно, есть каждые 50 километров.

— Когда планируется установить пикеты на остальной части трассы?

— Вопрос хороший, и задавать его нужно нашему региональному правительству. После установки десяти пикетов финансирование прекратилось. Мы писали обращение, в котором говорили о важности проекта, но письмо осталось без ответа, так что дело закончилось ничем.

Постоянная сотовая связь

— А если говорить о постоянной сотовой связи на автодороге, то она, по большому счёту, отсутствует?

— На протяжении почти 2000 километров автодорог Магаданской области устойчивой связи, действительно, нет. То есть водители и пассажиры элементарно не могут связаться с экстренными службами. Именно поэтому сегодня для нас в приоритете реализация глобального и важного проекта. Суть его заключается как раз в том, чтобы обеспечить федеральную дорогу «Колыма» сотовой связью. Это огромная помощь и золотодобытчикам нашего региона, и метеорологам, и тем, кто занимается грузоперевозками, да и всем, кто по тем или иным причинам оказался на этой сложной трассе.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее, как это возможно?

— Речь идёт о проекте, предполагающем создание единой сети автономных базовых станций сотовой связи, или, коротко, АБССС. Именно автономных. Традиционно возведение базовых станций вдоль дорог сопровождается строительством линии электропередачи для снабжения необходимой электроэнергией оборудования сотовой связи и сопутствующих систем, то есть систем обогрева, кондиционирования, мониторинга. Кроме того, необходима установка трансформаторных подстанций. Чтобы вы понимали, только на строительство ЛЭП в нашем регионе потребуются миллиарды рублей плюс ежегодное обслуживание. Мы же предлагаем более экономичную, но не менее эффективную альтернативу. К тому же для начала можно осуществить точечное покрытие сотовой связью особо опасных участков дороги.

— В чём заключается принцип работы системы?

— АБССС оснащается системами сотовой и спутниковой связи, системой электроснабжения, а также системами безопасности. После её запуска связь с оператором обеспечивается посредством передачи данных по спутниковому, оптическому или радиорелейному каналам связи. Далее с помощью оборудования базовой станции при получении энергии от автономной системы питания обеспечивается связь с абонентами. Также имеется возможность оснащения комплекса системой видео­наблюдения, чтобы следить за ситуацией на дорогах и состоянием перевалов. В России такого проекта ещё нет. Если не ошибаюсь, есть в Амурской области несколько станций, предназначенных для работы на альтернативной энергии.

— Вы сказали, что АБССС оснащена системой электроснабжения. Но, учитывая, что вдоль дороги ЛЭП нет, как тогда обеспечить станцию электричеством?

— С помощью автономного комплекса электроснабжения, включающего в себя солнечные панели и автономные электрохимические генераторы EFOY. По нашему проекту одна АБССС будет включать 30 солнечных панелей суммарной мощностью 1200 ватт и генератор мощностью 1000 ватт. Одна такая станция покроет связью 20—60 километров.

— Солнечных дней в Магаданской области достаточно, чтобы дать необходимый объём энергии?

— В летний и частично осенне-весенний период накапливаемой энергии достаточно, чтобы в полной мере питать все системы станции.

— Это инновационное решение принадлежит вам?

— Это совместная работа компании «Арбуз» и партнёров — российских и зарубежных. В частности, среди разработчиков проекта представители немецкой компании SFС Energy, специализирующейся на производстве электрохимических генераторов, а также сотрудники «Хевел» — самой крупной российской компании по производству солнечных панелей. Инженерные решения предложила компания «Радком», климатические решения — компания «Космос-нефть-газ». Одним словом, проделана колоссальная работа большой группой специалистов.

Цена вопроса

— Исходя из вашего проекта, сколько всего потребуется поставить автономных станций, чтобы покрыть связью трассу? А главное, сколько это будет стоить?

— Для покрытия 100 % федеральной трассы «Колыма» в Магаданской области необходимо установить 56 объектов. Строительство одной станции, включая доставку до места и монтаж, обойдётся порядка 15 миллионов рублей. На данный момент для нас задача номер один — найти средства.

— «Колыма» — трасса федеральная, в связи с чем логично предполагать, что деньги на проект должны быть государственные…

— Так-то оно так, но по факту отклика от регионального правительства мы не получили. Состоялась встреча с губернатором, на которой мы с парт­нёрами представили проект и попросили средств на запуск первой станции, то есть эти 15 миллионов рублей. На сегодня мы имеем только подписанное соглашение о взаимодействии между нашей компанией, немецкими партнёрами и правительством Магаданской области о развитии альтернативной энергетики Магаданской области. Но, давайте честно, это всего лишь формальность. По факту мы так и не получили внятного ответа, будет ли область поддерживать нас или нет. Также мы направили в региональное правительство документы на всероссийский конкурс. Предоставили проект, смету, презентацию и наши решения. Так что пока мы пребываем в режиме ожидания. При этом сейчас стоит задача поставить первую станцию, чтобы протестировать её. Это лишь первый этап в реализации большой задачи. И если даже на этом этапе правительство области не готово оказать помощь, что уж говорить о запуске всех 56 станций, которые обойдутся недёшево? Впрочем, мы никоим образом не виним региональные власти. Понимаем, что проект инновационный, соответственно, достаточно сложный. Здесь требуется осознание всего комплекса технических, технологических и нормативных процессов. Думаю, что руководство области включится в эту работу, тем более у представителей команды губернатора Сергея НОСОВА уже сложилось представление, что такое автодороги нашей территории и есть понимание того, что проблему нужно решать системно. Так что мы надеемся на продолжение диалога и на конкретные шаги в данном направлении. А пока будем пробовать реализовать проект на собственные средства.  

— Но ведь в дальнейшем необходимо эти станции обслуживать?

— Разумеется. Обслуживание сети из 56 станций будет стоить немало, но дешевле, чем обслуживание объектов традиционной энергетики.

— А нет ли какой-то программы, по которой можно получить субсидию на реализацию проекта?

— В том-то и дело, что есть определённые правила предоставления субсидий из федерального бюджета на обеспечение покрытия объектов транспортной инфраструктуры сетями связи. Как следует из постановления правительства страны от 10.05.2019, субсидию можно направить на обеспечение станций электроэнергией по постоянной схеме, на строительство подъездных путей, а также на возведение антенно-мачтовых сооружений. Но в нашем случае речь идёт о станциях связи, работающих на альтернативных источниках энергоснабжения.

— Тогда встаёт вопрос: где же взять средства?

— На месте мы не стоим, уже обратились к федеральным властям. В частности, не так давно заместитель председателя Правительства РФ Максим АКИМОВ проводил в Магадане совещание по вопросам реализации федерального проекта «Цифровая экономика» на территории Магаданской области. Мы подготовили презентацию проекта, пообщались с Акимовым лично. Наш проект представителя федеральной власти заинтересовал, и он сказал, что можно попробовать реализовать его за счёт государственных средств в рамках федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «О транспортной безопасности». Но проблема в том, что если деньги на строительство станций дадут, то через пару лет программа закончится. И кто в этом случае будет финансировать дальнейшее обслуживание объектов? Хотя всем понятно, что проект этот в большей степени социальный. Поэтому Акимов взял паузу, чтобы обдумать этот вопрос, но вместе с тем уже дал поручение «Сколково» проработать с нами вопросы и по другим проектам.

— И «Сколково» уже связалось с вашей компанией?

— Конечно, его представители сразу связались с нами и сейчас звонят регулярно, задают вопросы. Со своей стороны они готовы оказать помощь безоговорочно.

Надежда на золотодобытчиков

— А что будет, если средства на АБССС вы не получите?

— Пойду просить помощи у наших золотодобытчиков, чтобы запустить первую станцию. Для них проблема связи на трассе очень актуальна, поэтому надеюсь, что отклик будет.

— А что это даст?

— На эти средства мы станцию запустим, протестируем и покажем нашему правительству: вот, посмотрите, станция работает. И вот готовое решение, берите. Только если мы будем сами искать деньги на эту первую АБССС, то и устанавливать её будем там, где посчитаем нужным.

— Это где, например?

— Может, поставим недалеко от Карамкена, это 134-й километр, если не ошибаюсь. Но это пока говорю навскидку. Мы постараемся сделать всё от нас зависящее. И компания «Арбуз», и наши партнёры настроены решительно и на полпути начатое дело бросать не собираются. Но в любом случае понятно, что без участия государства полноценная сотовая связь на трассе «Колыма» не появится никогда. Этот проект действительно очень нужный, и хочется, чтобы власти Магаданской области услышали людей, которые живут и работают в данном регионе.

Беседовала Мария Василенко

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров