Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 05 (135), май 2018
В марте текущего года Специальное конструкторское бюро средств автоматизации морских исследований (СКБ САМИ) отметило сорокалетие. И значение этого события сложно переоценить. Ведь именно коллектив СКБ САМИ в течение четырёх десятилетий вносил и продолжает вносить весомый вклад не только в укрепление обороноспособности страны на её восточных рубежах, но и в комплексное исследование Мирового океана. В настоящее время руководят СКБ САМИ временно исполняющий обязанности директора, опытный управленец и специалист в сфере внедрения научных разработок Константин Яковлевич МОЛЧАНОВ и главный конструктор, один из ведущих дальневосточных учёных в области научного приборостроения Анатолий Емельянович МАЛАШЕНКО. А основа всей многогранной работы конструкторского бюро стала формироваться ещё в шестидесятые годы прошлого века под руководством Юрия Сергеевича БЕЛАВИНА, который и был основателем СКБ САМИ. В текущем году ему бы исполнилось 80 лет. Таким образом, две круглые даты (40 лет СКБ САМИ и 80 лет со дня рождения Ю.С. Белавина) переплелись настолько тесно, что можно сказать — речь идёт об одной судьбе.
Юрий Сергеевич Белавин родился 29 апреля 1938 года в городе Кудымкар Пермской области в семье военного. Причём слово «военный» здесь имело самое прямое значение. Сергей Андреевич Белавин прошёл три войны — конфликт с японцами на Халхин-Голе, советско-финскую зимнюю кампанию и Великую Отечественную. Всё это время его супруга Ольга Егоровна одна воспитывала троих сыновей. А после возвращения мужа с фронта в семье родилось ещё трое мальчишек.
Стоит ли говорить, что вся семейная история Белавиных буквально на ментальном уровне формировала в детях культ служения Родине. Поэтому, когда пришла пора идти в армию, Юрий как большую честь воспринял известие — его призывают в пограничные войска. Туда, где обычные армейские будни могут в любой момент стать военной страдой. Служил он на заставе № 1, на границе с Норвегией. А после демобилизации поступил на радиотехнический факультет Уральского политехнического института, выпускники которого нередко распределялись в НИИ и КБ, имевшие прямое отношения к оборонной промышленности.
По окончании вуза Юрий Белавин стал сотрудником Сахалинского комплексного научно-исследовательского института Сибирского отделения АН СССР. Именно здесь и началось его становление как крупного учёного. Учёного с большой буквы. Об этом говорит один лишь факт.
Когда в 1968 году было принято решение организовать конструкторское бюро по созданию морских автономных буйковых станций, предназначенных для передачи профильной информации по радиоканалам на судовой и береговой приёмные пункты, руководителем этого подразделения стал тридцатилетний Юрий Сергеевич Белавин. Это был, без преувеличения, блестящий профессиональный рост. И Белавин полностью оправдал то доверие, которое ему было оказано.
За короткое время он сумел сформировать коллектив молодых, талантливых учёных, которые впоследствии сыграли заметную роль в реализации самых значимых отраслевых проектов, связанных и с оборонкой, и с изучением Мирового океана. Среди них Ю.А. ШУМИЛОВ, В.А. АПАНАСЕНКО, В.В. ВОЛОВСКИЙ, Л.М. НЕФЕДОВ и многие другие.
А уже вскоре статус вышеназванной структуры был повышен. В 1971 году при поддержке АН СССР и лично академиков М. А. САДОВСКОГО и В. А. КОТЕЛЬНИКОВА КБ было преобразовано в Специальное конструкторское бюро морской сейсмоакустической аппаратуры Сахалинского комплексного НИИ. Спустя ещё семь лет организация стала самостоятельной. В марте семьдесят восьмого (то есть 40 лет назад) появилось на свет распоряжение № 10340-500 Академии наук СССР о создании Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований (СКБ САМИ). Под этим названием научно-внедренческий центр стал первой на Дальнем Востоке экспериментальной базой научного приборостроения, работает и в наши дни.
Рассказывать о развитии СКБ САМИ под руководством Юрия Сергеевича Белавина можно долго. И этот рассказ достоин даже не газетной статьи, а полноценной книги. Которая, кстати, уже была издана в своё время. Совсем небольшим тиражом, к сожалению. Но если коротко, то можно привести хотя бы такой чрезвычайно показательный пример — под руководством Ю.С. Белавина в СКБ САМИ было разработано четыре поколения глубоководных донных автономных станций «РИФ», «Мыс», «Монолит», «Магма», предназначенных для мониторинга акустических, сейсмических и гидрофизических полей океана. Причём всё было направлено на научно-исследовательские и прикладные цели. Всего было изготовлено 130 таких станций, многие из которых были поставлены в Тихом, Атлантическом, Индийском и Северном Ледовитом океанах на глубинах до семи тысяч метров. Это можно и сейчас называть более чем серьёзным научным и внедренческим прорывом периода семидесятых — восьмидесятых годов. Тем более что отраслевая основа всех этих разработок, проведённых под руководством Ю. С. Белавина, востребована и в наше время.
То же самое можно сказать и о других многочисленных системах мониторинга Мирового океана. И не только океана. В частности, речь идёт о комплексе МНК-400, который был использован в 1986 году для непрерывного измерения радиоактивного фона воды и воздуха на реке Припять после катастрофы на Чернобыльской АЭС.
И это, конечно, далеко не полный перечень решений СКБ САМИ во главе с Юрием Сергеевичем Белавиным. В этом же перечне глубоководная станция для регистрации землетрясений и ядерных взрывов. Даже из одного названия можно понять, какое значение эта разработка до сих пор имеет для науки. И таких проектов в активе конструкторского бюро было великое множество. Не случайно в тот период, когда СКБ САМИ руководил Ю.С. Белавин, деятельность организации курировалась такими всемирно известными учёными, как М.В. КЕЛДЫШ, А.А. АЛЕКСАНДРОВ, В.И. ИЛЬИЧЕВ, А.В. СИДОРЕНКО, А.В. ГАПОНОВ-ГРЕХОВ, Л.М. БРЕХОВСКИХ и многие другие.
Юрий Сергеевич Белавин ушёл на пенсию в 1992 году, когда отечественная наука оказалась на грани развала. Видимо, ему сложно было понять, почему труд учёных стал мало востребованным в родной стране. В стране, которой люди науки отдали свои жизни без остатка. А в 2003 году Юрия Сергеевича не стало.
Но жизнь — лучший судья. Поэтому коллектив СКБ САМИ пережил смутное время. Пережил достойно. И сейчас разработки учеников и продолжателей дела Ю.С. Белавина вновь оказались очень нужны. Как на отечественном, так и на мировом рынке.
Кроме того, выдающийся учёный воспитал двоих замечательных сыновей Сергея и Дмитрия. Один из которых — Сергей Юрьевич, который живёт во Владивостоке, оказал нам помощь в подготовке этого материала. Помнит о Ю.С. Белавине и младшее поколение этой семьи. В прошлом году внук Юрия Сергеевича и сын Дмитрия Юрьевича — Никита Белавин, ученик пятого класса, написал замечательное сочинение с говорящим за себя названием: «Мой дедушка». Там есть много проникновенных, очень тёплых строк. Даже такая, глубоко личная: «Однажды, в ожидании самолёта в аэропорту мой дедушка увидел красивую девушку и влюбился. Эта девушка стала моей бабушкой». А заканчивается сочинение Никиты словами: «И хотя я ещё окончательно не решил, чем буду заниматься в жизни, но, как и дедушка, ищу дело, которое меня по-настоящему увлечёт. Мой дедушка — достойный человек, он прожил интересную жизнь и принёс людям и стране много пользы».
И тут добавить нечего. Кроме одного — мы, конечно, тоже не знаем, чем будет заниматься во взрослой жизни Никита Белавин. И кем он станет — физиком или лириком. Но одно известно точно — с таким трогательным отношением к памяти своего дедушки он уже стал хорошим человеком. А это — главное. Всё остальное обязательно приложится.
Повторим, в девяностые коллектив СКБ САМИ переживал не лучшие времена. Хотя даже тогда оборонное ведомство старалось поддерживать центр научного приборостроения своими заказами. Пусть не в тех объёмах, как хотелось бы, но… Кроме того, сотрудники конструкторского бюро стали уделять больше внимания не военным, а гражданским разработкам, предназначенным, как нетрудно догадаться, для изучения Мирового океана. Опыт в этой связи здесь был накоплен колоссальный. Тем более что на Сахалине началась масштабная реализация шельфовых проектов. Поэтому потенциал СКБ САМИ вновь был востребован.
Но особую динамику развитие СКБ САМИ приобрело в начале двухтысячных, когда организацию возглавил Анатолий Емельянович Малашенко, который и сейчас занимает в этой же структуре ключевую должность главного конструктора. Под его руководством Специальное конструкторское бюро средств автоматизации морских исследований стало ещё более активно развивать следующие направления:
И это не полный перечень тех направлений, которые активно и, главное, эффективно и профессионально развиваются в Специальном конструкторском бюро средств автоматизации морских исследований.
Также стоит отметить, СКБ САМИ не только сохранило свои позиции в качестве единственного на Дальнем Востоке экспериментального центра научного приборостроения, связанного с Мировым океаном, но и значительно укрепило свой отраслевой потенциал. В том числе и благодаря лабораториям и другим подразделениям организации, оснащённым по последнему слову техники.
Ну и, конечно же, все достижения конструкторского бюро — это результат деятельности коллектива профессионалов. Не случайно к разработкам СКБ САМИ приковано пристальное внимание организаций и компаний, которые занимаются комплексным изучением Мирового океана. И не только. Проекты СКБ САМИ востребованы в самых разных промышленных направлениях. В первую очередь экологических. Сфера применения разработок научно-внедренческой организации широка по определению. И этому есть реальные подтверждения.
Разумеется, побывав на Сахалине, мы не смогли не встретиться с временно исполняющим обязанности директора СКБ САМИ Константином Молчановым. И вот какой показательный разговор у нас получился.
— Константин Яковлевич, насколько известно, для вас научная среда — не новая строка в биографии. Это так?
— Да, в определённой степени это вообще серьёзная часть моей жизни. В своё время в министерстве экономического развития Сахалинской области отвечал за вопросы поддержки науки и инноваций в регионе.
— Что именно было для вас в этом плане приоритетом?
— В первую очередь вопросы, связанные с практическим применением инновационных научных разработок и их внедрением.
— Но ведь это как раз то, что актуально сейчас для СКБ САМИ?
— Совершенно верно! Судите сами, за 40 лет Специальное конструкторское бюро средств автоматизации морских исследований приобрело богатейший и, самое главное, уникальный опыт, связанный со многими научными и промышленными направлениями, крайне актуальными и в наше время. Я имею в виду, в числе прочего, и вопросы, связанные с экологической безопасностью. Мы уже сейчас можем обеспечивать задачи экологического мониторинга собственным оборудованием. Созданные приборы нового поколения могут успешно работать в реальном секторе экономики. Теперь наша задача адаптировать их под интересы конкретных бизнесов. И существенно расширить круг интересантов.
— Например?
— Если вы имеете в виду конкретные разработки, то лучший пример — это автономная позиционная станция мониторинга водной среды «Экозонд». С её помощью можно эффективно контролировать пространственно-временные характеристики физических полей. Это позволяет максимально точно оценивать степень техногенного воздействия на окружающую среду.
— Для кого это представляет интерес?
— Например, для нефтегазовых компаний, работающих на шельфе. В этом же списке транспортные, рыбопромышленные, портовые предприятия. И организации, занятые в проектах по освоению Арктики. Впрочем, перечень заинтересованных структур широк по определению. Тут есть с кем работать.
— А есть ли компании, с которыми вы уже ведёте переговоры относительно АПС «Экозонд»?
— Хочу, чтобы меня правильно поняли. «Экозонд» в нашем случае — это не просто прибор. Это базовая платформа, которая может быть адаптирована под решение тех или иных задач. В том числе и в качестве дополнения в итоговые IT-решения. Что же касается конкретных компаний, с которыми мы находимся в переговорном процессе, то они есть, разумеется. Это, в числе прочего, и структуры НК «Роснефть», и другие профильные организации.
— Если говорить о развитии IT-технологий, то с кем вы готовы наладить сотрудничество?
— В частности, с резидентами Инновационного центра «Сколково». В этом случае мы готовы работать в формате «вендор — вендор», что позволяет выстроить взаимоотношения между партнёрами, занятыми в тесно интегрированных комплексах производства и сбыта сложных технических товаров. Схема тут, несмотря на непривычную для широкого круга читателей формулировку, довольно понятная. У нас есть носитель, у кого-то — технические решения. И всё это предстоит соединить в единую разработку. С учётом потребностей того или иного заказчика.
— Но ведь, если вести речь о том или ином оборудовании, то на рынке есть импортные аналоги. Вы сможете конкурировать с зарубежными поставщиками оборудования?
— Конечно! Хотя бы потому, что в своих технических решениях мы зарубежным разработчикам не уступаем. Есть у нас и преимущества. Например, срок поставки импортного оборудования составляет 6–9 месяцев при стопроцентной предоплате. А мы в течение этого времени можем адаптировать свои базовые разработки под решение конкретных задач. Плюс ко всему схемы расчётов с клиентами у нас поэтапные. Это также выгодно заказчикам. Так что мы занимаемся, в прямом смысле слова, импортозамещением. Иначе и не скажешь.
— А какую основную задачу СКБ САМИ решает сейчас?
— Здесь я не стану говорить непосредственно о научной и производственной деятельности. Эти процессы у нас давно налажены. Сейчас для нас главное, как я уже и говорил, довести разработки до конкретных потребителей. И адаптировать решения под потребности тех или иных заказчиков. Но не менее важно создать на Сахалине мощную профессиональную диалоговую площадку науки и бизнеса —коворкинг-центр, где специалисты могли бы работать в формате мозгового штурма. Это для нас крайне актуально. И мы над этим работаем.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >