Добыча полезных ископаемых всегда была основой экономики нашего государства. Плохо это или хорошо — вопрос другой, но факт остаётся фактом. Именно недропользователи и в СССР, и в РФ не просто «давали стране угля», но и пополняли бюджеты всех уровней. Так происходит и в наше время, поэтому День шахтёра в России — праздник с особым смыслом.
В ночь с 30 на 31 августа 1935 года донбасский шахтёр Алексей СТАХАНОВ за одну смену добыл 102 тонны угля, перевыполнив план почти в 15 раз. Это событие, во-первых, стало отправной точкой в стахановском движении, а во-вторых, несколько позже, в 1947 году, послужило поводом для появления в нашей стране профессионального праздника. Соответствующее предложение об учреждении в последнее воскресенье августа Дня шахтёра внёс министр угольной промышленности Александр ЗАСЯДЬКО. И уже через год праздник стали отмечать во всех угольных регионах Советского Союза, причём с размахом — с торжественными собраниями, концертами и награждениями передовиков производства. Даже после развала СССР преемственность традиции сохранилась, и угольщиков по-прежнему чествуют в Украине, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане и Эстонии.
Стоит отметить: для многих советских, а впоследствии и российских населённых пунктов шахтёрский праздник до сих пор имеет особое значение и отмечается с не меньшим размахом, чем День города. Это особенно характерно для Кузбасса, где торжественные мероприятия традиционно завершаются праздничным салютом. Но и на Дальнем Востоке, в частности в Артёме (Приморье), Новой Чаре (Забайкалье), Палане (Камчатка), Нерюнгри и Джебарики-Хая (Якутия), Шахтёрске и Углегорске (Сахалин), День шахтёра является важным событием.
Конечно, время стахановских достижений ушло в прошлое. Но не совсем. Сейчас рекорды на производстве — это результат внедрения современных технологий, как промышленных, так и организационных. Например, по официальным данным, коллектив компании ООО «Приморскуголь» за 17 лет работы в составе АО «СУЭК» поставил потребителям 60 миллионов тонн местных углей. При этом здесь не забывают о славных шахтёрских традициях. В частности, в текущем году на предприятии (как и во всех структурах АО «СУЭК») прошла трудовая вахта в ознаменование 75-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Также стоит отметить: для многих населённых пунктов и целых регионов в ДФО отраслевые организации имеют чрезвычайно большое значение. И это не фигура речи, а реальный факт. Характерный пример — ООО «Палана-Уголь», единственное предприятие Камчатки, осваивающее местные сырьевые ресурсы и снабжающее ими посёлок Палана. Разумеется, это позитивно сказывается на обеспечении территории топливом. Правда, существует одна серьёзная проблема — большая часть угля на Камчатку доставляется из Кузбасса и Красноярского края. Хотя в регионе, помимо Паланского, есть ещё Гореловское и Хайрюзовское угольные месторождения. В своё время именно компания «Палана-Уголь» все их и эксплуатировала. Но сейчас почему-то сырьё поставляется, главным образом, с материка, что, безусловно, увеличивает его стоимость.
Кстати, пару лет назад на страницах бизнес-газеты «Наш регион — Дальний Восток» развернулась настоящая дискуссия на тему использования углей, добываемых в ДФО, в близлежащих регионах. Некоторые эксперты (в основном чиновники) утверждали: большинство котельных на Севере были изначально «заточены» под кузбасское сырьё, и перепрофилировать их под местное топливо практически невозможно. Им возражали представители бизнеса, которые в один голос говорили примерно следующее: во-первых, провести реконструкцию котельных вполне реально, а во-вторых, дешевле построить новую котельную, чем постоянно тратиться на транспортировку завозных углей.
Впрочем, несмотря на проблемы, дальневосточные шахтёры продолжают решать весь комплекс как производственных, так и социальных задач. К примеру, мы не раз рассказывали о том, как компания «Углегорскуголь» на Сахалине привлекла стратегического инвестора из Южной Кореи и создала современную портовую инфраструктуру. Это стало серьёзным стимулом для развития территории. И таких фактов на Дальнем Востоке хватает — именно отраслевые предприятия вкладывают серьёзные средства в социальную сферу многих населённых пунктов.
Между прочим, подземным, то есть шахтным, методом в ДФО добывают не только уголь, но и золото. Поэтому золотодобытчики также с полным правом могут называть себя шахтёрами. И это опять-таки объективная реальность. Так, треть руды, добываемой ООО «Ресурсы Албазино» компании «Полиметалл», обеспечивают как раз подземные горные работы. Причём проводятся они в чрезвычайно серьёзных масштабах, а производственные объёмы постоянно увеличиваются. Более того, в настоящее время предприятие ведёт строительство второго подземного рудника на рудной зоне Екатерина-2.
Но если говорить о подземке в целом, то и в этом направлении без проблем не обходится. Например, одна из отраслевых компаний приобрела лицензию на добычу золота (подземным способом) на севере Якутии. Но впоследствии выяснилось, что реальные объёмы драгметалла в разы меньше лицензионных. В результате вместо 700 килограммов золота, которые предприятие должно было добыть по плану в первый год отработки месторождения, извлечь удалось лишь 200 килограммов, да и то с большим трудом. Впрочем, качество лицензий — тема отдельного разговора. И проблемные факторы проявляются повсеместно. Однако винить в этом только геологов, пожалуй, неправильно, ведь многие запасники полезных ископаемых в той же Якутии или в Магаданской области отрабатывались ещё в советские годы. А в девяностые работы там были остановлены, и металл стали нелегально извлекать так называемые чёрные копатели. Это, разумеется, изменило геологическую картину. Доразведка же не всегда может досконально точно обрисовать современное положение вещей.
Но деятельность горнопромышленных предприятий — не только добыча полезных ископаемых. В большинстве случаев это своего рода экономический магнит, который позволяет развиваться ещё и смежным направлениям. Речь идёт в числе прочего о поставках тяжёлой техники и оборудования, в чём постоянно нуждаются все профильные структуры. И этот процесс также развивается динамично. Так, шведский концерн SCANIA не только поставляет технику нового поколения, но и предоставляет комплексные сервисные решения, что, безусловно, чрезвычайно удобно для горняков. И это лишь один из многих примеров системного взаимодействия шахтёров со смежниками. Даже сельскохозяйственные организации нередко участвуют в такой кооперации, обеспечивая недропользователей продуктами питания. Ну и, конечно, шахтёрская работа стимулирует развитие образования. В последние годы стало понятно: труд горняка не только престижный, но и высокооплачиваемый. Поэтому у молодых людей появляется реальная возможность приобрести отличную профессию на всю жизнь.
Словом, День шахтёра — это праздник, имеющий серьёзное значение для многих людей. И коллектив бизнес-газеты «Наш регион — Дальний Восток» с удовольствием поздравляет всех горняков. Удачи вам во всём! Пусть труд приносит вам радость и достаток! Пусть в ваших семьях царят мир, покой и благополучие! И, конечно же, пусть здоровье каждого из вас будет очень крепким, ведь без него шахтёру никак не обойтись.
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >