«Наш регион — Дальний Восток»,  № 02–03 (102), март 2015
Главная тема

Главная тема 

«Государству мы не нужны»

Наша газета не раз писала о том, что в конце 2013 года на ОАО «Колымский аффинажный завод» было украдено свыше 2 тонн золота и более 16 тонн серебра. Пострадали золотодобывающие предприятия Магаданской области, Якутии и Чукотки. Одной из жертв этого, до сих пор не раскрытого, преступления стала колымская артель старателей «Полевая». Не получив не только никакой компенсации, но и поддержки региональных властей, горняки сегодня попали в критическую ситуацию. Сегодня наш собеседник — генеральный директор артели Николай ДЕРЕЖЕНEЦ.

Подсчитывая убытки

— Николай Адамович, стремительно приближается начало промывочного сезона 2015 года. Насколько вы к нему готовы?

— В доброе время я бы вам сказал, что мы готовы полностью, но сегодня сезон под угрозой срыва. Дело в том, что из-за украденного у нас золота и серебра мы понесли убытки порядка 250 миллионов рублей. Это в ценах на золото в то время. Мы сдали на КАЗ 447 килограммов золота, из них нам не вернули с аффинажа 151 килограмм 40 граммов. Вдобавок мы не получили обратно 262 килограмма 700 граммов серебра. Можете себе представить моё состояние?! Нонсенс, происшествие за гранью реальности, никому такое в страшном сне не приснится, и тем не менее случилось. А ведь на тот момент 64 процента акций завода принадлежали правительству Магаданской области, практически это государственное предприятие. Убытки всех предприятий, у которых было украдено золото, составляли 3 миллиарда 360 миллионов рублей по старым ценам за драгметалл. Сегодня это надо умножать на два.

Губернатор В.П. ПЕЧЕНЫЙ, который принял область уже с долгами ОАО «КАЗ», сегодня правильно говорит, что надо искать эффективного собственника для завода. А тогда считалось, что уже то, что председателем совета директоров предприятия был вице-губернатор, первый заместитель председателя правительства области Н.Б. КАРПЕНКО, это гарантия надёжности аффинажного завода. Кстати, Карпенко после этой истории уволился со всех должностей.

— Однако в 2014 году вы вышли из патовой ситуации?

— Да, но какой ценой! Наше предприятие ООО «Полевая» восемь лет работало без кредитов, обходилось своими средствами, а тут я вынужден был взять в банке кредит в 150 миллионов рублей, да плюс брали предоплату за золото, которое у нас украли, 67 миллионов 500 тысяч рублей, да плюс немалые проценты. И тем не менее мы всем нашим работникам выплатили полностью зарплату по итогам сезона, заплатили налоги. Только налог на добычу полезных ископаемых с украденного у нас золота составил 12 миллионов 700 тысяч рублей. Это тоже прямые убытки. И это ещё не всё. В 2013 году я взял в лизинг немало новой техники, а рассчитываться за неё пришлось в очень трудные времена.

В кредите отказано

— Но теперь они кончились?

— Что вы такое говорите! Сегодня вообще ситуация критическая. Я не могу начать подготовку к сезону — мне не дают кредита. И ведь это Сбербанк, с которым мы проработали 15 лет! Ни разу не было у нас ни одного дня задержки, всегда отдавали на два-три месяца раньше срока. Последние восемь лет, как я уже говорил, кредитов не брали, только вот пришлось в прошлом году из-за этого ЧП. Но даже в такой сложной ситуации брали кредит до октября, а отдали в августе. И все 15 лет мы сдавали золото именно в Сбербанк, а теперь вдруг оказались ненадёжными клиентами. Больше я с этим банком работать не хочу, закрываю там все счета.

Но проблемы это не решает. Нам нужно 200 миллионов рублей — закупить запчасти для техники, ГСМ, авансировать людей. Обратился в Россельхозбанк. Они месяц рассматривали нашу заявку, но так и не дали ответа, а время уходит. Теперь думаю, в какой банк подать документы.

— Может быть, правительство области могло бы выступить гарантом вашего кредита?

— Самое обидное, что власти не оказали никакой помощи ни нам, ни другим пострадавшим предприятиям. После того как стало ясно, что денег за пропавшее золото нам не вернут, мы надеялись, что правительство хоть что-то для нас сделает. Это могли быть налоговые льготы, какие-то иные преференции. Ничего подобного. Несколько раз состоялись встречи золотодобытчиков с губернатором, другими должностными лицами. Тоже никакого толка, разводят руками — ну, нет этого золота, и денег нет, что мы сделаем…

С 1 февраля деятельность КАЗа приостановлена на неопределённый срок — нет заказов. Понятно, теперь никто не хочет сдавать туда драгметаллы, доверие завод потерял. Без работы остался коллектив предприятия.

Губернатор Владимир ПЕЧЕНЫЙ встречался с работниками, дал поручение оказать им материальную помощь, решить вопрос с выплатой зарплаты. Я не против того, чтобы люди получили своё, но кто же подумает о нас? Ведь у меня работали 208 человек, у них есть семьи, им тоже надо выплачивать то, что они честно заработали. Каждый грамм золота достаётся тяжёлым трудом, люди добывают его в суровых условиях, вдали от дома, а меня словно специально загоняют в безвыходную ситуацию. Я 44 сезона отработал в золотодобыче, здесь на Колыме мне всё своё, родное, а теперь я не могу начать сезон, потому что одному из самых известных в отрасли предприятий, видите ли, отказано в кредите. Где справедливость?

Ни ответа, ни привета

— Николай Адамович, понять позицию наших банков невозможно. Коллектив вашей артели в сезон 2014 года, несмотря на все трудности, произвел 530 килограммов золота вместо 420 по квоте. У вас ежегодно работают 9–10 промприборов, вы ведёте разведку по новым лицензиям. Кому как не вам оказывать содействие и поддержку?

Николай ДЕРЕЖЕНЕЦ:
— Взять кредит для начала нового промывочного сезона сегодня очень трудно. Нашему предприятию не удалось его получить даже под высокие проценты. Нам отказал Сбербанк, куда мы 15 лет сдаём добытое золото. В прошлом году в связи с тем, что на КАЗе было украдено из сданных нами 447 килограммов золота 151 килограмм 40 граммов, пришлось взять в этом банке кредит. Отдали мы его на два месяца раньше срока.
В Росельхозбанке наш запрос рассматривали месяц и так и не дали ответа. Что это — политика государства или произвол чиновников? На таком фоне заявления высоких должностных лиц о поддержке бизнеса выглядят лицемерием.

— Я теперь думаю так — государству мы не нужны. Слова о поддержке бизнеса остаются просто словами. На деле нет не только помощи, но даже условий для цивилизованной работы. Через вашу газету я обращался и к полномочному представителю президента РФ в ДФО Юрию Петровичу ТРУТНЕВУ, и к самому президенту Владимиру Владимировичу ПУТИНУ. А также мы обращались в ФСБ России и Следственный комитет РФ. И что же? Ни редакция, ни я не получили даже казённой отписки. Я считаю, что если бы наше предприятие было государственным, то тех, кто его обокрал, нашли бы довольно быстро.

Так что декларируется одно, а в жизни происходит совсем другое.

Между тем кредит нам нужен, как воздух. Ведь те наши потери, о которых я говорил, не единственные.

Мало того, поскольку 151 килограмм драгоценного металла, как я уже говорил, реализован по понятным причинам не был, по всей видимости, придётся уплатить с этого золота налог на прибыль. Как нам выходить из положения? Получается, что нас обокрали, обокрало государственное предприятие, и мы же кругом виноваты. Вот и бьются все предприятия, обокраденные ОАО «КАЗ», как рыба об лед, а ведь за нами — коллективы, люди, рядом с которыми мы проработали долгие годы, за которых мы чувствуем ответственность.

На фото: генеральный директор ООО «Полевая» Николай Дереженец (справа) и исполнительный директор предприятия Адам Дереженец

Лицемерная забота

— Если нашему государству не нужны золотодобывающие предприятия, не нужны те тонны золота, которые мы добываем ежегодно, то к чему всё это лицемерие, все эти слова о том, что каждый должен работать с полной отдачей, чтобы преодолеть трудности, возникшие в стране? Мы-то работаем, бьёмся за каждый грамм, потому что иначе не умеем. А вот о тех чиновниках и бюрократах, от которых, к сожалению, зависят судьбы людей и страны, этого не скажешь.

Беседовала Ольга ГЛАЗУНОВА

От редакции:

Просим считать эту публикацию официальным запросом газеты в комитет по экономической политике Совета Федерации РФ, в комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы РФ, главе Центрального банка РФ Э. НАБИУЛЛИНОЙ.

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров