СУЭК, крупнейшую угольную компанию в России, в Забайкальском крае представляют три предприятия: АО «Разрез Харанорский», ООО «Разрез Восточный» и ООО «Черновский ремонтно-механический завод». Серьёзные средства Сибирская угольная энергетическая компания направляет на модернизацию их парка техники, повышение уровня безопасности работ, реализацию экологических проектов.
АО «Разрез Харанорский» по объёмам добычи угля стабильно занимает лидирующие позиции в Забайкалье, и не в последнюю очередь благодаря оснащению современной техникой и оборудованием.
На вопрос, насколько компания в плане технологической оснащённости соответствует современным требованиям, технический директор АО «Разрез Харанорский» Пётр Валерьевич ГАБИДУЛИН ответил так:
— Если брать в процентном отношении, то более 90%. Конечно, стремимся к идеальным, 100-процентным показателям. Многое делаем в плане применения современных технологий, промышленной и информационной безопасности. Что касается техники, то на разрезе задействуем импортные экскаваторы: Komatsu PC-4000 с ёмкостью ковша в 22 куба, Komatsu PC-1250, Hitachi EX-1900, отличающиеся производительностью, технологичностью и экологичностью. В арсенале компании и другая тяжёлая техника: бульдозеры Liebherr, колёсные бульдозеры «Четра», автогрейдеры John Deer, Cat, самосвалы БелАЗ грузоподъёмностью в 130 и 220 тонн…
Управлять современной техникой очень непросто, поэтому все специалисты — машинисты экскаваторов, машинисты грейдеров, водители самосвалов, инженеры-механики — проходят специальную подготовку и имеют высокую профессиональную квалификацию. Но, как и на большинстве промышленных предприятий, в АО «Разрез Харанорский» остро стоит кадровая проблема.
— Парадокс в том, что везде говорят о безработице в стране, а при этом на многих предприятиях, в том числе и на нашем, кадровый голод, — сетует Пётр Габидулин. — Но мы делаем всё от нас зависящее, чтобы решить эту проблему. В своём учебно-производственном комбинате обучаем десяткам различных специальностей. Кроме того, уже два года у нас действует вахтовый метод работы — привлекаем иногородних водителей самосвалов, машинистов тепловозов, машинистов экскаваторов. Вахтовикам предоставляем благоустроенное общежитие, обеспечиваем питанием.
Но ещё более остро, чем кадровая проблема, в АО «Разрез Харанорский» стоит проблема поставки запасных частей для техники и оборудования.
— Здесь несколько острых вопросов, — делится наболевшим Пётр Валерьевич. — Во-первых, наличие запчастей у дилеров. Во-вторых, сроки их поставки: если раньше они были 20—30 дней, то сейчас — 70—100 и даже 120 дней. Поэтому ищем возможности выйти из этой ситуации. Ищем тех, у кого запчасти есть в наличии. Иногда приходится приобретать их по более высокой, чем раньше, цене. Конечно, есть надежда на параллельный импорт из Китая, Индии, Кореи, а также на отечественных производителей. Кроме того, в своём цехе механической обработки занимаемся восстановлением использованных деталей. Помогает решить проблему импортозамещения и давний партнёр предприятия — Черновский ремонтно-механический завод.
— Мы сотрудничаем с АО «Разрез Харанорский» с момента его образования, — рассказывает Алексей Анатольевич ТУХТА, заместитель директора по производству ООО «Единая сервисная компания СУЭК» (Черновский РМЗ).
— Изготавливали для него ковши к экскаваторам Komatsu, Hitachi, грузовые платформы для карьерных самосвалов, рукояти, отвалы и многое другое для карьерной техники. Сегодня на разрезе у нас организован участок монтажа и наладки по ремонту автотранспорта и ремонтно-механический участок для ремонта карьерной техники и автосамосвалов большой грузоподъёмности. Численность нашего персонала на территории разреза составляет 78 человек. Сегодня в работе комплект ковшей для роторного экскаватора ЭР-1250, грузовая платформа для автосамосвала БелАЗ грузоподъёмностью 220 тонн. Мы постоянно держим связь с руководством разреза и готовы и дальше продолжать наше сотрудничество. А ресурсы для этого у нас есть.
Обеспечение безопасных условий труда и сохранение здоровья работников являются приоритетным направлением в производственной деятельности АО «СУЭК» и его предприятий.
— Добыча угля — производство опасное, от этого никуда не уйдёшь. Именно поэтому очень важен производственный контроль, — объясняет заместитель технического директора (по производственному контролю, промышленной безопасности, охране труда и охране окружающей среды) АО «Разрез Харанорский» Сергей Иванович АРТЕМЬЕВ. — Наша главная задача — через строгий контроль за производственными процессами, неукоснительным соблюдением правил безопасности на всех производственных участках предотвратить опасные ситуации, сохранить жизнь и здоровье людей.
Сегодня одним из основных направлений развития горнодобывающей промышленности становится внедрение в производство цифровых технологий, помогающих повысить эффективность работы и уровень безопасности. Так, на АО «Разрез Харанорский» предсменный контроль персонала обеспечивает электронная система мониторинга фирмы «ЮМС» при помощи диагностических шлюзов. Это специальный комплекс, одновременно измеряющий кровяное давление, пульс, температуру тела, активность центральной нервной системы. Результат обследования фиксируется на компьютере и выдаётся талон с результатами обследования каждому. Далее работник проходит предсменный экзаменатор, на котором он отвечает на простые вопросы по безопасности. При формировании горным мастером сменного наряда данные по прохождению медицинского осмотра и предсменного экзаменатора отображаются в системе.
На карьерных самосвалах используется система «Автограф», которая показывает скорость автомобиля, маршрут его движения, загруженную горную массу, количество топлива. Такие системы есть и на насосных установках: по ним можно легко проследить, в работе находится оборудование или простаивает. То есть с каждым годом цифровизация на разрезе охватывает всё больше производственных процессов.
— На всех предприятиях АО «СУЭК» разрабатываются проекты многофункциональной системы безопасности, — говорит Сергей Артемьев. — На «подземке» они уже внедрены. Постепенное внедрение такого проекта начинается и у нас на разрезе — сегодня уже проводим закупку оборудования. Думаю, к концу этогогода он будет освоен на 50%, а в следующем году полностью запущен в работу.
Эта система позволит отследить все передвижения любого горно-транспортного оборудования, а также непосредственно персонала при помощи функции «позиционирования».
Концепция устойчивого развития АО «СУЭК» построена на принципе сохранения окружающей среды для будущих поколений. Комплекс мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, реализуют и на АО «Разрез Харанорский». В их число входят мероприятия по сокращению вредных выбросов, рациональному использованию и очистке сточных вод, утилизации и переработке отходов.
В данном контексте значительно повышается роль экологической службы предприятия.
— Экологии сейчас уделяется очень много внимания, — утверждает Сергей Иванович. — Особенно на таких «вредных» производствах, как наше, поэтому решаем множество вопросов, связанных с охраной окружающей среды: мониторим ситуацию, контролируем проведение необходимых работ, в частности следим за откачиванием воды, за использованием масел, за пылеподавлением. Ну и, конечно, предупреждаем вынесение возможных штрафов от основного контролирующего органа в части экологии — Забайкальского межрегионального управления Росприроднадзора.
Но, несмотря на всю остроту сегодняшних проблем, в АО «Разрез Харанорский» настроены оптимистично.
— Конечно, а как иначе? — объясняет позицию руководства Харанорского разреза его технический директор. — За нами же коллектив (на сегодняшний день непосредственно работников разреза — 840 человек, 360 человек на разрезе Восточный, а ещё ремонтный персонал, слесарная группа, охрана, столовая...), за нами посёлок, за нами район. Ведь наше предприятие — самое крупное не только в посёлке и в районе, но и в Забайкальском крае. Так что мы в ответе за всех.
Нина Красикова
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >