«Наш регион — Дальний Восток»,  № 12 (162), декабрь 2020
Территория

Территория 

Проект стратегии промысла тихоокеанских лососей на 2021 год готов

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 12 (162), декабрь 2020

Рыболовство в России, как известно, регулируется рядом нормативных актов. При этом каждый «рыбный» регион действует ещё и в рамках собственных полномочий на основе соответствующих законов и рекомендаций научных органов. Именно таким образом, в частности, ежегодно фор- мируется стратегия вылова тихоокеанских лососей. Свои предложения подготовила Ассоциация предприятий рыбной отрасли (АПРО) под руководством Сергея Михайловича РЯБЧЕНКО. Это важный документ, в котором отражены взвешенные и тщательно просчитанные рекомендации.

Северо-Охотоморская подзона

  • Распределение объёмов добычи (вылова) тихоокеанских лососей и гольцов производить по водным объектам и их частям (группам РЛУ).
  • Рассмотреть возможность увеличения прогнозируемого объёма добычи (вылова) гольцов в Охотском муниципальном районе до 3500 тонн.
  • Определить меры по снижению промысловой нагрузки на базовые реки Охота и Кухтуй и увеличению количества морских ставных неводов. 

Комментирует Сергей Рябченко:

— Вылов лососёвых в формате «по водным объектам и их частям (группам РЛУ)» — аналог олимпийской системы. И в том же Охотском, Тугуро-Чумиканском, Аяно-Майском районах и в Сахалинском заливе такой формат вполне логичен. Более того, эта схема уже апробирована и доказала свою эффективность и рациональность в этой Северо-Охотоморской подзоне.

Теперь — о гольцах. Давно доказано — это хищные виды рыб, поедающие икру отнерестившихся лососей. Так что они ещё и наносят урон ВБР. Плюс к этому гольцов в последние годы стало много, порой в уловах охотских рыбаков они составляют 60—70% от всего объема добытых лососёвых. Поэтому объём их добычи следует увеличить. Оптимальный вариант — до 3500 тонн и более. 

Наконец, большая промысловая нагрузка на реках Охотского района — известный факт. Оптимальный выход из положения — постепенное смещение рыбалки в море. И промысел морскими ставными неводами. Хотя тут тоже важно сохранить известный баланс. Но предлагаемая нами схема позволит решить проблему сохранения и рационального использования ресурса в Охотском районе. 

Подзона Приморье

  • Запретить все виды рыболовства тихоокеанских лососей в бассейне реки Тумнин.
  • Запретить все виды рыболовства тихоокеанских лососей, за исключением отлова производителей в целях развития аквакультуры (рыболовства) в бассейне реки Большая Дюанка, а также в радиусе одного километра от устья реки вглубь бухты Силантьева.
  • Определить места для работы КМНС в рамках традиционного рыболовства.
  • Разработать программу восстановления ресурсов горбуши. 

Комментирует Сергей Рябченко:

— Начну с последнего подпункта — горбуши в реках Ванинского района практически не осталось, нерестилища пустые. Это — реальная беда, и популяцию этого вида лососёвых требуется восстанавливать комплексно. Тут, действительно, нужна сбалансированная программа. 

Ну а начать мы предлагаем с запрета рыболовства на реке Тумнин. Причем, хочу подчеркнуть, полного запрета. И для промышленников, и для любителей, и для КМНС. Не секрет, что любительский и традиционный промысел является прикрытием для браконьеров. Это известно многим, такие «любители» уловы рефрижераторами вывозят. Так что, если запрет будет точечным (только для промышленников), ситуация в лучшую сторону не изменится. Повторюсь — с горбушей она вообще катастрофична. Прогноз на 2021 год предполагается в объеме 100 тонн, так как год не «горбушевый». Притом что в текущем «горбушевом» году он был всего 1000 тонн. Словом, проблему требуется решать незамедлительно. 

Что же касается наших предложений о запрете рыболовства на реке Большая Дюанка, то тут речь идёт о восстановлении ресурса. В этом месте работает рыбоводный завод. Соответственно, возврат должен получить тот, кто закладывал икру и выпускал мальков. Это также поможет восстановить популяцию лососёвых. 

Теперь — об отведённых местах для рыбалки КМНС. Хочу, чтобы меня правильно поняли — я с уважением отношусь к аборигенам. Эти люди в своём большинстве смогли сохранить традиции своих предков. Это вообще богатейший этнокультурный пласт. Но, повторюсь, под видом КМНС часто работают откровенные браконьеры. Они грабят в первую очередь самих аборигенов, оставляя их без ресурса. Вот почему мы и предлагаем определить места для национального рыболовства. Там должен находиться инспектор рыбоохраны, который и будет вести учёт и контроль. Тогда всё будет сбалансированно. Представителям КМНС несложно показать документ и заниматься рыбалкой в каком-то определённом месте. А для рыбоохраны станет проще контролировать конкретный водный участок. Ну а браконьеры уже не смогут рыбачить под видом аборигенов. Кстати, впоследствии этот опыт можно распространить и на другие приамурские районы. По одному месту для рыбалки КМНС в каждом районе, на наш взгляд, будет вполне достаточно. 

Если же рассматривать ситуацию в подзоне Приморье в целом, то получается следующее — при разработке программы и её реализации популяцию горбуши можно восстановить в течение нескольких лет. Но действовать надо решительно. Именно поэтому нами и были разработаны изложенные предложения. 

Река Амур и Амурский лиман 

  • Закрыть промысел летних лососей для всех видов рыболовства.
  • Ограничить использование плавных сетей в режиме промышленного рыболовства выше по течению реки Амур от устья реки Амгунь.
  • Закрепить объёмы добычи (вылова) осенней кеты за пользователями и в разрезе муниципальных образований в пропорциях, рекомендованных рыбохозяйственной наукой.
  • Сформировать единый (общий) резерв для его использования в процессе промысла.
  • Рассчитывать количество проходных дней и периодов исходя из фактического подхода, плотности и динамики хода осенней кеты с учётом штормовых дней в предыдущие годы. 

Комментирует Сергей Рябченко:

— Известно, что летняя путина 2021 года приходится на так называемый не «горбушевый» период. И рыбохозяйственная наука в этой связи дает прогнозы — объёмы рыбы будут минимальны. Поэтому целесообразно вообще закрыть летнюю путину. Но, опять-таки, для всех — и для промышленников, и для любителей, и для КМНС. То есть летом на Амуре должны быть запрещены все виды рыболовства. 

Теперь — о плавных сетях. В прошлом году они полностью попали под запрет. Не стану сейчас говорить, кто довёл ситуацию до принятия Росрыболовством столь радикальных мер. Тут важнее другое — как, с одной стороны, ограничить промысловую нагрузку, а с другой — обеспечить рациональное использование ресурса. Учитывая данные науки о том, что объём воспроизводства осенней кеты на верхних нерестилищах ежегодно сокращается, а река Амгунь заполняется в оптимальном объёме, необходимо обеспечить пропуск производителей именно к верхним нерестилищам. Поэтому мы и предлагаем ограничить использование плавных сетей выше по течению реки Амур от устья Амгуни. И не надо никаких спекуляций по поводу использования заездков. Всё, тема закрыта — наука и Росрыболовство своё слово сказали и официально подтвердили — в этом случае речь идёт о безопасных орудиях лова, не препятствующих ходу лососёвых на нерест. Так что полемизировать теперь можно только по поводу использования плавных сетей. В том числе жилковых. На наш взгляд, последние наносят существенный ущерб окружающей среде. Я не раз об этом говорил и в интервью СМИ, и на разных дискуссионных площадках. И вот они как раз должны попасть под запрет. Эту работу мы будем продолжать. 

Что же касается объёмов добычи осенней кеты, то закреплять соответствующие пропорции требуется на основании заключений науки. Это — бесспорный факт. 

Отдельно остановлюсь на резерве ВБР в период осенней путины. Он должен быть не отдельным для каждого района, а общим. Что вполне логично, ведь Амур — это единый бассейн. В этом плане важно рационально использовать резерв. По принципу «добыл установленный объём — получи дополнительный из резерва». И неважно, в каком районе работает рыбак — в Николаевском, Ульчском, Комсомольском или выше. Но решения по этому вопросу комиссия по анадромным должна принимать оперативно. Поэтому, если наука не корректирует объём, то резерв должен эффективно распределяться. Это же касается и проходных дней. Например, в низовьях Амура штормы — явление частое. А в шторм, как известно, работать невозможно. Но при этом штормовой день проходным не считается. И вот получается: два дня штормит, третий — проходной. Как людям осваивать законно выделенные объемы? Могу точно сказать — в том же Николаевском районе простоев во время путины больше, нежели в Ульчском. Поэтому комиссии по анадромным и здесь нужно быть более динамичной и гибкой. Ну а количество проходных дней и периодов следует рассчитывать исходя из фактического подхода, плотности и динамики осенней кеты, с учётом штормовых дней в предыдущие годы. 

О комиссии по анадромным

  • На одном из первых заседаний комиссии в 2021 году требуется рассмотреть вопросы установления возможных преференций для предприятий при наделении их дополнительными объёмами добычи (вылова). И утвердить соответствующие решения протокольно.
  • В целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции следует проводить заседания комиссии в режиме видеоконференцсвязи. Разработать алгоритм работы в таком режиме. 

Комментирует Сергей Рябченко:

— Ситуация с предоставлением преференций порой выглядит запутанной. Уже в ходе путины тут возникают споры. Руководитель одной компании говорит — моё предприятие градообразующее, поэтому я имею право на дополнительные объёмы. Директор другой организации требует то же самое, но ссылаясь на наличие береговой базы. Третий бизнесмен утверждает, мол, я отдал много продукции в рамках программы «Доступная рыба», поэтому преференциями нужно наделить меня. И так фактически каждый рыбак. 

Так вот, чтобы избежать таких споров в дальнейшем, необходимо на одном из первых в новом году заседаний комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Хабаровском крае расставить все точки над i. То есть чётко решить и запротоколировать, в каких конкретных случаях должны предоставляться соответствующие преференции. Чтобы впоследствии не было даже поводов для разночтений. Хотя этот процесс является пока спорным с точки зрения нормативно-правовой базы.

Ну а ситуация с работой комиссии в режиме ВКС — это и попытка минимизировать риски, связанные с коронавирусом, и возможность для более динамичного принятия решений. В этом случае почти каждый сможет включиться в совместную деятельность, находясь в любом месте — хоть на работе, хоть в командировке, хоть в отпуске. Так что ВКС — это актуально. 

Ну и ремарка. Для эффективной работы отрасли в рамках стратегии промысла тихоокеанских лососей, конечно же, требуется соотношение двух факторов — качественной охраны водных биологических ресурсов на путях миграции и на нерестилищах, и эффективная работа комиссии по анадромным на основании рекомендаций рыбохозяйственной науки. Это — обязательное условие. 

Так что свои предложения по формированию стратегии на 2021 год наша Ассоциация предприятий рыбной отрасли Хабаровского края озвучила. Надеемся, они будут учтены. 

На перспективу 

А теперь — небольшое отступление от основной темы. По мнению Сергея Рябченко, региону необходима ещё и долгосрочная, а, по сути, базовая стратегия развития рыбохозяйственного комплекса. Вот как он обозначил ситуацию:

— Разработка фундаментальной стратегии развития рыбной отрасли нужна Хабаровскому краю как воздух. Причём это должен быть долгосрочный документ, предусматривающий комплекс мер на 15—20 лет вперед. Кстати, такая работа уже ведётся на Камчатке. И наш регион также должен начать такую деятельность. 

Скажу больше — в своё время, когда я ещё возглавлял краевой комитет рыбного хозяйства, мы с коллегами разрабатывали соответствующий проект стратегии. Но с тех пор прошло много лет, изменилась нормативно-правовая база, появились новые механизмы в виде тех же аукционов, поэтому здесь всё нужно начинать заново. И начинать максимально серьёзно. А проект стратегии требуется разрабатывать по схеме межведомственной кооперации, когда разные краевые структуры, что называется, оттачивают все профильные вопросы.

Но иного пути нет — без такой стратегии о системном развитии рыбохозяйственного комплекса территории не может быть и речи. Более того, тут должны быть учтены все отраслевые аспекты — прибрежное рыболовство, береговые базы, рыбопереработка, глубокая рыбопереработка, аквакультура, рыбоводство, изготовление орудий лова, судоремонт, судостроение, правовое регулирование и так далее. И всё это должно быть соединено в единый концепт. Такой базовый документ, действительно, крайне важен для нашей территории.

Могут ли сами рыбаки принять участие в подготовке стратегии? Не просто могут, но и обязаны. Например, на уровне ассоциаций. Но только в рамках своих полномочий. То есть мы готовы представить тщательно проработанные рекомендации. Однако речь идёт о работе на государственном уровне, где многое предстоит увязывать в нормативно-правовой плоскости. Соответственно, та самая государственная межведомственная кооперация, о которой я и говорил, тут должна выполнить основной объём работ. Ну а выносить итоговый вердикт, то есть визировать стратегию в окончательном виде, — это прерогатива губернатора. 

Да, если решение о подготовке базового отраслевого документа будет принято, предстоит большая многоуровневая работа. Но без этого не обойтись. Рыбохозяйственный комплекс был, остаётся и будет одной из основ региональной экономики. Это и рабочие места, и налоговые отчисления, и социальные проекты промышленников. И продовольственная безопасность, в конце концов. Так что системная долгосрочная стратегия развития отрасли нужна не только рыбакам, но и власти, а по большому счёту всем жителям нашей территории.

Необходимость принятия соответствующего решения давно созрела. Это — однозначное требование времени. И в этом я твёрдо убежден. 

Подготовил Александр МАТВЕЕВ 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

Фотогалерея

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru