«Наш регион — Дальний Восток»,  № 02–03 (144), март 2019
Территория

Территория 

«Крабовая ловушка» для дальневосточных рыбаков

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 02–03 (144), март 2019

Рыбопромышленную отрасль России продолжает лихорадить из-за масштабной информационной атаки федеральных СМИ. Вначале удар был нанесен по сахалинским компаниям, а затем — по приморскому рыболовецкому колхозу «Восток-1». Причём в последнем случае журналисты ВГТРК распространили откровенную ложь о якобы возбуждённом в отношении руководства компании уголовном деле о контрабанде камчатского краба в КНР. Мы попытались разобраться, кто же стоит за этими медийными атаками.

Предыстория событий

В конце прошлого года на федеральных телеканалах вышли, без преувеличения, скандальные сюжеты о крабовом промысле на Дальнем Востоке. Вначале прозвучал информационный «выстрел» в виде расследования Эдуарда ПЕТРОВА «Крабовая ловушка–2» на «России 24». Затем к делу подключился Первый канал, выпустивший репортаж Евгения ЛЯМИНА. После этого последовали ещё девять информационных атак на пяти общероссийских телеканалах, в том числе и январский сюжет этого года на ВГТРК «Кто помогал крабовому королю вести бизнес», посвященный именно АО «РК «Восток-1». И суть всех материалов была общей: крабовый бизнес контролируется браконьерами, сбывающими львиную долю дорогостоящей продукции за границу. Якобы именно на этом и делаются громадные состояния. Правда, ни одного доказательства этому репортёры не предоставили. Складывалось впечатление, что они максимально насыщали свои сюжеты «страшилками», нисколько не заботясь об их правдоподобности. По принципу «чем откровеннее ложь, тем больше шансов, что в неё поверят».

Единым фронтом

Но вот что показательно. После выпуска телесюжетов многие дальневосточные рыбопромышленники, руководители отраслевых ассоциаций и представители общественного совета при Росрыболовстве публично заявили: речь идёт о глобальной попытке передела крабового рынка. А информационные атаки — всего лишь часть общей рейдерской схемы. Более того, ключевой структурой, сыгравшей в этой истории более чем серьёзную роль, стала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Почему-то именно ФАС, не имеющая никакого отношения к рыбопромышленному сектору, подготовила «дорожную карту», согласно которой 50% квот на вылов краба должны перераспределяться не по историческому принципу, а через аукционы. Возникает резонный вопрос: что происходит? С одной стороны, Президент РФ Владимир ПУТИН ещё в декабре 2017 года на большой пресс-конференции говорил о преимуществах исторического принципа. В противном случае мы рискуем подорвать всю рыбопромысловую систему. С другой стороны, ФАС готовит какие-то «дорожные карты» и полностью этот самый исторический принцип меняет. Неслучайно президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр ДУПЛЯКОВ в разговоре с журналистами подчеркнул: если законодательство будет меняться, то одного вида водных биологических ресурсов это вряд ли коснётся. Соответственно, под аукционную схему распределения могут попасть и другие их виды: сельдь, минтай, треска, креветка, те же лососёвые… Перечень можно продолжить.

Главный момент

Кстати, если вести разговор о плюсах исторического принципа в рыболовстве, то нельзя не отметить такой момент. Ещё в девяностые годы, да и в начале нулевых, на Дальнем Востоке добычей краба не занимался разве что ленивый. В результате теневой бизнес расцвёл пышным цветом. И вновь стоит привести высказывание Александра Дуплякова:

— Аукционы в то время (более десяти лет назад. – Прим. ред.) приносили много проблем. Это и ННН-промысел, то есть браконьерство, и контроль промысла иностранными гражданами, и выкачивание из отрасли денег. Ведь тогда многие покупали на аукционах мелкие доли квот, чтобы получить право официально выйти в море. В итоге, когда в 2009 году доли квот закрепили за добытчиками на 10 лет, на Дальнем Востоке оказалось около 140 добывающих компаний. Это был очень раздробленный и плохо контролируемый бизнес. Для сравнения: сейчас на Дальнем Востоке промысел краба осуществляют чуть более 60 компаний. За 10 лет благодаря продуманным мерам регулирования, усиленному контролю, международному сотрудничеству, стремлению к эффективности бизнес укрупнился, смог победить ННН-промысел, стал цивилизованным.

После хаоса

В течение многих лет рыбопромышленный сектор откровенно «тонул». Тонул в том хаосе, когда сотни компаний растаскивали отрасль на части. Все мелкие фирмы стремились приобрести хоть какие-то доли квот, чтобы получить право на выход в море, и вычерпывали ресурсы по максимуму. Вот уж когда в рыболовстве процветали и браконьерство, и откровенный криминал! О каком-то научном и промышленном развитии в таких условиях нельзя было даже мечтать. Но благодаря историческому принципу за последние 10 лет ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону. Наиболее характерный пример — АО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1». Предприятие создано буквально с нуля, на средства акционеров. Причём компания смогла не только выжить в период девяностых, но и занять уникальную отраслевую нишу. Дело в том, что в начале нулевых годов АО «РК «Восток-1» стало приобретать на аукционах квоты на право добычи глубоководных объектов промысла.

А именно макрурусов (рыба семейства тресковых) и крабов-стригунов (японикуса и ангулятуса). И стоит отметить: желающих осваивать эти виды водно-биологических ресурсов тогда не было. Почему? Объяснение простое: такие объекты промысла водятся на чрезвычайно больших морских глубинах, от тысячи метров и ниже. Соответственно, для освоения квот в этом случае требуется применять современные технологии. Ну и, конечно же, для этого необходимо обучать специалистов, которые могут работать в столь сложных условиях. Однако руководство АО «РК «Восток-1» сознательно пошло на риск и за относительно короткое время смогло наладить эффективную работу по добыче глубоководных рыб и крабов. Предприятие ежегодно добывает 25 тысяч тонн такого вида водно-биологических ресурсов. Скажем больше: компания не только занимается промыслом, но и продвигает новые виды продукции на мировых рынках. А это дело крайне непростое, но столь необходимое экономике России. Ведь высокопоставленные чиновники в нашей стране не раз говорили о необходимости «соскакивать с нефтегазовой иглы» и экспортировать продукцию, которая станет узнаваемым отечественным брендом.

А «Восток-1» и ведёт такую работу. Причём ведёт планомерно и качественно. Это единственное российское предприятие, освоившее глубоководный вид промысла, что, кстати, подтверждено официально, поскольку оно является единственным участником (от промышленного сектора) реализации программы «Глубоководный пояс дальневосточных морей России». Также будет нелишним отметить, что опыт «Восток-1» востребован не только в нашей стране, но и за рубежом. Например, рыбопромышленники США уже давно присматриваются к наработкам рыболовецкого колхоза из Приморского края и наверняка будут использовать их в своей деятельности. Жаль, что в самой России такое предприятие сейчас подвергается массированному давлению, сопровождаемому откровенной ложью. И это уже наносит урон как промышленности, так и науке. Да и будущему всей отрасли. Дело в том, что в настоящее время компания «Восток-1» освоила технологии добычи краба на глубине до двух с половиной километров.

В результате Россия может получить огромные дополнительные ресурсы, поскольку сейчас объём ОДУ глубоководных крабов по отношению к королевским составляет один к пяти. Но это соотношение может измениться в обратную сторону, особенно с учётом поистине безграничных крабовых объёмов на больших глубинах. И тогда наша страна может стать добытчиком краба номер один во всём мире. Та же история и с макрурусом. Вылов его может быть поистине огромным — на порядок выше, нежели в акватории шельфа. А ведь по пищевой ценности, уникальным биологическим свойствам и экологической чистоте макрурус значительно превосходит любую другую морскую рыбу.  

Вклад в науку

Кстати, еще в период девяностых именно коллектив «Восток-1» сделал всё, чтобы отечественная наука смогла выжить.

В прямом смысле слова. Дело в том, что в 1992 году рухнул Внешэкономбанк.

В итоге государственный бюджет не смог поддерживать научную сферу в рыбной промышленности. Для рыболовной отрасли это было чревато катастрофой. Но на помощь пришла компания «Восток-1», которая в течение нескольких месяцев ежемесячно выплачивала заработную плату сотрудникам ТИНРО. Всего было выплачено свыше 62 миллионов рублей. Такой вот безвозмездный вклад в российскую науку. И это не единичный пример. Так, предприятие оказывает регулярную финансовую поддержку Дальрыбвтузу, ВМРК, Морскому колледжу МГУ имени Невельского… Перечень большой. Что же касается непосредственно научных инициатив, то остаётся лишь добавить: на эти цели в АО «РК «Восток-1» было направлено свыше полутора миллионов долларов США. Как говорится, комментарии излишни.  

Что сегодня

На сегодняшний день АО «РК «Восток-1» — одна из наиболее динамично развивающихся отраслевых компаний России. Достаточно сказать, что флот предприятия насчитывает 16 современных судов, из которых восемь ведут крабовый промысел, а ещё восемь — промысел ярусный. Эти суда могут работать на глубинах в два с половиной километра. Подчеркнём ещё раз: ничего подобного нигде в России нет. Это результат взвешенной инвестиционной политики компании, что, кстати, и предусматривает исторический принцип в рыболовстве. Руководители АО «РК «Восток-1» подчеркивают прозрачность такой работы. Как отметил в разговоре с корреспондентом нашей газеты генеральный директор предприятия Александр САЙФУЛИН, за 10 лет работы в условиях действия исторического принципа в развитие отрасли было инвестировано более 40 миллионов долларов. А вылов водно-биологических ресурсов за этот же период удалось увеличить в два с лишним раза. При этом только за 2018 год объём выпуска товарной продукции в АО «РК «Восток-1» превысил 3,8 миллиарда рублей, а прибыль составила 550 миллионов. Такие вот показательные цифры, говорящие сами за себя. Можно констатировать: речь идёт о предприятии, которое наращивает и будет наращивать производственные обороты. Причём в наиболее сложном и высокотехнологичном сегменте рынка. Неслучайно для решения серьёзнейших задач по освоению глубоководных объектов промысла специалисты АО «РК «Восток-1» ведут планомерное сотрудничество с ТИНРО-Центром и другими научными организациями.

Всё официально

Стоит привести ещё один показательный пример. Согласно рейтингу департамента рыбного хозяйства Приморского края, в течение трех лет АО «РК «Восток-1» занимало первое место среди отраслевых предприятий региона. При формировании соответствующего перечня лидеров основными показателями в оценке деятельности профильных организаций были налоговые отчисления. То есть компания является одним из наиболее надёжных налогоплательщиков территории: в бюджеты всех уровней она ежегодно отчисляет более 600 миллионов рублей. Интересна и ситуация в компании с зарплатой. На сегодняшний день в «Восток-1» она составляет в среднем около 150 тысяч рублей в месяц. Это в три раза выше, нежели опять-таки в среднем по Приморью. Причём зарплата на предприятии постоянно увеличивается. Как увеличивается и количество рабочих мест. Ещё 10 лет назад в рыболовецком колхозе трудились 200 человек, а сейчас численность коллектива уже превышает тысячу специалистов. И всё это — жители Приморского края и других дальневосточных регионов. Кадровый рост, без преувеличения, впечатляющий, особенно с учётом подготовки уникальных профессионалов, которые могут работать в рамках глубоководного промысла. Такими людьми здесь дорожат. Как, впрочем, и всеми, кто умеет работать качественно и в соответствии с современными требованиями. Неслучайно премирование отличившихся сотрудников является одной из базовых составляющих экономики организации. Только в 2018 году на премии в АО «РК «Восток-1» было направлено свыше 85 миллионов рублей.

Просим разобраться

Итак, можно подытожить. Одна из крупнейших отраслевых компаний России — АО «РК «Восток-1» — успешно осваивает высокотехнологичные и крайне перспективные отраслевые направления. Это подтверждено цифрами и фактами. Причём крайне показательная динамика стала возможной благодаря историческому принципу в рыболовстве, который был введён свыше десяти лет назад и полностью себя оправдал. Однако сейчас данная ситуация находится под угрозой. И ведь всё объяснимо: неслучайно подавляющее большинство рыбохозяйственных компаний уверены, что речь идёт о попытке передела рынка водных биоресурсов.

А для этого «хороши» любые методы. В первую очередь откровенная телевизионная ложь, которая даже не прикрывается хотя бы каким-то правдоподобием. Например, в одном из сюжетов авторы заявили, что за границу ежегодно уходит более 200 тысяч тонн браконьерского краба. Нетрудно подсчитать, что при таком раскладе на промысле должны постоянно находиться не менее двухсот (!) браконьерских судов, поскольку одно судно ежегодно добывает порядка тысячи тонн продукции. Казалось бы, какие 200 судов? Да у всех вместе взятых крабодобытчиков Дальнего Востока такого флота нет и в помине. По итогам 2018 года все профильные компании ДФО выловили 95,5 тысячи тонн краба. И это считается официальным рекордом за сто лет. И ещё: при таком масштабе браконьерства, когда «на сторону» якобы уплывает 200 тысяч тонн краба (то есть в два раза больше официальных показателей), нужно расформировывать Погранслужбу ФСБ России, Росрыболовство и другие надзорные органы. Казалось бы, они-то куда смотрят? Впрочем, это вопрос риторический. Понятно, что история с массовым браконьерством придумана лишь для того, чтобы перераспределить крабовые квоты через аукционы. А дальше хоть трава не расти.

Но рыбаки сдаваться не собираются. Неслучайно общественный совет при Росрыболовстве высказал единодушное мнение: если исторический принцип будет отменён, это нанесёт непоправимый вред экономике России. Солидарную позицию по этому поводу высказали и руководители отраслевых ассоциаций, назвавшие исторический принцип «выстраданным» в прямом смысле слова. Не остаются в стороне и предприятия. Так, руководители АО «РК «Восток-1» направили письмо директору ВГТРК Олегу ДОБРОДЕЕВУ, в котором доказательно разоблачили ложь авторов сюжета и призвали журналистов к честности и объективности.

И последнее. Дальневосточные рыбаки были настолько возмущены фактами вопиющей лжи, что провели предупредительную забастовку. В течение часа 228 различных судов своими гудками выражали протест в отношении тех, кто пытается в очередной раз вернуть отрасль в те самые «лихие девяностые». Со всеми вытекающими последствиями.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

Фотогалерея

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru