«Наш регион — Дальний Восток»,  № 05–06 (175), июнь 2022
Территория

Территория 

«Второй этап реформы грозит банкротством рыболовным компаниям»

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 05–06 (175), июнь 2022

Сейчас в России рассматривается законопроект о принципах распределения квот на вылов водных биологических ресурсов (ВБР). Речь идёт о так называемом втором этапе инвестквот. Но,по мнению значительного числа участников рынка, в этом нормативном акте не учтены многиеаспекты. В первую очередь гарантии, которые ещё в девяностые годы государство выдавало предприятиям для строительства судов на зарубежных верфях. Например, в Германии это было связано с проектом FVS-419. В итоге рыбопромышленная компания свои обязательства продолжает выполнять, но при этом остаётся без необходимого и заранее обозначенного объёма ВБР. Подробности — в интервью с заместителем президента по финансово-экономическим вопросам ООО фирма «Посейдон» Галиной БОНДАРЕНКО.

Как всё начиналось?

— Галина Алексеевна, фирма «Посейдон» считается одной из старейших рыбопромышленных компаний Сахалинской области. Это действительно так?

— Наше предприятие было образовано в Холмске 31 год назад, ещё в разгар перестройки. Создавали его именно работяги во главе с Андреем Алексеевичем БОНДАРЕНКО. То есть изначально у истоков нашей фирмы стояли люди, которые не понаслышке знали, что такое тяжёлый рыбацкий труд. Работать начинали с ноля. Однако сумели не просто удержаться на плаву, но и максимально развить компанию и вывести её в разряд лучших отраслевых организаций региона. Хотя в девяностые годы, когда рушилась вся промышленная система страны, это было очень непросто.

— Насколько известно, ни один из рыболовецких колхозов советского периода в то время не выжил.

— Не берусь говорить о других компаниях, однако ООО фирма «Посейдон» не только выжила, но и стала вкладывать средства в судостроение. Более того, всегда исполняла свои кредитные обязательства. И это было задолго до того, как государство попыталось стимулировать отрасль инвестквотами.

В числе первых

— Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.

— В самом начале девяностых стало понятно — рыболовецкий флот в нашей стране изрядно изношен. Кроме того, предприятия меняли форму собственности, а многие возобновляли работу буквально с чистого листа. Да и сами отечественные судостроительные заводы в лучшем случае выживали, и государству необходимо было хоть как-то поддержать собственных рыбаков. В результате появился проект FVS-419, по которому мы получали возможность построить СРТМ в Германии. Взамен нам гарантировали квоты на вылов ВБР.

— В каком объёме?

— Еще в 1992 году первый заместитель министра сельского хозяйства РФ — председатель Госкомитета РФ по рыболовству В.Ф. КОРЕЛЬСКИЙ дал официальную гарантию в отношении всех рыболовецких колхозов Сахалинской области, а также ООО фирма «Посейдон» об объёмах (ориентировочно 15 тысяч тонн на каждое судно) добытой рыбы новыми судами в рамках указанного проекта. Кстати, могу отметить: кроме нашей организации, на сегодняшний день не осталось ни одного предприятия, работавшего в те годы в рамках этого проекта. Ни одного! А мы по-прежнему работаем. Но это — ремарка. Продолжая отвечать на ваш вопрос, скажу, что впоследствии ежегодный вылов для проекта FVS-419 был утверждён в объёме 15 тысяч ВБР на каждое рыбопромысловое судно.

— Вас это устроило?

— Нас это и сейчас устраивает. Но беда в том, что даже такие квоты впоследствии были урезаны, а в ближайшей перспективе мы можем и вовсе оказаться без ресурса ВБР. Но чтобы всё было понятно, вернусь к началу всей истории. Итак, Госкомитет по рыболовству РФ, как я уже и говорила, выдал гарантию на квоты.И это была не инициатива отдельных чиновников, а нормативно-правовой акт.

Норма закона

— О чём идёт речь?

— В том же 1992 году, а именно 21 марта, Правительство РФ издало распоряжение Госкомитету рыбного хозяйства при Минсельхозе России (№ 534-р) о праве выдавать гарантии наделения квотами на вылов для судов, построенных по проекту FVS-419, в течение всего срока действия кредитного соглашения.

— То есть судно вы построили в кредит?

— Конечно! И тогда, и сейчас вряд ли найдётся компания, которая сможет построить судно за счёт оборотных средств. С учётом того, что работать мы начинали с ноля, это ещё более очевидно. Но к кредиту мы ещё вернёмся. А пока главное — правительство отдало Росрыболовству распоряжение о предоставлении «квотной» государственной гарантии. Росрыболовство, как и положено, такую гарантию предоставило. Тогда же нам было выдано разрешение на строительство судна. То есть я хочу ещё раз подчеркнуть — государство изначально гарантировало нам обеспечение квотами ВБР.

— Когда было построено ваше судно?

— СРТМ «Мыс Курбатова» построили в 1995 году, и поначалу всё было нормально, в рамках утверждённых официальных договоренностей. Мы осваивали свои квоты и спокойно, согласно графику, рассчитывались по кредитному соглашению с немецким банком. Более того, 1 марта 1999 года действующий тогда руководитель Росрыболовства Н.А. ЕРМАКОВ в своём официальном письме в банк подтвердил: все государственные гарантии со стороны Российской Федерации сохраняются в полном объёме. Но в начале нулевых годов в этой ситуации произошёл крутой перелом.

Крутой перелом

— Что изменилось?

— В 2001 году немецкий банк переуступил права требования российскому Внешэкономбанку (ВЭБ) — на основании постановления Правительства РФ № 93. Произошло это потому, что все остальные отечественные предприятия (кроме нашего) перестали выполнять свои обязательства по договорам в рамках проекта FVS-419, остальные компании просто не сумели в «эпоху перемен» платить по кредитам. Мы же все кредитные условия соблюдали в полном объёме, по графику, однако попали в так называемый формат «солидарной ответственности».

— И что произошло дальше?

— Поначалу резко снизился объём квот, гарантированных нам Росрыболовством ещё в 1992 году. Видимо, чиновники посчитали, что гарантии выдавались под обязательства перед банком, а не перед ВЭБ. Хотя это выше всякого понимания — судно СРТМ «Мыс Курбатова» работало по-прежнему, вот только объёмы ВБР были сокращены с 15 тысяч тонн до 8 тысяч тонн. Причём эти 15 тысяч тонн, подчеркну ещё раз, были гарантированы нам (и банку) Росрыболовством от лица государства. Но почему-то государство решило свои обязательства не исполнять.

Призрачная надежда

— Получается, ООО фирма «Посейдон» лишилось необходимого объёма квот, а вместе с ним и возможности исполнять свои обязательства перед ВЭБ?

— Совершенно верно! Как мы могли их исполнять, если не было достаточных уловов? Наша компания — рыбопромышленная, иных источников доходов у нас нет. Впрочем, в 2010 году появилась надежда, что справедливость и закон восторжествуют.

— Что произошло?

— 12 апреля 2010 года Владимир ПУТИН (в то время председатель Правительства РФ) издал распоряжение № 521-р, согласно которому сторонам (ГК «Внешэкономбнк» и фрахтователям, в том числе и ООО фирме «Посейдон») надлежало подписать соглашение о частичном переводе долга и реструктуризации задолженности на основании кредитного договора от 7 апреля 1992 года. Причём после подписания этого соглашения наш долг из разряда коммерческого перешёл в бюджетный.

— После этого ситуация к лучшему для вас изменилась?

— Да, ситуация изменилась к лучшему, так как наша компания вышла из солидарной ответственности. Но вопрос наделения квотами так и не решён.

Меньше половины

— Как это произошло?

— В 2017 году в закон была введена новая норма, известная в качестве инвестиционной квоты. В результате общедопустимые уловы (ОДУ) сократились на 20% в 2022 году, хотя впоследствии эта цифра была скорректирована. То есть государство отошло от основ исторического принципа, хотя сроки здесь ограничиваются аж 2033 годом. В то же время принцип инвестквот лишил рынок самого главного — возможности долгосрочного планирования и стабильности. Ведь почему отрасль в своё время вздохнула свободно? Да потому, что власти издали нормативные правовые акты, согласно которым правила игры были установлены на отдалённую перспективу. Этим и хорош «исторический» принцип. А поменяв правила, государство, в первую очередь Росрыболовство, упустило свои обязательства по ряду гарантий, в том числе и выданным нам в 1992 году. Между тем мы свои обязательства выполняли в полном объёме. Но я скажу больше: урезанием квот на 20% дело может не ограничиться. Это решение, принятое в рамках первого этапа инвестиционных квот.

— А сколько могут урезать на втором этапе?

— Ещё на 24%. В итоге рыбаки лишатся 44% сегодняшних объёмов, которые могут выпасть из ОДУ. Мы и сейчас добываем 8 тысяч тонн ВБР вместо 15 тысяч тонн, гарантированных нам государством. Как можно нормально работать в таких условиях? И каким образом нам выполнять свои кредитные обязательства перед бюджетом, если все наши финансовые обязательства «замкнуты» на объём в 15 тысяч тонн? Срок кредитного договора истекает в 2027 году. Вот и получается, что наш долг и проценты по нему остаются прежними, а квоты уменьшились более чем вдвое. Так ещё неизвестно, что будет дальше, к чему приведёт вторая волна инвестиционных квот. Если объёмы урежут ещё раз, то мы сможем добывать лишь порядка 4,5 тысячи тонн ВБР. А это приведёт к тяжёлым последствиям и для нас, и для бюджета.

Передел рынка?

— Галина Алексеевна, как вы думаете, с чем связана такая непоследовательная политика?

— На мой взгляд, с грядущим масштабным переделом рыбопромышленного рынка. Кто может выиграть на аукционах? Догадаться нетрудно — компании, не ограниченные в финансах. А такие предприятия, как наше, шансов не будут иметь от слова «совсем». Нет у нас таких денег! И шансов их заработать тоже нет.

— К чему всё это может привести?

— К уничтожению малого и среднего бизнеса в рыбопромышленной отрасли. Причём в таком сложном регионе, как Сахалин, где своя специфика в экономике, — это же полностью изолированная в транспортном отношении территория, это остров. Мы работаем здесь вот уже 32-й год. Рабочие места создаём, налоги в бюджеты всех уровней платим, во всех социальных мероприятиях участвуем. Это наша малая родина, мы не можем бросить тот же Холмск на произвол судьбы. Иначе не сможем своим землякам в глаза смотреть. Но я сомневаюсь, что пришлые компании будут
вести себя так же. Да, с одной стороны, государство, видимо, хочет получить большие деньги на аукционах «здесь и сейчас». А с другой — ну а дальше что? Вот уйдут с рынка местные компании, такие, как наша. Их и так-то по пальцам руки пересчитать можно. И где гарантии, что регион, да и страна в целом, от этого выиграют? Впрочем, это всё из разряда «личное мнение». Но ведь наш случай так же вопиющий. Мы получили официальные государственные гарантии, которые, похоже, никто исполнять не собирается.

Отписки чиновников

— Вы пытались привлечь к решению вопроса руководство Росрыболовства?

— И не только Росрыболовства. Кому мы только не направляли обращения — начиная с руководителя Росрыболовства Ильи ШЕСТАКОВА и заканчивая председателем Правительства РФ Михаилом МИШУСТИНЫМ. Увы, ответы однотипные.
Практически все говорят о «рациональном использовании водных биологических ресурсов» и о том, что «юридические лица и предприниматели могут принимать участие в аукционах по продаже и заключению договора о закреплении доли квот». И почти никто не отвечает на главные вопросы: почему государство не исполняет ранее взятые на себя обязательства? Как нам работать в таких условиях? Как исполнять свои обязательства перед бюджетом в рамках кредитного договора? Ведь мы сделали важное для отрасли дело — ввели в строй судно, которое до сих пор реально функционирует и будет функционировать ещё долго.

— Поддерживают ли вас отраслевые ассоциации?

— С Ассоциацией рыбопромышленных предприятий Сахалинской области под руководством Максима КОЗЛОВА мы находимся в постоянном контакте. Также нас поддерживает Ассоциация добытчиков минтая. Да, там нас понимают и стараются помочь, чего не скажешь о ВАРПЭ во главе с Германом ЗВЕРЕВЫМ. Мне кажется, там решаются проблемы не только добывающих предприятий. На все вопросы, связанные с мерами государственной поддержки отрасли, мы так и не получили достойного ответа. Что же касается стимулирования судостроения, то здесь всё за гранью, как мне кажется. Речь идёт не только о судах, построенных под инвестиционные квоты, а также о холодильниках и рыбоперерабатывающих предприятиях под те же инвестиционные квоты. Господин Зверев предлагает обязать суда типа СРТМ, которые являются прямым и конечным производителем рыбопродукции, доставлять уловы на берег для вторичной переработки с целью создания новых рабочих мест. Но это же абсурд! Это смешение отраслевых понятий: морской промысел — одно, береговая переработка — другое. Так чьи интересы защищает ВАРПЭ? Словом, мы приняли решение выйти из этой ассоциации.

— Последний вопрос: ваша задача на сегодняшний день?

— Ответ короткий — добиться торжества закона. Мы настаиваем на внесении поправок в законопроект о принципах распределения квот. Необходимо предусмотреть права владельцев судов, построенных по проекту FVS-419, наделением квотными объёмами в 15 тысяч тонн ежегодно до конца действия кредитного соглашения 1 января 2027 года. Квоты нам гарантировало государство, и будет логично, если государство свои обязательства исполнит.


Беседовал Александр Матвеев

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

Фотогалерея

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru