«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10–11 (109), ноябрь 2015
Территория

Территория 

«Мы продолжаем масштабную модернизацию, несмотря на кризис»

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 10–11 (109), ноябрь 2015

Колыма обеспечивается грузами главным образом через Магаданский морской торговый порт. Это — основная логистическая составляющая региона. Причём без порта жизнь на Севере невозможна в принципе. Железной дороги тут нет, соответственно практически весь грузооборот осуществляется морским путём. И вот что показательно — аналитики рынка отмечают, что кризисные явления далеко не в последнюю очередь затронули именно портовые компании. При этом магаданские участники рынка полным ходом ведут отраслевую модернизацию. Как им это удаётся? Какие модели тут срабатывают? Об этом — в интервью с генеральным директором ОАО «ММТП» Андреем ГОРБОВЫМ.

Непростой период

— Андрей Германович, давайте всё-таки начнём с экономического кризиса. Он затронул вашу компанию?

— Конечно! И мы это уже ощутили, может, одними из первых в регионе. Грузооборот у нас существенно сократился. Основные игроки рынка в Магаданской области — это, безусловно, недропользователи. Именно они являются получателями довольно большого объёма грузов, проходящих через наш порт. Но в связи с кризисными явлениями руководители предприятий горной отрасли стали сокращать расходы на новую технику, строительство инфраструктурных и производственных объектов и на другие составляющие технологического процесса. Проще говоря, они стали меньше покупать. Всё это не могло не сказаться и на объёмах портовой перевалки.

— Но ведь бытует мнение, что на недропользователях кризис как раз и не отразился. Цену на золото низкой не назовёшь, да и курс доллара явно радует топ-менеджеров золотодобывающих компаний. Почему снижаются объёмы закупок, а соответственно и портовой перевалки?

— Вы правы, сама по себе золотодобыча остаётся хорошим, прибыльным промышленным направлением. Но ведь и импортная техника, и многие строительные материалы в связи с валютными колебаниями также подорожали, причём существенно. Плюс ко всему в тот период, когда золото стоило ещё дороже, недропользователи и так максимально полноценно модернизировали свои предприятия. И теперь у них есть возможность несколько снизить объёмы профильных закупок. Да и вообще любой кризис не способствует обновлению парков техники и вложениям в капстрой. Руководители страхуются от будущих рисков. Экономят, одним словом. Так что грузооборот у нас, в любом случае, снижается.

— Каким образом складываются ваши взаимоотношения с руководством области?

— Могу констатировать, что и губернатор области Владимир Печеный, и руководители администрации и министерств понимают наши проблемы и прислушиваются к нашему мнению. В региональном правительстве работают профессионалы, которые прекрасно понимают значимость порта для экономики территории. И мы им за это благодарны. То же самое могу сказать и о федеральных чиновниках, которые в той или иной степени влияют на портовую деятельность. Со всеми руководителями у нас выстроены нормальные рабочие отношения. Ну и мы, в свою очередь, стремимся подходить к делу максимально ответственно.

Комплекс мер

— Для вас критична сложившаяся ситуация с сокращением грузооборота?

— Это было бы критично, если бы мы просто ориентировались на грузооборот. Не предпринимая никаких усилий по качественному изменению собственных производственно-технологических схем. Но как раз в этой связи мы ведём большую работу, что позволяет нам уверенно смотреть в будущее.

— О чём идёт речь?

— Во-первых, мы оптимизировали кадровую составляющую. И сейчас все наши специалисты работают с максимальной отдачей. Лишних людей у нас просто нет. А это однозначный экономический плюс. Во-вторых, полным ходом идёт реконструкция портовых зданий и сооружений. Мы избавляемся от всего ветхого и ненужного. Это позволяет формировать основу для современной логистики. Вот вам и ещё одно отраслевое преимущество. В-третьих, нам практически удалось решить проблему затоваренности порта контейнерами, о чём я подробно рассказывал в одном из прошлых выпусков вашей газеты. Что также позитивно сказывается на наших перспективах. Наконец, несмотря на кризис, мы продолжаем масштабную модернизацию порта. Причём модернизацию комплексную, с учётом всех аспектов нашей работы. А это уже вопрос не только сегодняшнего дня, но и будущего. Но ведь на будущее мы и работаем. Как бы не менялись времена и нравы, а без морского порта Магаданская область жить не сможет. Такова уж особенность нашей территории.

Масштабная модернизация

— Да, я помню, что не так давно вы приобрели два портальных крана Liebherr. Помимо этого, вы купили два новых ричстакера Kalmar. Вы имеете в виду эту модернизацию?

— Нет, что вы. И краны, и ричстакеры у нас уже работают, и мы о них, что называется, забыли. Оборудование себя прекрасно зарекомендовало, оно действует бесперебойно, что о нём говорить? Да и вообще это был всего лишь первый этап модернизации. Теперь мы закупаем более сложную и дорогостоящую технику. В частности, в декабре ожидаем прибытия в порт построенного по нашему заказу буксира Damen проекта 2609 ICE. Для того чтобы вам были понятны все преимущества этой техники, приведу лишь один пример: мощность нашего старого буксира составляет 1 тысячу 200 лошадиных сил. А мощность Damen равняется 3 тысячам 300 лошадиных сил, при аналогичных эксплуатационных затратах на старые буксиры. Такие вот параметры. Но я скажу больше, к началу лета мы ожидаем ещё один аналогичный буксир, который также строится по-нашему заказу. Таким образом, мы надолго закроем свои потребности в буксирном флоте нового поколения.

— Что будете делать со старой техникой?

— Мы её достаточно активно распродаём. И тут, кстати, есть также один показательный момент. Дело в том, что даже старую технику мы поддерживали в хорошем рабочем состоянии. Соответственно, сейчас мы продаём её по нормальной рыночной стоимости. Это позволяет нам частично покрывать свои затраты на приобретение нового оборудования. И на ремонт тех механизмов, которые нам по-прежнему нужны.

— То есть по бросовым ценам вы ничего не продаёте?

— В нашем случае это было бы просто преступлением. А мы, уверяю вас, крайне трепетно относимся к такому пункту, как целевое расходование средств, хотя иногда бывает гораздо выгоднее списать и сдать в металлолом изношенное оборудование, чем нести постоянные издержки, связанные с поддержанием его жизни. Такие примеры у нас тоже имеются.

— Но ведь техническая модернизация подразумевает и увеличение производительности труда. Насколько у вас увеличились соответствующие параметры?

— Если говорить именно о производительности труда, то в этом плане наша динамика составляет ориентировочно плюс 20 процентов с 2014 года. Однако это стало возможным не только благодаря технической или технологической модернизации. Как я уже и говорил, сыграл свою роль целый комплекс мер. В том числе и кадровых перестановок. Мы сделали ставку и на привлечение настоящих профессионалов, и на подготовку специалистов в собственном учебно-курсовом комбинате (УКК). В итоге средняя зарплата в нашей компании ежегодно увеличивается в среднем на 10,7 процента. А достойные зарплаты стимулируют и сугубо производственное развитие. Я же говорю, подход ко всем процессам у нас комплексный. И этим всё сказано.

На  перспективу

— У вас действует свой учебно-курсовой комбинат. Какова его задача?

— Основная задача УКК — это организация подготовки новых рабочих по профессии докер-механизатор, переподготовка (переобучение) рабочих, обучение рабочих вторым (смежным) профессиям. Для работников ММТП проводится подготовка и обучение по охране труда и промышленной безопасности, проверка знаний требований экологического законодательства. Но также УКК оказывает услуги по обучению работников сторонних организаций, проводит профессиональную переподготовку работников по программе профессии стропальщик.

— Но если говорить непосредственно о вашей компании, то где обучались люди, которые работают на импортной технике? На тех же Lieberr, например?

— Некоторых сотрудников мы командировали непосредственно за границу в Германию, где они обучались на заводе-производителе. Но помимо этого к нам приезжали представители самой компании Liebherr. Они здесь и оборудование настраивали, и людей обучали.

Значимый форум

— Одним из наиболее значимых событий в деловой жизни территории многие эксперты называют Восточный экономический форум, который в сентябре состоялся во Владивостоке. Вы там были?

— Да, мы приезжали на этот дальневосточный форум. И могу сказать, нам удалось провести ряд конструктивных встреч как с представителями различных административных структур, так и с топ-менеджерами крупных портовых компаний. Диалог получился интересным. А самое главное — полезным для всех его участников. По крайней мере, нам удалось озвучить наиболее серьёзные проблемы, которые волнуют как нас, так и наших коллег.

— Вы считаете, вас услышали?

— На форумах конкретные вопросы если и решаются, то лишь после очень серьёзной предварительной подготовки. Но и обмен мнениями с заинтересованными сторонами в таком формате — уже достойный результат.

Всё для клиентов

— Андрей Германович, как я понимаю, вопрос с затоваренностью порта контейнерами, о котором мы с вами говорили во время прошлого интервью, вам всё-таки удалось решить?

— Я не скажу, что он решён полностью. В правовой плоскости мы продолжаем отстаивать свою правоту. К сожалению, наша логика не всегда встречает понимание в той же ФАС. С другой стороны, антимонопольная служба выполняет свою работу, и мы это тоже понимаем. Однако нам удалось добиться главного — затоваренность порта снизилась. И это позитивно сказалось как на деятельности нашей компании, так и на интересах конечных грузополучателей.

— Среди которых, как известно, были и недовольные вашим решением максимально нормализовать схемы хранения контейнеров.

— А сейчас даже недовольные поняли, насколько удобны внедрённые нами схемы. Мы ведь изначально руководствовались именно интересами наших клиентов. Чтобы каждый мог спокойно получить свои контейнеры. Без очередей и лишних бюрократических процедур. Судите сами, если раньше порт в течение 16 часов выдавал клиентам 100 контейнеров, то сейчас в течение 8 часов мы имеем возможность выдавать 150 контейнеров. Так что мы доказали свою правоту не на словах, а на деле.

Всё системно

— Ещё один вопрос — о той автоматизированной системе информационного обеспечения, которая вводится компании. Когда она будет внедрена?

— Думаю, до конца текущего года — это точно. Это уникальная разработка одной из компаний Санкт-Петербурга, которая не только отвечает всем современным стандартам, но и, что называется, «заточена» именно под наши потребности.

— Какие надежды вы возлагаете на эту систему?

— Не хочу говорить банальности, но в век глобальной автоматизации и инновационных технологий подобные системы играют серьёзную роль в любом производственном процессе. И мы, разумеется, не исключение. Всё должно быть системно и современно. К этому мы и стремимся. О деталях я расскажу вам после внедрения.

Шельф рядом

— Известно, что руководители ОАО «ММТП» ведут переговоры с представителями НК «Роснефть» и её дочерними подразделениями. Какие проекты вы намерены реализовывать совместно с нефтяной компанией?

— Не секрет, что НК «Роснефть» намерена провести геологоразведочные работы по поиску углеводородов на магаданском шельфе. Этот проект, насколько известно, является в нашем регионе одним из приоритетных. И сейчас рассматривается вопрос о создании в нашем порту береговой базы снабжения шельфа. У нас для этого есть все возможности. Так что, надеюсь, в недалёком будущем мы станем полноценными участниками и этого промышленного процесса.

— А в каком состоянии находится ваш проект реконструкции причальных сооружений?

— Тут всё движется планово, ведь этот проект является составной частью федеральной целевой программы «Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Средства на это уже частично выделены, остальные запланированы. Сейчас соответствующая проектная документация готова, она проходит Главгосэкспертизу. А в течение 2016–2017 годов будет производиться сама реконструкция двух причальных сооружений.

Верю в торжество закона

— Ещё один вопрос связан с проблемой ваших взаимоотношений с ФГКУ «Росгранстрой». В чём причина вашего конфликта с этой структурой?

— Я бы не стал называть ситуацию с ФГКУ «Росгранстрой» конфликтом. Тем более что все спорные моменты мы привыкли решать именно в правовом поле. Но мне действительно не совсем понятно, почему один федеральный орган, призванный обеспечивать профильной инфраструктурой (например, помещениями) другие федеральные органы (в частности, пограничную и таможенную службу, а также «Россельхознадзор»), делает это именно за счёт порта? Пока «Росгранстрой» даже за коммунальные услуги на территории ОАО «ММТП» не платит ни копейки. Всё это ложится на нас. И договоры с нами также никто подписывать не спешит.

Мы готовы соблюдать государственные интересы. Мы их, собственно, и соблюдаем. Но в то же время никто не снимал с нас ответственности за эффективное ведение основной деятельности. И как мне кажется, наша логика должна быть услышана.

— А такая возможность есть?

— Я верю в здравый смысл и торжество закона. Можете считать меня идеалистом, но это моя взвешенная позиция.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru