«Наш регион — Дальний Восток»,  № 11 (161), ноябрь 2020
Главная тема

Главная тема 

Опыт отработки техногенных (эфельных) отвалов россыпного месторождения Юрский (Республика Саха (Якутия))

Тема отработки техногенных месторождений россыпного золота с каждым годом набирает обороты и становится наиболее актуальной в сфере золотодобычи. Основные привлекательные аспекты — это огромные объёмы сырьевых запасов, возможность отработки месторождения без вскрышных работ.

Пески техногенных месторождений находятся на поверхности, вследствие чего снижаются капитальные и эксплуатационные затраты на отработку. С точки зрения технологии переработки особенностью техногенных россыпей является их лёгкая промывистость, что при правильном выборе основного и вспомогательного оборудования позволяет эффективно отрабатывать их с высокой производительностью. Это очень важно, учитывая невысокие содержания золота в перерабатываемых песках.

Месторождение россыпного золота Юрский расположено в долине одно­именного ручья, правого притока реки Гонам. Месторождение находится в пределах Верхне-Тимптонского золотоносного района и относится к Гонамскому золотоносному узлу.

Отработка месторождения ведётся с 1995 года и продолжается по настоящее время. За весь период промывки переработано около 30 миллионов кубометров песков, добыто порядка 20 тонн золота.

По данным геологического изучения, характерной особенностью месторождения ручья Юрский является преобладание в россыпях золотин мелких и весьма мелких классов крупности (менее 0,25 мм от 40—50%).

Проведена совместная работа между ООО ПК «Спирит», ПАО «Селигдар» и ООО «Артель Новая» по монтажу и эксплуатации обогатительного комплекса ОКВ-100 производительностью 100 м3/час по исходным пескам с целью проведения опытной отработки техногенных отвалов месторождения Юрский (Республика Саха (Якутия)).

Специалисты компании «Спирит» на месте провели монтажные работы обогатительного оборудования в составе комплекса. Работники ПАО «Селигдар» подготовили рабочую площадку, силами ООО «Артель Новая» обеспечивалась подача песков на обогатительный комплекс.

Технологическая схема комплекса ОКВ-100 включает в себя дезинтеграцию и грохочение песков в скруббер-бутаре. Подрешётный класс самотёком поступал на шлюз мелкого наполнения для улавливания крупного золота (сполоск производился один раз в сутки через систему контейнерного съёма). Хвосты шлюза мелкого наполнения объединялись в один хвостовой лоток и направлялись на модуль доизвлечения мелкого золота, который состоял из инерционного грохота, песковой насосной позиции, узла сгущения, двух блок-секций основной и перечистной операции на винтовых сепараторах и концентрационных столах.

В процессе работы комплекса были выявлены как положительные моменты, так и моменты, требующие усовершенствования технологического и аппаратного оформления. Проведены опробование всей схемы комплекса и гранулометрический анализ золотосодержащих продуктов.

На момент опробования производительность комплекса — 100 м3/час.

Съёмка золота с ШМН — 137 г/сут.

Выход золотосодержащего концентрата модуля винтовой сепарации — 1 т/сут.

Содержание золота в концентрате модуля винтовой сепарации — 46,5 г/т.

Количество золота в концентрате модуля винтовой сепарации — 46,5 г.

Общее количество золота, извлечённого ОКВ-100 за сутки, — 183,5 г.

Содержание золота в хвостах ОКВ-100 — не более 0,02 г/т.

Содержание золота в исходных песках (расчётное) — 0,13 г/м3.

Сквозное извлечение золота в два продукта — съёмка с ШМН и концентрат ВС — 71%.

Распределение золота по продуктам ОКВ-100:

• извлечённого шлюзом мелкого наполнения — 74,7% (137 г);

• извлечённого на модуле ВС — 25,3% (46,5 г).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гранулометрический анализ хвостов (таблица 2) показал, что основные потери золота (66,67%) связаны с труднообогатимым классом крупности менее 40 мкм.

 

По данным таблицы 1 видно, что основная масса золота (98,07%) в концентрате ШМН распределяется в классе менее 1 мм, в концентрате узла ВС (90,37%) — в классе менее 0,5 мм. Распределение золота в классе крупности более 1 мм (1,93%) свидетельствует о том, что основная масса золота представлена мелкими классами и необходима эффективная технология для его извлечения.

С момента запуска ОКВ-100 период эксплуатации составил два месяца — с 18.07.2020 по 18.09.2020.

Пески подавались с разных участков техногенного месторождения с разным содержанием золота, гранулометрическими характеристиками, минералогическим составом. В процессе работы производились настройки под конкретное сырьё (производительность, Ж/Т, выход продуктов модуля доизвлечения мелкого золота). Производительность комплекса составляла от 90 до 150 м3/ч. Съёмка золота со шлюзов — от 70 до 500 г/сут. Выход золотосодержащего концентрата на модуле доизвлечения мелкого золота — от 1000—1200 кг/сут. со средним содержанием 80 г/т. Концентрат накапливался в специально подготовленных бочках и перевозился в г. Алдан для гидрометаллургической переработки.

Всего за время опытной отработки:

• Переработано песков — 91,0 тыс. м3.

• Получено х/ч золота (сполоск ШМН) — 9059 г.

• Получено концентрата винтовой сепарации — 31,0 т.

• Содержание золота в концентрате ВС — среднее, 80 г/т.

• Получено х/ч золота в концентрате ВС — 2480 г.

Получено х/ч золота суммарно на ОКВ-100 — 11 539 г.

В результате опытной промывки и подготовки песков для массовой переработки были определены средние содержания золота в техногенной россыпи (0,13 г/м3), попутно добыто 11 539 г х/ч золота. Отработана технология переработки месторождения.

Работы по переработке техногенного месторождения планируется продолжить.

Мовчан Александр Фёдорович, главный инженер ПАО «Селигдар»

Болотин Михаил Леонидович, генеральный директор ООО ПК «Спирит»

Кадесников Игорь Владимирович, руководитель группы обогащения россыпей ООО ПК «Спирит»

 

ООО ПК «СПИРИТ»

Адрес: Иркутск, ул. Лермонтова, 128, к. 2

Телефон: +7 (3952) 767-540

E-mail: spirit@irk.ru

Сайт: www.spirit.irk.ru

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

Фотогалерея

 
Новости партнеров