«Наш регион — Дальний Восток»,  № 04–05 (183), май 2023
Главная тема

Главная тема 

АО «Разрез Тугнуйский»: дорогу осилит идущий

По итогам 2022 года Республика Бурятия, отмечающая в этом году 100-летний юбилей, стала одним из лидеров в стране по росту промышленного производства. Важную роль в экономике региона играет крупнейшее в республике предприятие по добыче чёрного золота — АО «Разрез Тугнуйский», входящее в структуру АО «CУЭК».

«Готовимся к «прыжку»

АО «Разрез Тугнуйский» — крупнейшее предприятие не только в Республике Бурятия, но и на всей территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Оно входит в тройку лидеров России по добыче каменного угля и является одним из самых перспективных и динамично развивающихся в СУЭК.

В структуре акционерного общества несколько подразделений: угольный разрез, обогатительная фабрика, управление по взрывным работам и управление по железнодорожному транспорту.

— Все наши подразделения — звенья одной цепи, — подчёркивает генеральный директор АО «Разрез Тугнуйский» Александр Иванович КАИНОВ. — У каждого из них свои задачи, но все они — составляющие единого технологического процесса. Без любой из этих производственных единиц — будь то добыча угля, проведение взрывных работ, подготовка и обогащение товарной продукции или её транспортировка — мы не сможем полностью выполнить нашу общую задачу. А она у нас одна — сохранение, а по возможности и увеличение объёмов добычи угля.

Два года назад предприятие достигло серьёзных показателей, мы добыли немногим более 15 миллионов тонн чёрного золота, но из-за логистических ограничений со стороны РЖД, связанных с большой нагрузкой в восточном направлении в результате западных санкций, уровень добычи снизился.

— Сегодня мы добываем 14 200 тонн угля, — говорит Александр Иванович. — Но в любом случае готовимся к выходу на 18 миллионов тонн. Конечно, это произойдёт не сразу, но, думаю, в 2026—2027 годах сможем выйти на этот уровень. Основания для оптимизма у нас есть: ведём подготовительные проектные работы, проводим техническое перевооружение предприятия. Так что мы серьёзно готовимся «к прыжку» по производительности и увеличению объёма производства.

Вскрытие угольных пластов на Тугнуйском разрезе ведётся по комбинированной технологии: автотранспортной и бестранспортной. Вскрышные породы с верхних горизонтов вывозятся большими самосвалами в отвалы. Нижний же горизонт может отрабатываться по более экономичной бестранспортной системе — шагающими экскаваторами вместимостью ковша от 10 до 40 м3 с размещением вскрышных пород в выработанное пространство.

Тугнуйский разрез оснащён высокотехнологичным горным оборудованием. Здесь используется различная техника — от простого колёсного трактора «Беларусь» до мощнейших экскаваторов.

— В России всего два экскаватора Bucyrus HD495, и оба они работают на нашем разрезе, — с нескрываемой гордостью говорит генеральный директор предприятия и дополняет: — Это экскаватор с прямой механической лопатой, с ёмкостью ковша 41,3 м3 (90 тонн). Есть в техническом парке предприятия шагающий экскаватор ЭШ 40/85 с вместимостью ковша 40 м3, гидравлические экскаваторы с обратной лопатой и прямой лопатой марки Hitachi и Komatsu, а также экскаваторы с объемом ковша 1—2 м3 применяются как вспомогательная техника для производства инженерных работ (копка зумпфов, проходка дренажных канав и т.д.). Экскаваторы с объёмом ковша всего 1 кубический метр применяются как вспомогательная техника. А такой на разрезе много: краны, тралы, поливооросительные машины, КамАЗы… Но без неё столь крупное предприятие по добыче угля, как наше, представить нельзя.

Ежегодно на развитие производства АО «Разрез Тугнуйский» СУЭК выделяет инвестиций в объёме до 4 миллиардов рублей. Устаревшую технику заменяет современное и высокопроизводительное оборудование, что, безусловно, позволяет повысить мощность, эффективность и безопасность производства.

Надёжный спутник

Уголь, как правило, залегает под толщей массива крепких пород, для отработки данных пород экскаватором необходимо производить предварительное рыхление с применением буровзрывных работ. Именно взрывные работы являются непременным спутником открытой добычи каменного угля.

Сначала специалисты разреза выполняют бурение блока, затем передают его взрывникам, а те уже, рассчитав все необходимые параметры, производят взрывные работы. Дальше в дело вступает техника, а чтобы она работала эффективно, без задержек и поломок, взорвать горную массу необходимо как можно качественнее.

— Количество производимых на карьере взрывов зависит от объёмов забуренных блоков, — поясняет заместитель технического директора по взрывным работам АО «Разрез Тугнуйский» Алексей Владимирович КИБЕЦ. — В месяц мы производим от 8 до 15 взрывов. На сегодня достигнут максимальный объём разового взрыва — 2 миллиона 700 тысяч метров кубических горной массы.

Столь серьёзного показателя специалисты управления по взрывным работам достигли благодаря использованию метода короткозамедленного взрывания, когда скважины взрываются поочередно.

— В сутки на зарядку блока смесительно-зарядными машинами завозятся около 150—200 тонн взрывчатых веществ, — продолжает Алексей Владимирович. — Причём в основном используем взрывчатые вещества собственного производства — они изготавливаются из закупленных компонентов на нашем заводе.

Несмотря на довольно ощутимую нехватку квалифицированных кадров, управление по взрывным работам свои задачи выполняет качественно и в срок. Иначе нельзя — именно от его специалистов зависит предоставление фронта работы для выемочной техники разреза, а значит, и непрерывность производственного процесса.

Обогащение чёрного золота

Один из самых важных технологических процессов в обработке чёрного золота — обогащение, снижающее зольность и повышающее калорийность угля.

Уголь с Олонь-Шибирского и Никольского месторождений проходит обогащение на Тугнуйской обогатительной фабрике, годовая проектная мощность которой — 12 миллионов тонн твёрдого топлива.

— Процесс обогащения довольно сложный, поскольку наш уголь является труднообогатимым, — объясняет главный инженер ООО «Тугнуйская обогатительная фабрика» Александр Анатольевич МАЦУТИН. — На фабрике рядовой уголь перерабатывают, обогащают и доводят до товарной продукции высокого качества.

Уголь на фабрику с двух участков добычи разреза Тугнуйский доставляют карьерные самосвалы БелАЗ грузоподъёмностью 130 тонн — от 20 до 25 машин в сутки, перевозя объём 40 тысяч тонн рядового угля.

— В подготовке и разгрузке угля используем различную технику: экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, — дополняет Александр Анатольевич. — Непосредственно же на фабрике, выпускающей высококачественную продукцию, установлено специальное оборудование: дробильные установки, инерционные грохоты, центрифуги, конвейеры, сепараторы.

Единственная проблема фабрики, по словам главного инженера, — это подача порожних вагонов. Из-за скопления большого количества товарной продукции руководству предприятия даже приходилось останавливать производство. Проблему нехватки порожняка удалось решить на уровне правительств Республики Бурятия, РФ, ОА «СУЭК», и фабрика уже в течение полугода доводит разгрузку до 450 полувагонов угля в сутки.

Кстати, этого рубежа Тугнуйская обогатительная фабрика впервые достигла в октябре 2022 года (при плане 416 полувагонов), а суточный рекордный показатель погрузки составил и того больше — 544 полувагона.

Добиваться высокой производительности — главная задача коллектива ООО «Тугнуйская обогатительная фабрика». Сегодня здесь работают 515 человек различных специальностей: пробоотборщики, весовщики, машинисты экскаваторов, помощники машинистов экскаваторов, машинисты установок углеообогащения, дежурные электрослесари по ремонту оборудования, сварщики, специалисты КИПиА, энергетики, механики, электромеханики, технологи.

Тугнуйскому углю — зелёный свет

АО «Разрез Тугнуйский» является самым крупным грузоотправителем Восточно-Сибирской железной дороги. Транспортными перевозками угля от станции Тугнуй до станции Челутай занимается управление по железнодорожному транспорту предприятия.

— Сегодня в сутки мы отправляем более 450 полувагонов угля — это порядка миллиона тонн угля в месяц, а соответственно, до 12 миллионов тонн продукции в год, — рассказывает Сергей Анатольевич ЗАГУМЁННОВ, заместитель генерального директора — директор по железнодорожному транспорту. — Часть угля уходит на экспорт, в основном в Китай, оставшийся уголь поставляют в дальневосточные порты Находка, Ванино, откуда он распределяется по российским электростанциям и предприятиям коммунального хозяйства.

Безопасную работу управления по железнодорожному транспорту обеспечивают три основные службы: подвижного состава, эксплуатации и грузовой работы, пути. Локомотивное депо обслуживает парк локомотивов, маневровых тепловозов, магистральных локомотивов (сегодня в парке управления 9 маневровых и 9 магистральных локомотивов).

В ведении службы пути — участок путей необщего пользования протяжённостью 140 километров. Служба эксплуатации и грузовой работы контролирует все маневровые и поездные передвижения.

— СУЭК выделяет нашему предприятию значительные средства на приобретение новых тепловозов, внедрение различных технических средств, обеспечивающих безопасность движения поездов, — говорит Сергей Загумённов. — Сегодня почти весь парк магистральных локомотивов разреза Тугнуйский новый — лишь один старый тепловоз доживает свой век. Современные локомотивы оборудованы всем необходимым, от кондиционера до микроволновки, и оснащены современными средствами безопасности.

На предприятии делается многое для повышения эффективности процессов перевозки угля. Не так давно здесь стали использовать новую технологию вождения грузовых поездов — «в одно лицо». Если традиционно в кабине присутствуют два человека — машинист и помощник, то сейчас «на капитанском мостике» — только один машинист. Но беспокоиться о безопасности не стоит — локомотив оборудован системой автоматического управления тормозами, датчиками разрыва тормозной магистрали, а также комплексным локомотивным устройством безопасности. В каждом локомотиве установлена система видеонаблюдения, а специальный браслет отслеживает работоспособность машиниста, и при распознавании нестандартной ситуации происходит автоматическое торможение поезда. Так что всё, как говорится, под контролем.

Предупреждён — значит вооружён

Современные технологии с каждым годом всё увереннее внедряются не только в производство, но и в управление им. Так, в АО «Разрез Тугнуйский» используют высокотехнологичные методы планирования, производства и управления.

— Планирование, правда, не совсем высокотехнологичное, — уточняет генеральный директор предприятия Александр Иванович Каинов. — Но мы используем некоторые программные продукты, в первую очередь AutoCAD — двух- и трёхмерную систему автоматизированного проектирования, черчения и подсчёта выполненных объёмов.

На Тугнуйском угольном разрезе используются и автоматизированная система диспетчеризации (АСД) «Карьер», позволяющая в реальном времени наблюдать за работой всего горнотранспортного оборудования, и системы позиционирования, обеспечивающие безопасность производственных процессов.

— Я также считаю, — продолжает Александр Иванович, — что у нас одна из самых «продвинутых» технологий по бурению взрывных скважин. На всех буровых станках установлен GPS-приёмник, на компьютере которого идёт позиционирование каждой скважины с точностью до 30 сантиметров. Есть у нас и система контроля выполнения нарядов, помогающая выявлять нарушения на всех горных работах и в целом по предприятию. Имея полученные сведения, мы можем проанализировать ситуацию, наметить меры по её исправлению, более эффективно реагировать на аварийный простой.

Все эти современные методы, внедряемые в производство, безусловно, оказывают положительное влияние на эффективность, производительность труда, повышают дисциплину и ответственность работников на своём участке.

Новому рекорду — быть!

АО «Разрез Тугнуйский» славится своими производственными рекордами: в его копилке достижений — 20 мировых, 5 российских и один внесённый в Европейскую книгу рекордов.

— Все эти рекорды связаны с производительностью и касаются экскавации горной массы, бурения, — объясняет генеральный директор предприятия Александр Каинов. — Так, мы решили изучить максимальные возможности самого большого экскаватора Bucyrus и определить, как организовать процесс добычи угля, чтобы добиться повышенных производственных показателей. Интересно, что на заводе-производителе нас убеждали в том, что этот экскаватор в месяц может грузить 700 тысяч кубометров породы. Мы же добились совсем другого результата — 1 миллион 100 тысяч кубов. Оказалось, что это — мировой рекорд. Но мы пошли дальше. Проанализировали, что ещё можно сделать для повышения производительности этой машины. И дошли до 2 миллионов 120 тысяч кубических метров породы. Ещё один рекорд! Мировой!

На счету коллектива Тугнуйского разреза — рекорды, связанные с работой буровых станков производства шведской компании Epiroc. Благодаря умению ставить мотивирующие задачи и эффективно их решать специалисты предприятия добились впечатляющих результатов — один станок в смену забурил около 3,6 тысячи погонных метров породы, а за месяц — порядка 53 тысяч погонных метров. Это однозначно был мировой рекорд! В Европейскую книгу рекордов был занесён гусеничный эскаватор Komatsu PC4000), отгрузивший в месяц около 1 миллиона 320 тысяч кубометров породы.

— К сожалению, — сетует генеральный директор, — последний наш рекорд был зафиксирован в 2019 году. Сегодня складывается ситуация иная, чем несколько лет назад. И дело даже не в технической готовности самосвалов из-за проблем с поставкой запчастей. Главная причина — в 2013 году мы перешли с Олонь-Шибирского на Никольское месторождение. По качеству угля оно такое же, как первое, но по геологическому строению намного сложнее его.

Поэтому свои прежние рекорды мы пока перебить не можем. Но в будущем, конечно, обязательно сделаем себе подарок — поставим новый рекорд. И в этом нет никаких сомнений, потому что у коллектива с таким творческим подходом к делу и уверенностью в своих силах всё обязательно получится.

На благо жителей посёлка

В посёлке Тугнуй проживают всего около четырёх тысяч человек (причём практически 50% коллектива разреза — его жители), но в нём есть практически вся необходимая для комфортной жизни инфраструктура: бассейн с 25-метровой дорожкой, профилакторий, физкультурно-оздоровительный комплекс, большая школа, детский сад, врачебная амбулатория, Дом культуры. Бассейн и Дом культуры строили по принципу государственно-частного партнёрства с участием СУЭК, а вот физкультурно-оздоровительный комплекс с большим футбольным полем с искусственным покрытием, просторным спортзалом и профилакторий полностью построены на средства угольной компании, и сегодня их содержит Тугнуйский разрез. Предприятие участвует в строительстве детских и спортивных площадок, содержании поселковых дорог — в этом году начинает ремонт дороги протяжённостью 17 километров, ведущей до федеральной трассы.

АО «Разрез Тугнуйский» — крупнейший налогоплательщик (причём налоги платит в бюджеты двух регионов, где разрабатывает месторождения). Только в 2022 году предприятие перечислило 7 миллиардов 178 миллионов рублей, из них 5 миллиардов 773 миллиона — в Республику Бурятия и 1 миллиард 403 миллиона — в Забайкальский край. Платежи в Иркутскую область составили 3 401 тысячу рублей. Несмотря на имеющиеся проблемы, руководство и коллектив АО «Разрез Тугнуйский» делают всё возможное для их решения и с оптимизмом смотрят в будущее. Ведь не зря говорят: дорогу осилит идущий.

Нина КРАСИКОВА

Фото предоставлено АО «Разрез Тугнуйский»

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

Фотогалерея

 
Новости партнеров