«Наш регион — Дальний Восток»,  № 06–07 (184), июль 2023
Главная тема

Главная тема 

Беспредельное развитие. Хабаровский край

В 2023 году 85 лет исполняется Хабаровскому краю — промышленному центру Дальневосточного федерального округа. И это отнюдь не преувеличение, ведь и при Российской империи, и при советской власти наша территория всег да отличалась высоким уровнем экономического развития и традиционно была сырьевым базисом страны. Тенденция эта продолжается и сегодня, но уже с поправкой на рыночные реалии.

(с) фото предоставлено компаниейО горной отрасли

Хабаровский край занимает пятое место по объёму добычи золота в стране. Ежегодно в регионе добывают порядка 27 тонн благородного металла. Основные позиции здесь занимают структуры такого гиганта, как «Полиметалл», но своя ниша есть и у других участников рынка. Это структуры Highland Gold Mining — ООО «Многовершинное» и ООО «Белая Гора», компания «НГК РЕСУРС», ведущая работы на месторождении Полянка, а также крупные золотодобывающие артели.

Кроме этого, в Хабаровском крае развивается и добыча и цветных металлов. Так, реализуется масштабный проект ООО «Амур Минералс» — строительство рудника на крупнейшем золотомедном месторождении Малмыж в Нанайском районе. Компания планирует запустить проект в 2024 году.

Впрочем, и проблем у недропользователей хватает. Серьёзную угрозу добыче драгметалла могла представлять резко снизившаяся в прошлом году цена на золото. Ситуация с ценообразованием, к счастью, нормализовалась. А вот ситуация, связанная с истощением минерально-сырьевой базы, способами отработки техногенных участков, особо защитными участками леса, компенсационным лесовосстановлением, устаревшими нормами ПДК, санкциями на поставку зарубежной тяжёлой техники и комплектующих, дефицитом кадров, остаётся чрезвычайно острой.

Об угле

В крае весьма успешно добывают и чёрное золото. Например, компания «Ургалуголь» (входит в группу СУЭК) по итогам прошлого года выдала на-гора 10 миллионов тонн высококачественного угля — показатель более чем достойный. Более того, предприятие активно участвует в развитии социальной сферы на территории присутствия.

Что же касается проблем в угледобыче, то можно выделить две основные. Первая — дефицит квалифицированных кадров. Вторая — зачастую необоснованные, но громкие претензии так называемых экспертов-общественников.

Об энергетике

Ни один социально-экономический проект невозможен без современной инфраструктуры. И, нужно сказать, жителям Хабаровского края есть на что рассчитывать. Так, Дальневосточная генерирующая компания в кооперации с «Газпромом» и регионами намерена уже к 2030 году газифицировать порядка 92% профильных объектов — котельных, ТЭЦ и других. А это означает, что газ придёт на каждое предприятие, в каждый дом, в каждую школу, в каждую больницу... Однозначно эта информация со знаком плюс. Кроме того, именно в Хабаровске, на территории одноимённого ТОР, успешно работает предприятие, производящее энергооборудование для всех субъектов ДФО. Так что в развитии энергосистемы региона ясно видны положительные тенденции.

О дорогах

Если говорить о деятельности крупных сырьевых компаний, то здесь нельзя не отметить узкие места. Причём в прямом смысле. Речь идёт о низких пропускных способностях БАМа и Транссиба, что уже создаёт серьёзные сложности для угольщиков. И не только в Хабаровском крае. К примеру, глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев отмечал, что отраслевые предприятия только на юге республики ежегодно готовы отгружать около 50 миллионов тонн чёрного золота, а отгружают же лишь 40 миллионов тонн угля — как раз в силу названной причины. Понятно, что проект «Восточный полигон» крайне важен для региона. Но! Специалисты прогнозируют, что с увеличением перевозок по глобальному двустороннему маршруту Азия — Россия — Европа и Европа — Россия — Азия проблему «Восточный полигон» не решить. Именно поэтому идёт освоение Северного морского пути, именно поэтому рассматривается вопрос строительства железной дороги Якутск — Магадан. Оно выгодно всем (и Хабаровскому краю не в последнюю очередь), как и частная Тихоокеанская железная дорога, которая начинается на Эльгинском угольном месторождении и заканчивается в одной из бухт Хабаровского края. Это, пожалуй, самый крупный инвестиционный проект такого уровня.

А сейчас — о дорогах автомобильных. Увы, в большинстве населённых пунктов они далеки от совершенства. И это ещё мягко сказано. Порой свежеуложенные бордюры переживают лишь одну зиму и… разваливаются. Асфальт нередко напоминает гладильную доску, а забитые ливнёвки после каждого дождя превращают автотрассы в притоки Амура, а автомобилистов — в лодочников.

Но и в данном вопросе есть позитив. В частности, ведётся реконструкция важных для региона дорог, среди них Комсомольск-на-Амуре — Чегдомын. На участке км 165 — км 174 уже выполнены работы по устройству опоры и монолитных подформенков, монтажу блоков ригеля, балок опорных строений и другие. Более того, здесь уже идёт отсыпка дорожной одежды. Что же касается участка км 191 — км 200, то там ведутся работы на мостовых переходах через реку Могды.

(с) фото с сайта компании «Сахалин Инжиниринг»О строительстве

У руководства Хабаровского края в строительстве — амбициозные планы. Предполагается, что со временем в регионе будут сдавать порядка миллиона квадратных метров жилья в год. Пока это, увы, выглядит фантастично. Ведь сколько говорилось о необходимости снести множество ветхих бараков на проспекте 60-летия Октября в Хабаровске? А по факту было снесено не более трёх. Второй момент: край обещает способствовать подключению новостроек к инженерным коммуникациям. А как это сделать, если технические возможности того же водоканала не безграничны?

Но справедливости ради стоит отметить: в последние годы в регион стали заходить крупные отраслевые компании (в частности, из Южно-Сахалинска), которые не только хорошо работают, но ещё и собственные заводы стройматериалов на нашей территории запускают. Так что динамика в строительной отрасли края очевидна.

О сельском хозяйстве

Агропромышленный комплекс в Хабаровском крае всегда был проблемным. Отраслевые предприятия умирали одно за другим, как и пищевые. О чём говорить, если даже собственную кондитерскую фабрику «Спутник» не смогли сохранить, как и многострадальный свинокомплекс?

Сложно сказать, вернутся ли к нам хабаровские шоколадки-мармеладки, а вот хрюшки — должны. В крае будет построен новый свинокомплекс на 70 тысяч голов. Причём самый крупный в регионе и один из самых масштабных в ДФО. Поставки поголовья будут налажены уже в 2024 году. Также не лишне отметить: для сельчан без торгов было предоставлено 9 тысяч гектаров земель, а на проведение мелиорации из бюджета выделили свыше 57 миллионов. И это не весь перечень профильной поддержки.

О рыбе

В последние годы рыбопромышленный сектор края откровенно лихорадило. Во-первых, ничем не обоснованное закрытие Амурского лимана, нанёсшее удар как по бизнесу, так и по прибрежным посёлкам. Следующий «сюрприз» связан со вторым этапом инвестиционных квот, что может привести к переделу рынка в ущерб дальневосточным (в том числе градообразующим) предприятиям. Тогда на сторону местных рыбопромышленников встали руководители края, в том числе губернатор Михаил Дегтярёв и спикер региональной думы Ирина Зикунова. Справедливости ради стоит отметить: действия местной власти далеко не всегда вызывают симпатии у бизнеса, в том числе и в связи с предрасположенностью к PR. Но в то же время шаги по улучшению социально-экономический атмосферы в регионе очевидны. А остальное покажет время.

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

Фотогалерея

 
Новости партнеров