«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10 (149), октябрь 2019
Главная тема

Главная тема 

ДФО — особая зона

Итак, мы снова съездили в командировку на Север. По уже привычному для нас маршруту — от Якутска до Магадана по федеральной автотрассе «Колыма». И можем констатировать — жизнь на этой территории продолжается во всём её северном многообразии: с добычей золота на старательских участках и рудных объектах, с попытками развивать туризм в суровых, но при этом уникальных природно-климатических условиях, с планами по формированию логистики на фоне местного бездорожья. Продолжается, несмотря на то, что поддержка Севера со стороны государства осуществляется больше на словах, нежели в реальности. Но северяне — особый народ. Они не привыкли ждать милостей от власти и рассчитывают только на свои силы. А если и обращаются к государству, то именно со взвешенными предложениями, в которых всё максимально просчитано и выверено.

В защиту Арктики

Якутск, откуда и началась наша поездка по федеральной дороге «Колыма», по-прежнему производит приятное впечатление. Это на удивление неповторимый город, со своими архитектурными особенностями и какой-то прямо подчёркнутой динамикой. Например, сейчас здесь ведётся серьёзное строительство межквартальных проездов. Особенно в относительно новых жилмассивах, в частности в 203-м микрорайоне. Местные строительные компании, в отличие от отраслевых предприятий того же Хабаровского края, объёмами загружены, пусть и не слишком большими. При этом сами участники рынка в будущее смотрят без оптимизма. Дескать, о каких надеждах идёт речь с новыми правилами долевого строительства, при котором сдавать жильё будет практически невозможно?

Но ещё большее беспокойство у многих северян вызывает ситуация, связанная с планами Правительства РФ по развитию Арктики. Соответствующие проекты были представлены на заседании Арктического совета. Более того, есть ещё и проект федерального закона о поддержке предпринимательской деятельности в арктической зоне Российской Федерации. В этом документе выделены несколько районов Республики Саха (Якутия), включая Анабарский, Абыйский, Булунский, Верхнеколымский, Эвено-Бытантайский и другие районы, которые должны получать арктические преференции. Казалось бы, всё прекрасно. Однако есть два «но». Первое: как заявил на заседании Арктического совета заместитель главы Минвостокразвития Александр КРУТИКОВ, для будущих инвесторов в арктической зоне предусмотрен целый ряд преференций. Но касаться они будут, главным образом, нефтегазовых проектов в восточной части континентальной Арктики. То есть выгодоприобретателями станут крупные игроки федерального уровня. Какая уж здесь поддержка предпринимательства в северных районах? Второе: федеральные чиновники предлагают распределять месторождения твёрдых полезных ископаемых в Арктике, где есть прогнозные ресурсы, без аукционов, то есть по заявительному принципу. И вновь понятно: это станет очень хорошим подспорьем для сырьевых мегакомпаний, но никак не местных предпринимателей. Скажем больше: местный бизнес уже и не надеется на какие-то преференции со стороны чиновников. По принципу «нам льгот не нужно, пусть государство обеспечит территорию хотя бы инфраструктурой: энергетической и транспортной, а также примет поправки в существующие нормативные акты, которые дадут возможность развивать арктическую зону».

На комплексной основе

В частности, один из самых известных горнопромышленников Якутии, генеральный директор ООО «Арктик Капитал» Матвей ЕВСЕЕВ, предложил сконцентрироваться, главным образом, на развитии инфраструктуры. Ведь энергообеспечение арктических улусов РС (Я) вызывает более чем серьёзные вопросы. Пока же генерация здесь осуществляется через дизельные электростанции (ДЭС), а это чрезвычайно затратный процесс на Севере. Ведь в одном только Усть-Янском улусе доля транспортной составляющей в структуре стоимости топлива может достигать 70%. Примерно в таких же параметрах оцениваются аналогичные расходы и в других северных районах Якутии. Также следует отметить и почти полный износ оборудования на многих ДЭС. Поэтому и нужно сосредоточиться на решении инфраструктурных проблем. А далее Матвей Евсеев озвучил конкретные предложения, касающиеся комплексного подхода к освоению арктической зоны:

— Необходимо принять поправки в Федеральный закон «Об электро­энергетике» в части продления срока регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию до 1 января 2028 года. Бизнес, в свою очередь, должен создавать производственные мощности и новые высокооплачиваемые места в арктических ра­й­онах. Вместе с тем предлагаю, чтобы коммерческие структуры при получении лицензий на разработку крупных месторождений брали на себя определённую социальную нагрузку. Для этого лицензии необходимо выдавать в соответствии с ФЗ «О недрах» именно на конкурсной основе, с обязательным указанием в лицензионном соглашении конкретных объектов социального назначения и сроков их ввода. Конкурсы должны проводиться с непременным участием представителей федеральной исполнительной власти, исполнительной власти региона и местного самоуправления, на территории которого будет вестись разработка месторождения. То есть получатель лицензии должен подготовить комплексный план развития, включающий в себя следующие показатели. Во-первых, проект разработки месторождения. Во-вторых, ТЭО. В-третьих, экологический проект. В-четвёртых, план развития жилого фонда и социальных объектов. И, в-пятых, бизнес-проект развития опорной точки роста, в том числе местной промышленности, сельского хозяйства, традиционных отраслей хозяйствования, глубокой переработки полученной продукции.

Добавим от себя — именно в таком комплексном формате работала компания «Алмазы Анабара», когда её возглавлял Матвей Евсеев. В этой структуре эффективная добыча алмазов была базисом, а в роли надстройки выступали агропромышленный комплекс, пищевое производство, глубокая переработка древесины и многое другое. То есть сырьевой бизнес был стимулом и для создания новых рабочих мест, и для развития всех отраслей экономики Якутии. Так должно быть и в дальнейшем, но уже на территории Арктики. По крайней мере, стремиться к этому однозначно стоит. 

Дорожные проблемы

Если продолжить разговор об инфраструктуре, то нельзя не отметить — в последние годы на строительство, капитальный ремонт и ремонт федеральных автодорог Российского Севера выделяются внушительные средства. Например, в 2018 году для этих целей на трассы «Вилюй» и «Колыма» было выделено свыше 14 миллиардов рублей. Ещё более трёх миллиардов рублей направлено на обслуживание этих дорог. Казалось бы, какие здесь могут быть проблемы? Тем не менее они есть. Вот как обозначил ситуацию главный инженер ФКУ Упрдор «Вилюй» (эта структура отвечает и за «Вилюй», и за «Колыму») Александр ДЕРЕС:

— К сожалению, у нас наблюдается дефицит местных производственных сил — не хватает отраслевых компаний, которые могли бы выполнять работы по капитальному ремонту и ремонту автотрасс. И это несмотря на то, что соответствующие торги проводятся регулярно. Но уже были случаи, когда участники просто не выходили на торги. И это, действительно, серьёзная проблема.

И вновь редакционная ремарка. Мы не раз в течение многих лет публиковали материалы о трудностях, с которыми сталкивались дорожные компании. Тогда всё было очень показательно. Например, был период, когда фирмы-однодневки сбивали цены на торгах ниже нижнего предела и лишали реальных участников рынка возможности работать. Затем наступил новый этап, и на конкурсы на Дальнем Востоке стали выходить федеральные мегакомпании (типа «СтройГазКонсалтинг»), что не оставляло региональным предприятиям никаких шансов на работу. Помимо этого, проявлялся негатив, связанный с неплатежами, причём на федеральных объектах. А затем количество таких объектов стало катастрофически снижаться. Сыграла свою роль и ситуация с банковскими гарантиями и более чем весомым финансовым обеспечением, поскольку таких средств у дорожников просто не стало. В итоге крупные и средние региональные дорожные компании начали банкротиться одна за другой. Вначале это коснулось в основном мостостроителей, а затем и остальных дорожников. И вот итог — сейчас деньги на реализацию федеральных проектов есть, и деньги немалые, а работать некому.

Конкретика для инвесторов

Впрочем, с трудностями передвижения по федеральной автодороге «Колыма» мы столкнулись сами, проехав по ней от Якутска до Магадана. Трасса, конечно, непростая. Дай Бог, чтобы планы Росавтодора всё-таки осуществились и здесь наконец-то появился асфальт. А уж если когда-нибудь будет построен мост через Лену (о мостовом переходе через реку Алдан, видимо, даже мечтать не приходится), всё станет совсем хорошо. А ведь это необходимо не только для развития промышленности или социальной сферы. Якутия — это ещё и территория, претендующая на статус туристического региона. Конкретные проекты нам озвучил временно исполняющий обязанности главы Оймяконского улуса РС (Я) Игорь ВОДОВОЗОВ:

— Наш район традиционно называют полюсом холода. Но при этом все, кто у нас хоть раз побывал, отмечают суровую и в то же время удивительную красоту Севера. Поэтому фестиваль «Полюс холода» традиционно привлекает к себе внимание участников из самых разных регионов. И нам есть чем заинтересовать гостей. Например, ралли-рейд, который проходит по пяти районам РС (Я), а именно по трассе «Колыма», где проехали и вы. Да и в нашем улусе есть чем удивить людей. Это конкурсы национальных блюд, гонки на оленьих упряжках, ярмарки изделий народных умельцев, путешествия по самобытным местам, концерты… И, конечно же, изюминка фестиваля — церемония возвращения символа холода его властелину — Чысхаану, сопровождаемая обрядом поклонения священной горе Эбэ Хайа. Словом, гостям есть на что посмотреть в нашем районе во время фестиваля «Полюс холода». И мы благодарны руководству РС (Я), которое сделало это республиканское мероприятие максимально значимым для большого числа российских и зарубежных участников. Конечно, этот бренд необходимо, что называется, «раскручивать» и дальше. В первую очередь нам нужно привлекать инвесторов, чтобы Оймяконье стало максимально интересным для туристов с точки зрения инфраструктуры. Неслучайно у нас уже сейчас строятся современные гостиницы. Но это только начало большого пути. Работы впереди очень много. Однако мы уверены — красивейшая и удивительно своеобразная оймяконская земля может стать настоящим магнитом для туристов, как из российских регионов, так и из самых разных стран мира.

Ягодный край

Итак, мы проехали по территории Якутии и пересекли границу с Магаданской областью. Здесь также хватает и планов по развитию, и проблем. Об этом мы поговорили с главой Ягоднинского городского округа Дмитрием БОРОДИНЫМ. И вот что он рассказал:

— К сожалению, в этом году наше сельское хозяйство столкнулось с погодными сложностями. Вначале заморозки побили урожай картофеля и овощей, а затем паводок погубил ещё одну часть урожая. Так что наши фермеры серьёзно пострадали. При этом есть и положительные моменты в жизни района. В частности, в Оротукане было построено мини-футбольное поле с искусственным покрытием. Его уже опробовали в игровом формате и взрослые футболисты, и дети. А в посёлке энергетиков Синегорье была введена в строй универсальная волейбольно-баскетбольная площадка — реально современный объект, с безопасным для игроков покрытием. Также в Синегорье в рамках федеральной программы «Доступная городская среда» была благоустроена центральная площадь. Причём мы там даже провели дополнительные работы, в частности установили детскую игровую площадку. В этом нам серьёзную помощь оказала компания «Колымаэнерго». И ещё один значимый момент. В Ягоднинском районе функционирует устойчивый интернет, но существовала проблема — в том же Синегорье его практически не было. Так уж получилось. И вот — позитивная новость. Буквально на днях в этот посёлок специалисты дотянули ВОЛС, и сейчас жители Синегорья интернетом обеспечены. Для района это серьёзный прорыв.

Что же касается экономических показателей, то здесь, как всегда, основную лепту вносят золотодобывающие компании. Они и металл стране дают, и своей территории помогают. Для нас это весомое подспорье. 
Добавим от себя. Это очень хорошо, что в Синегорье пришёл интернет, поскольку основная проблема на трассе «Колыма» — даже не качество самой дороги, а отсутствие связи. У нас она появлялась лишь тогда, когда мы приближались к какому-то крупному населённому пункту. Всё остальное время мы были, что называется, недоступны или выключены. Остаётся лишь надеяться, что программа обеспечения связью федеральных автотрасс будет реализована. Да и реализовывать её есть кому — например, компании «Арбуз», которая успешно занимается как раз решением таких задач.

Золотой фонд

Конечно, проезжая по трассе «Колыма» и в Якутии, и в Магаданской области, мы встречались с руководителями золотодобывающих компаний и бывали непосредственно на объектах. В частности, на участке «Молодёжный» артели «КРИВБАСС», которую вот уже много лет возглавляет один из самых известных старателей Севера Сергей БАЗАВЛУЦКИЙ. В этом году, кстати, он отмечает более чем знаменательную дату — 45 личных старательских сезонов на Колыме. Сложно даже представить, сколько золота он дал стране за почти полвека, без преувеличения, героической работы. Впрочем, об этом мы подробнее расскажем в следующем номере нашей газеты. Как и о работе крупной отраслевой компании «Сусуманзолото». Мы были на новом объекте этого предприятия — руднике Штурмовской — и можем констатировать: современная обогатительная фабрика будет введена в эксплуатацию. Подготовка к этому идёт.

Впрочем, проблем у участников отраслевого рынка также хватает. В частности, до сих пор не решён вопрос с отработкой техногенных месторождений. А по большому счёту, государство так и не определило нормативные правила в работе на неучтённых запасах. И это большой минус, поскольку свыше половины от всего объёма колымского золота добывается сейчас именно на «техногене». А правил при этом нет, что негативно отражается и на всей отрасли, и на государственных интересах.

Северный характер

Наконец, преодолев порядка двух тысяч километров по федеральной автомобильной дороге «Колыма», мы приехали в Магадан. Кстати, могли бы сократить часть этого пути минимум наполовину. Дело в том, что в регионе работает авиакомпания «СиЛА», успешно эксплуатирующая самолёты, относящиеся к малой авиации. Благодаря этому за относительно небольшие деньги можно долететь от Сусумана до Магадана менее чем за полтора часа. Мы же потратили на этот путь более десяти часов. Такая вот временная разница.

Что же касается самой столицы Колымского края, то она по-прежнему живёт по своим суровым северным правилам. Тот же бизнес если и рассчитывает на государственную поддержку, то очень осторожно. Мол, хотя бы не мешали. Не вызывает особого оптимизма у предпринимателей и деятельность команды губернатора Магаданской области Сергея НОСОВА. Дескать, мы работаем сами по себе, а чиновники — сами по себе. Да Бог, чтобы какие-то проекты реализовывались. Но рассчитываем мы только на свои силы.

Такой вот он, северный характер. Но по-другому в этом суровом краю, наверное, просто не выжить.

Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

Фотогалерея

 
Новости партнеров