«Наш регион — Дальний Восток»,  № 05 (72), май 2012
Главная тема

Главная тема 

«Цивилизация должна доходить до самых дальних уголков страны»

Для России проблема дорожного строительства всегда была достаточно острой. А уж для Дальнего Востока, с его тотальным бездорожьем и огромными территориями, это промышленное направление традиционно испытывало и продолжает испытывать очень большие трудности. Но тут есть один интересный момент. Как правило, в европейской части страны руководители муниципалитетов постоянно просят деньги из федерального бюджета и различных внебюджетных источников. Просят на строительство, ремонт и содержание своих дорог. Мотивация в этом случае предельно простая — местная казна не в состоянии выделять собственные средства даже на местные дороги. И без помощи федералов тут не обойтись. А вот в Якутии сложилась иная история. Об этом и не только об этом в интервью с главой Ленского района РС (Я) Сергеем ВЫСОКИХ. 

Трёхсторонних уровень

 — Сергей Иннокентьевич, насколько известно, в прошлом году власти республики приняли решение о серьезном объеме ремонтных работ на дорогах города Ленска. И это, действительно, несколько нестандартная ситуация, поскольку ваши коллеги — главы дальневосточных районов, о таком финансировании могут только мечтать. Как удалось решить эту проблему?

Досье БГ

ВЫСОКИХ Сергей Иннокентьевич родился 25 февраля 1962 года в городе Ленске Якутской АССР. В 1987 году окончил Якутский государственный политехнический институт. Специальность — горный инженер. Работал в производственных подразделениях «АЛРОСА» и в Ленской экспедиции по исследованию в скважинах. Также трудился заместителем директора СПТУ-20. В 1997 году окончил Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. Впоследствии занимал руководящие должности в компаниях «Альтернатива», «Ленскпромстрой» и «Восток». С 2003 года возглавлял дирекцию единого заказчика по восстановительным работам в Ленске. В 2005 году занял должность главы муниципального образования «Город Ленск». В 2008 году был избран главой Ленского района РС (Я). 

— Я бы не сказал, что речь идет о каких-то слишком эксклюзивных шагах с нашей стороны. И тут хотелось бы выразить благодарность руководству республики, ведь все было решено на трехстороннем уровне.

— Что имеется в виду?

— В мае прошлого года было подписано соглашение между двумя муниципальными образованиями. То есть между администрациями города Ленска и Ленского района. И в этом документе ставился вопрос о ремонте дорог на нескольких улицах райцентра. А практически одновременно с этим Минфин РС (Я) издал приказ № 01-04/0412 об организации ремонтных работ дорожной сети города Ленска. То есть все органы власти внесли в этот процесс свою лепту.

Из разных источников

— А какой бюджет должен был финансировать эти работы?

— Могу сказать, что средства выделялись из различных источников. В том числе и из нашего, районного. Причем тут вот что получилось. Изначально объем целевого финансирования был определен в сумме 78 миллионов 388 тысяч 114 рублей. Однако нам удалось увеличить эти показатели. Опять же благодаря привлечению внутренних ресурсов. В итоге, после проведения конкурса, было заключено 6 контрактов на общую сумму 102 миллиона 123 тысячи 759 рублей. Для районного масштаба — весьма существенный показатель. Хотя, конечно, и этих средств для решения дорожных проблем явно недостаточно. Но мы реалисты, и работаем в тех условиях, которые у нас имеются.

— К сожалению, для российских райцентров ремонт дорог с использованием асфальтобетонного покрытия пока еще не повсеместное явление. Чаще дороги покрывают щебнем. А как складывается ситуация у вас?

— Если говорить о новых контрактах, то в них прописаны только работы, связанные с асфальтобетонным покрытием. И это не какая-то блажь. Мы же все-таки в 21-м веке живем. И я не понимаю, почему наши земляки должны чем-то отличаться от москвичей, петербуржцев или хабаровчан. Цивилизация должна доходить даже до самых дальних российских уголков. Это — главная задача всех уровней власти. И муниципалитеты здесь занимают особое место. Ведь районная администрация ближе остальных органов государственного управления стоит к проблемам каждого конкретного человека. Например, я, как глава района, ежедневно общаюсь со своими избирателями. Причем это общение происходит чаще всего не в моем кабинете, а в самых разных местах. На улицах, на строительных площадках, в социальных учреждениях. Так что нам проблемы наших земляков видны особенно отчетливо.

Короткое лето

— Какая структура занималась организацией ремонтных работ в Ленске?

— Комитет имущественных отношений администрации района.

— А какая компания выиграла конкурс?

— ООО «РемСтройСервис». Именно это предприятие и занимается ремонтом дорог в рамках всех шести контрактов.

— Когда проводились конкурсы?

— 22 июня и 15 августа прошлого года. Кстати, конкурсные схемы в этом плане у нас далеки от совершенства. Увы, конкурсы проводятся, что называется, в последний момент. Например, в июне, а то и вообще в августе. И дорожники вынуждены работать в авральном режиме. Лето в Якутии, как вы понимаете, короткое. И строительный сезон сжат до предела. Я даже не беру сейчас конкретно нашу ситуацию. Мы говорим об общей картине в отрасли. Поэтому, конечно, было бы целесообразно проводить конкурсы, например, в феврале. К этому времени бюджеты сверстаны и утверждены, так что для органов власти это удобный формат. Удобно станет и дорожникам, поскольку они смогут спокойно подготовиться к сезону и без спешки приступить к работам. Думаю, с моей позицией согласны практически все специалисты рынка.

Возможность для манёвра

— Но вернемся к вашему району. Где именно в Ленске проводился ремонт дорог?

— А эти работы продолжаются и сейчас. Объем там серьезный, ведь должны быть отремонтированы улицы Каландаришвили, Заозерная, Ленина и Победы. Также ремонт ведется в микрорайонах Разведчик и Доярушка. Хотя в прошлом году у нас на всех этих объектах проблем хватало. Например, из-за неблагоприятных погодных условий подрядчики были вынуждены переносить сроки ремонта.

— Сергей Иннокентьевич, хочу задать неудобный для вас, как для чиновника, вопрос. Руководители подрядных организаций зачастую выдвигают в адрес заказчиков претензии, связанные со схемами расчета по контрактам. Дескать, средства выделяются неравномерно. И дорожники вынуждены начинать работы фактически за свой счет. Это так?

— Ну почему же этот вопрос неудобен? Думаю, в претензиях подрядчиков есть резон. Но мы пошли принципиально иным путем. К примеру, руководители ООО «РемСтройСервис» предложили нам срочно выделить средства на приобретение стройматериалов в полном объеме. Мы согласились с их доводами и проавансировали закуп битума и инертных материалов. В общей сложности, речь шла о сумме в размере 54 миллиона 600 тысяч рублей. Зато теперь у подрядчиков есть все возможности для спокойной, планомерной работы.

— Хорошие у вас условия созданы для подрядчиков.

— Я бы сказал, справедливые условия. Мы ведь знаем руководителей ООО «РемСтройСервис». Это не фирма-однодневка, и свои обязательства компания выполняет. Так что у нас нет причин для недоверия. А самое главное заключается в другом — благодаря авансовым платежам и привлечению собственных средств (а это также важный момент) подрядная организация может продолжать ремонтные работы и в течение текущего года. Ведь для того чтобы производственная деятельность была эффективной, необходимо иметь свободные средства. И не думать, на какие деньги тебе завтра предстоит покупать те же стройматериалы.

Часть моей работы

— Кстати, а когда дорожники завершили работы в прошлом году?

— Я уже говорил, что рабочий сезон для дорожников Якутии бывает довольно коротким. А в прошлом году из-за неблагоприятных погодных условий он был сокращен вообще до 15 сентября. Такую рекомендацию выдали руководители ГУ «Управление автомобильных дорог РС (Я)». Ну и, конечно же, перенос сроков на май — август 2012 года был обозначен в дополнительных соглашениях.

— Вы планируете и в дальнейшем привлекать средства для реализации дорожных проектов из различных источников?

— Конечно, а как иначе? Это — часть моей работы. К тому же еще два года назад было издано постановление правительства РС (Я) № 480 «Об утверждении правил предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) муниципальным образованиям на строительство, модернизацию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения». Этот документ дает возможность муниципалитетам привлекать дополнительные средства. Беда лишь в том, что сама процедура выделения финансирования достаточно консервативна. И мы не всегда можем достучаться до вышестоящих органов власти. Впрочем, наверное, и не стоит постоянно рассчитывать на какую-то внешнюю поддержку. Например, на ремонт дорог в рамках шести контрактов мы планируем выделить порядка 50 миллионов рублей из муниципального бюджета.

О значимых проблемах

— Сергей Иннокентьевич, вот вы сказали о проблемах, связанных с поздним проведением конкурсов. Но ведь это не единственные отраслевые беды. Что мешает эффективному развитию дорожной отрасли Дальнего Востока?

— Проблем, действительно, хватает. Но их можно условно поделить на две части. Первая — локальные беды. Это и сроки проведения конкурсов, и недостаточное финансирование содержания муниципальных дорог, и тот же ФЗ-94, и многое другое.

— Вы перечислили серьезные отраслевые беды. А говорите о них, как о локальных проблемах.

— Да, потому что самая большая проблема касается подхода к развитию дорожной сети Дальнего Востока. На мой взгляд, дорожное строительство должно стать системообразующим механизмом региональной экономики. Ведь если у нас будут развиты нормальные транспортные схемы, если речь будет идти о цивилизованной логистике — все остальные промышленные направления также получат импульс для серьезного развития. Вот у нас очень много говорится о привлечении инвесторов. Да, звучит все красиво и правильно. Но инвестору нужны нормальные условия для ведения бизнеса. Дальний Восток с его громадными территориями и привычным бездорожьем предполагает особый подход к развитию производства. И дорожная отрасль, в этой связи, должна стать самой главной. Она должна стать импульсом и для недропользования, и для природопользования, и для сельского хозяйства, и для энергетики, и для торговли, и для сферы услуг, и для общегражданского строительства. И для малого, а также среднего бизнеса, что тоже очень важно. Вот такой подход можно назвать системным. Надеюсь, что руководители нашего государства осознают всю остроту проблемы. Не случайно сейчас создается дальневосточная корпорация. Это — серьезный шаг для нашего региона. Надеюсь, что за инициативами последуют конкретные действия федеральной власти. Тем более что и республиканское руководство во главе с президентом РС (Я) Егором БОРИСОВЫМ, и полпред президента РФ в ДФО Виктор ИШАЕВ предпринимают реальные шаги по модернизации дорожной сети региона. Но нужен системный подход к освоению Дальнего Востока. А значит, требуется государственная воля.

Современных подход

— Сергей Иннокентьевич, вы говорите о необходимости привлекать инвесторов. Но ведь вам уже удаются такие шаги. Например, в Ленском районе активно работает компания «Сахатранснефтегаз», которая участвует в реализации серьезной программы по газификации Ленска. Эта деятельность будет продолжена?

— Конечно, мы находимся еще в начале пути. И руководители «Сахатранснефтегаза» оказывают нам огромную поддержку. Перевод потребителей на газ — современный и наиболее эффективный подход к решению целого комплекса социально-экономических задач. Также большую лепту в этот процесс вносит руководство РС (Я). Ведь то же финансирование проектов по газификации района идет в рамках серьезной республиканской программы.

Сергей ВЫСОКИХ:
— Самая большая проблема касается подхода к развитию дорожной сети Дальнего Востока. На мой взгляд, дорожное строительство должно стать системообразующим механизмом региональной экономики. Если у нас будут развиты нормальные транспортные схемы, если речь будет идти о цивилизованной логистике — все остальные отрасли также получат стимул для серьезного, системного развития. 

— А какие еще населенные пункты, помимо Ленска, планируется газифицировать?

— В наших планах газификация поселков Витим и Пеледуй. Но для этого потребуется использовать ресурсы Талаканского месторождения. И построить еще один газопровод. Здесь мы можем рассчитывать на поддержку «Сургутнефтегаза», поскольку эти территории входят в сферу промышленных интересов компании.

— Насколько известно, «Сургутнефтегаз» является одним из наиболее значимых инвесторов вашего района. Это так?

— Совершенно верно, компания «Сургутнефтегаз» несет очень серьезную социальную нагрузку. Ведь почти половину (45 процентов) бюджета Ленского района составляют отчисления этого холдинга. Также будет нелишним отметить, что в подразделениях этой промышленной структуры трудится более 2 100 жителей нашего улуса. Да и вообще, «Сургутнефтегаз» занимает активную социальную позицию. За что хочу выразить компании свою благодарность. Как и управленцам компании «Востокнефтепровод» («дочка» «Транснефти»). Это предприятие также оказывает нам всемерную поддержку.

— У вас в районе вообще активно развивается социальная сфера. Строятся школы, идет жилищное строительство, внедряются современные образовательные и медицинские программы, реформируется ЖКХ. Как вам удается выполнять весь груз социальных обязательств?

— В Якутии лишь два района, в том числе и Ленский, являются бездефицитными. Это, конечно, помогает нам решать социальные задачи. А кроме того, мы просто работаем. И этим все сказано.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров