«Наш регион — Дальний Восток»,  № 02–03 (164), март 2021
Главная тема

Главная тема 

Золотой блеск алмазной Якутии

Зачастую Республика Саха (Якутия) ассоциируется с промышленной добычей алмазов. Однако в регионе немало и золотодобывающих компаний. По данным республиканского минприроды, на территории РС (Я) насчитывается свыше 30 предприятий, специализирующихся на разработке золоторудных месторождений. Среди них особняком стоит образованное в 2017 году АО «Восточно-Европейская Добывающая Компания» (ВЕДК), которое уже в ближайшей перспективе планирует приступить к промышленному производству на своих месторождениях.

Сумма активов

Первыми активами ВЕДК стали приобретённые в 2018 году компании ООО «ГРК «Двойной-Дук» и ООО «Политорг», у которых имелись лицензии на право освоения нескольких золоторудных месторождений и рудопроявлений. Все приобретённые объекты располагаются недалеко друг от друга, в верхнем течении реки Нера Оймяконского улуса Якутии, в непосредственной близости от федеральной трассы «Колыма», обеспечивающей бесперебойную круглогодичную логистику, что подразумевает создание на базе этих активов золоторудного кластера. Не последнюю роль в выборе именно этого инвестпроекта для начала деятельности по золотодобыче играла региональная принадлежность территории к Верхояно-Колымскому металлогеническому поясу, включающему такие месторождения, как Наталка, Павлик, Сарылах, Бадран, Кучюс.

На разведанном и подготовленном к освоению месторождении Хангалас, на котором числились 2,5 тонны балансовых запасов и 7 тонн достоверно оценённых прогнозных ресурсов золота, можно было сразу начинать добычу и переработку руды на построенной золотоизвлекательной фабрике, с получением к реализации продукции в виде слитков золота в сплаве Доре. На других объектах кластера с оценёнными прогнозными ресурсами — месторождении Нагорное, рудопроявлениях Клич, Двойное, Ампир, Контрольное, Ожидание и Кольцевое — предстоит продолжить выполнение геологоразведочных работ, по результатам которых в ближайшей перспективе будет получено наращивание сырьевой базы кластера.

Кроме вышеуказанных активов, в 2018, 2019 и 2020 годах ВЕДК приобрела ещё несколько близко расположенных к кластеру участков недр, перспективных на обнаружение месторождений рудного и россыпного золота. Большой потенциал к скорейшему наращиванию сырьевой базы кластера имеет выигранное в конце 2020 года на аукционе рудопроявление Сержант (Горностай) с оценёнными прогнозными ресурсами категории Р1 в 28 тонн рудного золота. На участках развития россыпной золотоносности — бассейне ручья Загадочный и ручья Левый Хангалас с притоками — планируется форсировать проведение всех этапов поисковых, оценочных и разведочных работ, чтобы как можно скорее приступить к технологически более простой добыче и получению продукции в виде шлихового золота. Перспективные на обнаружение месторождений рудного золота лицензионные площади Бурустах, Дар, Поворотный, Новый Хангалас и Верховья Хангалас имеют потенциал долгосрочного наращивания сырьевой базы кластера.

Таким образом, в настоящее время у ВЕДК и дочерних компаний имеется 13 лицензий на право пользования недрами, и расширение активов компании ещё далеко от завершения — уже в 2021 году в Якутнедра поданы ещё две заявки на получение лицензий по заявительному принципу.

Хангалас — сердце компании

Основная деятельность компании сосредоточена на Хангаласском месторождении, которое находится в 150 километрах от районного центра — посёлка Усть-Нера. Этот актив ВЕДК приобрела в 2018 году.

Изначально осваивать месторождение планировалось подземным способом, но на данный момент рассматриваются открытые горные работы.

В прошлом году на месторождении построили открытый карьер, обустроили вахтовый посёлок, смонтировали ремонтные боксы и наладили производственную инфраструктуру. В частности, за счёт собственных средств компания построила дорогу до переправы через реку Нера, а для обеспечения энергоснабжения объекта протянула линию электропередачи.

На месторождении уже функционирует обогатительная фабрика перерабатывающей мощностью до 120 тысяч тонн руды в год, а после модернизации она выйдет на ежегодные показатели до 250 тысяч тонн.

Переработка руды ведётся гравитационным способом, хотя компания продолжает исследования на предмет возможности применения других технологий. В том числе рассматриваются варианты переработки комбинированным способом (гравитационным с последующим извлечением золота реагентами) или при помощи биовыщелачивания.

— В плане переработки хангаласская руда уникальная, — говорит главный геолог ВЕДК Валерий РОГАЛЬСКИЙ. — Она относится к категории легкообогатимых, среднее содержание золота составляет три грамма на тонну, отсутствуют примеси или осложняющие факторы.

На сегодняшний день, по словам управляющего директора ООО «ГРК «Двойной - Дук» Алексея ПАВЛОВА, на объекте завершается ОПР. Так, по итогам 2020 года компания произвела 321 килограмм золота при сезонном графике работ. Выйти на промышленную добычу планируется в соответствии с техническим проектом — в 2022 году, а закончить отработку месторождения — к 2039 году, когда истечёт срок действия лицензии.

Северные коррективы

Освоение недр в таком отдалённом районе Якутии, как Оймяконский, сопряжено со множеством различных трудностей. Свои коррективы в работу добывающих компаний вносят сложные климатические условия, удалённость активов от населённых пунктов и отсутствие производственной инфраструктуры — транспортной и энергетической.

Например, техника даже от ведущих мировых производителей, используемая ВЕДК, не всегда выдерживает экстремально низкие температуры, которые в декабре достигали -66 градусов, и периодически выходит из строя, а её прогрев и ремонт отнимают у добытчиков драгоценное время.

Кроме того, непредсказуемый климат Якутии периодически осложняет доставку необходимых грузов на производственный участок, а также затрудняет проведение вахтовых пересменок сотрудников. Как рассказывает генеральный директор ВЕДК Роман РЫКОВ, в летний период транспорт переправляется через реки Алдан и Лена паромами, а в зимний — по льду. Но если осенью для организации безопасных перевозок приходится ждать ледостава — необходимой толщины льда, то весной наличие льда на реке не позволяет запустить паромы, и приходится ждать наступления благоприятных условий.

Организация производственной инфраструктуры для золотодобычи в труднодоступных регионах — дело необходимое, но очень затратное. Как правило, компании за счёт своих средств прокладывают дороги, строят линии электропередачи для организации энергоснабжения своих объектов. Соответственно, решение всех вышеперечисленных проблем увеличивает себестоимость добытого золота.

Про сложности освоения месторождений в труднодоступных северных регионах Роман Александрович Рыков говорит так:

— Вести добычу золота с каждым годом становится всё сложнее, а всевозможные процедуры согласования и оформления необходимой документации остаются прежними. Вот и получается, что нормотворчество в нашей отрасли развивается медленнее, чем того требуют обстоятельства.

Учитывать нужно всё

Но, несмотря на все сложности, в перспективе ВЕДК намерена войти в число лучших золотодобывающих компаний не только Якутии, но и России.

Цели амбициозные, но горнодобывающий бизнес в отдалённых районах предполагает взвешенный и тщательно продуманный подход. По словам генерального директора, перед тем как приступать к работе в столь сложных условиях, необходимо учесть все факторы: климат, логистику и даже населённость района (ведь в малонаселённой местности намного сложнее набрать рабочую силу). Первым делом необходимо организовать производственную инфраструктуру и продумать логистику, поскольку они являются непременным атрибутом успешного развития любого актива.

И, конечно, нельзя недооценивать важную роль коллектива. Сейчас на активах ВЕДК трудятся 56 человек, и ещё порядка десяти высококвалифицированных профессионалов компания намерена привлечь к работе в текущем году.

— Команда в нашем деле значит очень много. Ведь что делать с дорогой, если никто не умеет по ней ездить? — улыбается Роман Александрович.

Артём Загородний

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

Фотогалерея

 
Новости партнеров