«Наш регион — Дальний Восток»,  № 02–03 (91), март 2014
Главная тема

Главная тема 

Башня Тыгына — возрождение истории в стекле

Якутск — город интересный. Прежде всего здесь стоит обратить внимание на образчики деревянного зодчества, представленные в старой части республиканского центра. Это действительно красиво и зрелищно. Но не менее интересны и проекты будущего, которые уже появляются в Якутии. Подробности — в интервью с генеральным директором группы компаний «Утум +» Георгием КАРАМЗИНЫМ. 

Интересная идея

— Георгий Олегович, в прошлом интервью, опубликованном в нашей газете, вы вскользь упомянули о новом проекте. Речь шла, насколько я помню, о возможности построить многоэтажное здание из стекла и других современных материалов в форме знаменитой башни старого Якутского острога, или, как ее еще называют, башни Тыгына. И вот теперь проект приобрел конкретные очертания. О чем идет речь?

Справка

КАРАМЗИН Георгий Олегович, родился 20 апреля 1960 года в городе Вилюйске Якутской АССР. В 1983 году окончил архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. С этого же времени работал в институте «Якутгражданпроект», где прошел путь от архитектора до ведущего архитектора. С 1991 года — главный архитектор проекта в проектной фирме «Утум». В 2001 году организовал и возглавил новую организацию — проектно-строительную фирму «Утум +», которая в настоящее время является многопрофильным отраслевым холдингом, выполняющим под ключ все виды профильных работ — от проекта до сдачи построенного своими силами объекта заказчику. 
— Пока это не проект в чистом виде, а, скажем так, идея, воплощенная в чертежах и макете. Но вы правы, это действительно важная для нас задача. Причем, я думаю, не только для нас, но и для всей Якутии. Ведь что такое башня Якутского острога, или Тыгына? Это вообще та постройка, с которой и начинался Якутск, один из самых старинных городов на востоке страны. То есть история освоения Дальнего Востока начиналась здесь, на Севере. Если тот же Хабаровск был основан чуть более 150 лет назад как военный пост, то наш город приближается к своему 400-летию. Я вам больше скажу, для своего времени Якутск имел громадное значение в государстве Российском. Например, уникальное транспортное сообщение (ямщицкий тракт), позволявшее еще в XVII веке связать Европу и Азию, пролегало именно по маршруту Якутск—Иркутск. Всё начиналось с 14 казаков под командованием Петра БЕКЕТОВА, которые и стали основателями нашего замечательно города. Ну а впоследствии здесь был возведен острог. А любой острог всегда начинался с башни. Вот откуда у нас и появилась идея воссоздать этот проект уже в новом формате. По сути, речь идет о символе первопроходческого развития всего Дальнего Востока страны, а не только города Якутска. 

Нечто большее

— Подождите, но ведь башню в свое время уже реконструировали?
— Да, по сути, в качестве экспоната в старой части Якутска, но мы-то имеем в виду нечто большее. Мы хотим не просто повторить объект, но и сделать его функциональным. Не случайно наш вариант предусматривает 18-этажную башню, построенную из стекла и других самых современных материалов. 
— Вы предусмотрели 18 этажей?
— Да, а чему вы удивляетесь? Попытаюсь обосновать свою позицию в этом вопросе. И начнем с того, что для любого старинного города чрезвычайно важно, с одной стороны, сохранить собственную историческую и культурную идентичность, с другой — сделать эту идентичность живой, дышащей. Можно ведь построить любой объект, как две капли воды похожий на некий символ этого города, и показывать туристам — вот, мол, как было раньше. Ну и что дальше? А ничего. Это всё равно, что Эйфелеву башню демонстрировать гостям Парижа только издали. Дескать, смотреть смотрите, а руками не трогайте. Но ведь Эйфелева башня ценна еще и тем, что на нее можно подняться, что она именно была и остается функциональной. Не мертвым музейным экспонатом, а живым объектом, что только повышает ее ценность. Но в Якутске — другая история. Первоначальный вариант башни Острога не сохранился. Да, остались изображения, да, известно точно, где она строилась изначально, но самой башни не осталось. Теперь есть лишь реконструированная копия. И вот с этого момента и начала работать наша идея. По принципу — мы знаем, где стояла башня, мы знаем, как она выглядела. Так почему бы нам не попытаться на том самом месте (на территории 64-го микрорайона Якутска) и в тех самых формах (только многократно увеличенных в объеме) восстановить объект? Более того, сделать его таким ярким, чтобы все приезжали и завидовали нашим землякам. А сами наши земляки, помимо эстетического удовольствия, еще бы получили от этого объекта конкретную пользу. Вот так мы и пришли к этому проекту. Но был у нас и еще один мотив, связанный с именем основоположника якутской литературы и выдающегося мыслителя Платона ОЙУНСКОГО. В 1927 году, накануне празднования 10-летия Октябрьской революции, он написал работу «Великий столетний план», в которой изложил свои мечты о будущем нашей малой родины. И вот в этой работе есть удивительные строчки: «С 2013 по 2017 год виды-формы Якутска значительно похорошеют, поменяются. Дома железобетонные стройно вознесутся, дворцы хрустальные засверкают. Прозрачные улицы заблещут, разные деревья и травы вырастут». Понимаете? Платон Ойунский мечтал о том, чтобы у нас и именно в наше время, в 2013–2017 годах, засверкали хрустальные дворцы и заблистали прозрачные улицы. И у нас есть все возможности воплотить в жизнь хотя бы часть его великого столетнего плана. Так что наша идея о строительстве прозрачного здания в виде башни Тыгына имеет еще и культурно-исторические корни. 

Красиво и функционально

— Что будет располагаться в этом здании?
— На наш взгляд, оптимальный вариант — это большой офисный центр. Сейчас в Якутии развиваются различные промышленные проекты, в том числе нефтегазовые, металлургические, транспортные и так далее. Но любой серьезный проект подразумевает еще и инфраструктуру. По принципу — экономика питает экономику. Соответственно, помимо промышленных, будут развиваться еще и сопутствующие направления. И всё это нуждается в инфраструктуре, в том числе и в офисной. Поэтому современный офисный центр наверняка будет востребован рынком. Тем более что речь идет о столь интересном со всех точек зрения проекте.
— Давайте всё-таки начнем с высоты здания. Можно ли строить почти 20-этажный объект в зоне вечной мерзлоты? Насколько я понимаю, современные технологии позволяют строить такие дома. Всё-таки вы планируете возвести самое высокое здание в Якутске. 
— Я уже как-то говорил в одном из своих интервью, что мы зачастую живем представлениями позапрошлого века. Ну кто сказал, что в Якутске невозможно построить высотное здание? Когда-то, наверное, и девятиэтажки представлялись кому-то некоей фантастикой. А теперь их в Якутске великое множество. Есть дома и выше. Поэтому я твердо убежден — и 18-этажное здание, и даже более высокое сооружение строить здесь можно и нужно. Если, конечно, безукоризненно соблюдать все технические нормы. Но в этом плане ни к проектной организации группы компаний «Утум +», ни к нашим строительным организациям никогда и ни у кого претензий не возникало.

Море возможностей

— Теперь об остеклении. Какие в этом плане разработки будут применяться при строительстве башни Тыгына? 
— Вариантов на самом деле довольно много. Но пока мы рассматриваем предложения от германской компании Schuco, являющейся одним из лидеров в мировом производстве фасадных систем. 
— Чем вас привлекают эти системы?
— Во-первых, надежностью и безупречной репутацией производителей. А во-вторых, тут можно заказывать любые виды фасадных систем, с учетом климатических и иных особенностей. Сами понимаете, для нас в Якутии это крайне актуально. 
— Грубо говоря, окна будут теплыми?
— Ну это совсем грубо. Теплые окна предусмотрены любым китайским профилем. Даже для обычного квартирного остекления. Нет, тут всё обстоит гораздо серьезнее. Schuco воплощает в жизнь любые капризы заказчиков. Вплоть до использования солнечной энергии. И это — только верхушка айсберга. Возможности тут поистине бесконечные. 

Всё предусмотрено

— Что будет располагаться в офисном центре помимо, собственно, самих офисов?
— Здесь предусмотрены подземные и наземные парковки, расположенные как внутри здания, так и вокруг него. В общей сложности на 200 машино-мест. Это первое. Второй момент — на 17-м и 18-м этажах здания будут располагаться рестораны. Это, знаете, такой наш вариант «Седьмого неба» в Москве. Думаю, желающие пообедать или поужинать «над землей» найдутся всегда. Наконец, третье — в офисном центре предусмотрен современный конференц-зал, который сможет удовлетворить претензии самого требовательного клиента. Для современного города такая услуга крайне необходима. 
— Предполагаете ли вы, что называется, под куполом устроить смотровую вышку?
— Этот вопрос мы пока рассматриваем. Проектом предусмотрено некое помещение на самом верху. Но вот что там будет располагаться, мы пока сказать не можем. Хотя это не принципиальный вопрос. Понадобится смотровая вышка – сделаем и смотровую вышку. 

Работы хватит

— Вы уже продумали элементы интерьера?
— Только в самых общих чертах. Я ведь уже сказал, что речь пока идет об идее, выраженной в чертежах и макете. Всё остальное будет разрабатываться в дальнейшем. Но, конечно, нам хотелось бы и в интерьере использовать национальный колорит. Вплоть до создания внутри здания небольшого музея. 
— Даже так?
— А почему нет? Мы намерены полностью использовать историко-культурный функционал объекта. 
— Сколько квадратных метров предусмотрено в башне Тыгына?
— Чуть более 12 тысяч квадратных метров. Этого, на наш взгляд, вполне достаточно, чтобы удовлетворить рыночные потребности потенциальных клиентов. 
— Понятно, что именно вы являетесь идеологом и основным разработчиком этого проекта. А кто еще из сотрудников «Утум +» принимал участие в работе?
— Мне бы хотелось, в первую очередь, отметить нашего главного архитектора Николая Иннокентьевича РУМЯНЦЕВА. Он также приложил массу усилий к этой разработке. Но вся наша основная деятельность, я надеюсь, еще впереди. Вот когда приступим к реализации рабочего проекта, не говоря уж о самом строительстве, то дела хватит всем сотрудникам группы компаний «Утум +». 

Всё органично

— Что вы имеете в виду?
— Дело в том, что в непосредственной близости от будущего объекта находится православный Троицкий собор. Представляете, какой получится исторический симбиоз? Собор и башня Тыгына — это же очень символично. Тем более что якутский острог развивался как бы параллельно с приходом православия в Восточную Сибирь. Ведь в любой крепости того времени была хотя бы маленькая церквушка. Так что всё органично. 
— Хотел всё-таки спросить, а когда именно появилась та самая, первая башня острога? Вы же наверняка изучали этот вопрос?
— К сожалению, каких-то полных данных по этому поводу не сохранилось. Но вопрос мы действительно изучали, и теперь уже можно сказать — башня Якутского острога была построена в 1685–1687 годах. Но Якутский острог постоянно перестраивался в соответствии с требованиями того или иного времени. Соответственно, перестраивалась и башня острога. Более того, эту башню дважды переносили с места на место. Но в 1911 году якутский губернатор Иван КРАФТ приказал реконструировать объект. И уже в реконструированном виде башня простояла до начала 80-х годов прошлого века. Конечно, к тому времени она была уже в печальном состоянии. И вот тогда ее подвергли еще одной масштабной реконструкции, причем большую работу в этом направлении проделал знаменитый исследователь русского деревянного зодчества Александр ОПОЛОВНИКОВ. Правда, в 2002 году башня сгорела и была восстановлена в сегодняшнем виде лишь некоторое время спустя. Но, повторюсь, стоит она не на том месте, где должна стоять исторически. Но слава Богу, что она в принципе есть. Тем более что мы предлагаем принципиально иной, не мешающий этому вариант — во-первых, вернуть всё на круги своя, а во-вторых, придать башне Тыгына новый функционал. И вот рядом с Троицким собором она будет восприниматься действительно очень органично. Тем более что там разбит сквер. А значит, горожане приобретут еще одно место отдыха. И, надеюсь, полюбят его. 

Это ещё и выгодно

— Вы сейчас занимаетесь поиском соинвестора для реализации этого проекта?
— Да, занимаемся. Нам проблематично в одиночестве реализовать этот весьма затратный проект. Так что мы ведем переговоры со многими потенциальными соинвесторами. 
— Интерес есть?
— Есть, конечно. Проект сам по себе не только интересный исторически, но и выгодный коммерчески. Так что мы постараемся его обязательно реализовать. И было бы идеально к 2017 году, как и предсказывал Платон Ойунский, всё-таки построить башню Тыгына. Даже в нашем городе туманов сверкающий монолит будет виден издалека. И пророчество Ойунского сбудется — в Якутске обязательно засверкает хрустальный дворец. В память о наших предках и ради достойной жизни наших потомков. 
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров