«Наш регион — Дальний Восток»,  № 01 (90), январь 2014
Главная тема

Главная тема 

Курилы — проблемы на фоне реформ

Сахалинская область — единственный в России островной регион, полностью изолированный водой от материковой части страны. А Курилы отрезаны еще и от Сахалина. Всё это создает неповторимый экономический и социальный фон. Но несмотря на все сложности, развитие островов уже давно приобрело поступательный характер. И это не просто слова, а реальные факты. Хотя и проблем тут более чем достаточно. Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает глава администрации муниципального образования «Курильский городской округ» Николай ГОЛЮК.

 Кардинальные перемены

— Николай Степанович, насколько известно, еще недавно Курилы вообще и ваш Курильский район в частности воспринимались в обществе как однозначно депрессивная территория. Сейчас что-то изменилось?
— Я бы сказал, всё меняется кардинально. Хотя я был избран главой администрации в октябре 2013 года и не могу судить о делах давно минувших дней, но факты говорят сами за себя. 
— Какие именно?
— Но для начала одна ремарка. Вот сейчас многие политики и журналисты негативно отзываются о различных федеральных целевых программах (ФЦП). Причем такие оценки зачастую справедливые, поскольку ряд ФЦП постоянно подвергается финансовым корректировкам. Грубо говоря — изначально в документ закладываются одни суммы, а затем, по разным причинам, их начинают секвестрировать. Или урезать, если быть точным. Что же касается ФЦП «Социально-экономическое развитие Курил до 2015 года», то эта программа выполняется безукоризненно. Я вам больше скажу, сейчас речь идет о новом варианте программы, на период 2016–2025 годы. Так что никаких претензий к региональным или федеральным властям у нас нет. Все свои обязательства перед курильчанами они выполняют. И это сказывается буквально на всех сторонах нашей жизни. 

Полёты наяву

— Давайте конкретно — одной из самых серьезных проблем Курил всегда была транспортная изоляция. Причем, что называется, изоляция двойная — от материка отрезан Сахалин, а Курилы — еще и от Сахалина. Но, по большому счету, человеку всё равно, где жить, хоть на острове, хоть на материке. Было бы устойчивое транспортное сообщение с центром России. Что у вас делается в этой связи?
— А это как раз ключевые моменты в курильской программе. Например, уже в 2014 году в нашем районе будет сдан в эксплуатацию современный аэропорт. Весь основной объем работ на этом объекте уже сделан — я имею в виду взлетно-посадочную полосу, коммуникации, здание аэровокзала и пожарной части и так далее. Сейчас мы ждем, когда сюда привезут и смонтируют навигационное оборудование. Так что всё идет по плану, в соответствии как раз с федеральной целевой программой. 
— А какая длина ВПП в вашем аэропорту?
— 2 тысячи 300 метров. Это позволит нам принимать самолеты типа АН-74 и классом ниже. То есть мы можем принимать и отправлять даже «боинги» средних классов. А это для нашего района серьезный транспортный прорыв. Ведь основным, скажем так, средством передвижения с Курил и на Курилы остаются именно самолеты. По крайней мере, если мы имеем в виду связь с материком. Тут авиация — наш главный «мост» на Большую землю. 

Порт — наше всё

— А как же морской порт?
— Да, это также один из ключевых моментов в ФЦП. И этот объект мы тоже планируем сдать в 2014 году. 
— Имеется в виду здание морского вокзала?
— И не только. Мы говорим обо всем портовом комплексе, включая морской вокзал, пирс, причальные сооружения и инфраструктурные объекты. В итоге получится следующее — с введением в эксплуатацию аэропорта и морского порта мы в значительной степени решаем проблему транспортной изоляции Курильского района. Он, собственно, никогда и не был полностью изолированным, ведь и морское, и воздушное сообщение здесь всё-таки функционировало даже в советские годы. Но эти объекты давно устарели и технически и технологически. Они уже не соответствовали требованиям времени. И вот сейчас ситуация стремительно меняется. Как вы правильно заметили, человеку, по большому счету, всё равно, где жить и работать. Главное, чтобы уровень жизни был высоким. И устойчивое транспортное сообщени, в этой связ, играет огромную роль. Наши люди не должны чувствовать себя оторванными от внешнего мира. Это, кстати, не бытовой, а социальный или, если хотите, психологический момент. Когда вы знаете, что можете в любой момент выехать в командировку или в отпуск, то решается масса проблем. Курилы — неотъемлемая часть России. Здесь живут точно такие же граждане нашей страны, как и в Москве, Санкт-Петербурге или Саратове. И устойчивое транспортное сообщение ликвидирует тот самый «психологический отрыв» от материка, о котором много раз говорилось на самых разных уровнях. 

Квартирный вопрос

— Если всё-таки вернуться к теме уровня жизни, то здесь большое значение имеет именно быт. Как тут не вспомнить Михаила БУЛГАКОВА, с его бессмертной фразой о «хороших людях» и «квартирном вопросе». Но общеизвестно, что и на Сахалине в целом, и на Курилах в частности имеется большой процент ветхого и аварийного жилья. Соответственно «квартирный вопрос» стоит довольно остро. Это так?
— Совершенно верно. Но и этот вопрос у нас также постепенно решается. Например, только в 2013 году мы сдали два 8-квартирных дома в поселке Рейдово. Еще два 10-квартирных дома в этом же населенном пункте — вопрос ближайшей перспективы. Таким образом, мы фактически ликвидируем напряженность среди тех, кто стоит в очереди на получение нового жилья в Рейдово. 
— То есть все, кто имеет на это право, жилье получат?
— Совершенно верно. Также идет соответствующая работа и в Курильске. Только в декабре мы сдали один 8-квартирный дом в райцентре. И этот процесс у нас развивается довольно активно. В Курильске регулярно сдается новое жилье. На это, кстати, выделяются серьезные средства. 

Серьёзные затраты

— Насколько серьезные?
— Например, согласно областной программе на строительство жилья в Курильске выделяется 208 миллионов рублей. При таких темпах уже в ближайшие годы у нас есть все шансы полностью ликвидировать жилищную проблему, по крайней мере, среди очередников. 
— Бытует мнение, что без привлечения инвесторов на рынок строительства жилья решать соответствующие вопросы довольно сложно. Вы с этим согласны?
— Что значит согласен? Мы сами решаем этот вопрос. К примеру, именно под инвесторов мы объявили аукцион на земельный участок площадью в 10 тысяч квадратных метров. Так что инвестиционная составляющая у нас не просто проявляется, это — реальность. На мой взгляд, муниципальные руководители просто обязаны вовлекать бизнес в инвестиционные процессы.

Исключение из правил

— Еще один немаловажный социальный момент — детские сады. В России их катастрофически не хватает. А как у вас обстоит дело?
— Мы, наверное, редкое исключение из правил, но очереди в детские сады у нас вообще нет.
— Да, это действительно редкость. В большинстве районов Дальнего Востока, да и в России в целом, проблема с детсадами — одна из самых острых. 
— Ну а у нас все родители имеют возможность водить своих ребятишек в детсад. Другое дело, что тут тоже нужно смотреть на перспективу. Поэтому сейчас у нас идет разработка проектно-сметной документации нового детсада на 110 мест в Курильске. Думаю, что этот проект будет реализован. 
— А как обстоит дело со школами?
— Тут у нас тоже особых проблем нет. Все школьные здания соответствуют необходимым требованиям и нормативам. Другое дело, что мы опять же и здесь рассматриваем ситуацию на перспективу. Причем на отдаленную. В частности, речь идет о строительстве в 2021 году новой школы (на 250 мест) в райцентре Курильске. 

Топливный баланс

— Одной из серьезных проблем как северных, так и островных территорий России является доставка и хранение топлива. Далеко не во всех районах есть склады, которые бы соответствовали современным нормам. Вас эта беда касается?
— Уже нет. В 2013 году у нас шло строительство и реконструкция систем топливообеспечения. Имеется в виду и склад горюче-смазочных материалов (на 8 тысяч кубометров топлива), и заправочная станция, и инфраструктурные объекты. 
— Так что теперь вы сможете хранить серьезные объемы топлива?
— Да, это большое подспорье для всех жителей Курильского района. 

Комплексный подход

— В последние годы первые лица государства не раз говорили: культура и спорт должны стать фундаментальной основой в государственной стратегии России. Что-нибудь в этой связи в вашем районе делается?
— Разумеется! Но тут мы стараемся внедрять комплексный подход к развитию и культуры, и спорта. 
— Что вы имеете в виду?
— Вот смотрите, у нас идет строительство Дома культуры, который, по сути, является именно культурно-спортивным комплексом. Ведь помимо актового зала и помещений для занятий творчеством в нем предусмотрены и спортзал, и даже бассейн. А еще в ДК будут размещаться музей и библиотека. 
— Фигурально выражаясь, одним выстрелом вы убиваете двух зайцев?
— Совершенно верно, под одной крышей мы станем развивать как культуру, так и спорт. 

Проблемные факторы

— Послушать вас, так в районе никаких проблем нет. 
— Почему же нет? Проблем-то как раз хватает.
— Каких именно?
— В первую очередь я хотел бы отметить отток населения на материк. К сожалению, этот процесс продолжается, несмотря на все усилия федеральной, региональной и муниципальной власти. Например, за период: январь — сентябрь 2013 года из Курильского района на материк уехало 323 человека. При общей численности в 6 тысяч 600 человек, это, как вы понимаете, очень много. Хотя, с учетом роста рождаемости, картина выглядит не столь печально. Даже демографический подъем у нас наблюдается, и довольно серьезный. 

Почему они уезжают

— А почему уезжают люди?
— В первую очередь любой человек ищет, где жить дешевле и проще. И как бы мы ни развивали транспортную инфраструктуру, но пока не изменится ценовая политика на Дальнем Востоке, вряд ли можно ожидать каких-то сказочных перспектив. 
— Ну, например, сколько стоит добраться на самолете от Курильска до Москвы?
— С учетом пересадки порядка 30 тысяч рублей. И это лишь в одну сторону, как вы понимаете. Всего же полет на самолете обходится курильчанину приблизительно в 60 тысяч рублей. Естественно, вряд ли для среднестатистического человека такие цены приемлемы. 
— Да, немало. 
— Но ведь чтобы улететь в Москву, человеку нужно вначале добраться до аэропорта в Южно-Сахалинске. При этом билет на теплоход «Игорь ФАРХУТДИНОВ», опять же в одну сторону, из Курильска в Корсаков стоит около 6 тысяч рублей. С учетом обратной дороги — вот вам еще 12 тысяч к тем 60, о которых я уже говорил. Ну а если приплюсовать сюда дополнительные расходы, которые неизбежно возникают в дороге, то путь в столицу и обратно обходится человеку в 75 тысяч рублей, или в 2,5 тысячи долларов. Думаю, на западе страны о таких расходах на передвижение даже не слышали. 

Кадровый голод

— Но чтобы платить такие деньги, человек должен зарабатывать приличные средства. То есть, быть специалистом высокого уровня. У вас есть кадровые проблемы?
— Они не просто есть, это одна из самых болезненных проблем. Многие специалисты высокого уровня (я имею в виду, в первую очередь, квалифицированных рабочих) уже давно уехали на материк и отлично там устроились. У нас их остается всё меньше и меньше. И кадровый голод проявляется везде, от производственных предприятий до аппарата администрации района. 
— Даже так?
— Да, даже так. Даже в администрации не хватает квалифицированных специалистов. Та же история в органах образования, здравоохранения и прочих социальных структурах. Выход тут может быть только один — платить на Курилах людям необходимо в несколько раз больше, нежели в Москве и центральных регионах России. Вот тогда проблема решится сама собой. 
— Еще одна проблема, которая, наверняка, также является для вас серьезной. Я имею в виду содержание муниципальных дорог, которые в России традиционно финансируются по остаточному принципу. А как у вас?
— Да так же, как везде. Содержанием у нас занимается ЗАО «Гидрострой», выигравшее это право на аукционе. Ну и, конечно, денег на эти цели не хватает. Тем более, мы же не в Рязани живем и не в Твери, а на Курилах. Зимы у нас снежные. Соответственно, объем дорожных работ постоянно увеличивается. Но вот финансирование остается на весьма скромном уровне. 
— Вы пытались решать эту проблему?
— Решить ее на местном уровне мало реально, даже с учетом особого статуса Курил. Тут необходимы налоговые реформы. 

О налогах

— Да, многие главы дальневосточных районов говорят, что для нормализации ситуации в нашем регионе требуется менять систему межбюджетных отношений. По принципу — большая часть налогов должна оставаться на территории муниципальных образований. Вы согласны с такой постановкой вопроса?
— В принципе, да. На мой взгляд, большая часть налогов должна оставаться на тех территориях, где реально живут и работают налогоплательщики. Потому что только частью НДФЛ обойтись чрезвычайно трудно. Но в то же время здесь уже видны позитивные сдвиги. 
— Какие именно?
— Например, с января 2014 года в пользу районов пересматривается система транспортного налога. Это для нас большой позитивный сдвиг. Происходят серьезные и опять-таки позитивные изменения с акцизами на нефтепродукты, с налогом на аренду земель, с земельным налогом при праве государственной собственности. Позитив есть! Но необходимы более четкие, системные шаги по изменению межбюджетных отношений. Тогда мы сможем более эффективно работать с теми средствами, которые остаются в бюджетах районов. Ведь всё это — социальные расходы. А коль скоро социальный сектор на Курилах будет развиваться динамично и поступательно, многие проблемы решатся сами собой. В том числе и отток населения. Если у человека уровень жизни достаточно высок — никуда он отсюда не уедет. Ведь от добра, как известно, добра не ищут. 
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров