«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10 (98), октябрь 2014
Главная тема

Главная тема 

«Содержание магистралей — не дело малого бизнеса»

Работать на обслуживании магистральных автодорог должны именно крупные производственные компании, обладающие мощным отраслевым потенциалом. И опытными специалистами, естественно. В противном случае о хороших трассах можно будет только мечтать. Именно такую позицию обозначил директор камчатского МУП «Спецдорремстрой» Сергей МЕЧЕТИН.

Согласен с коллегами

— Сергей Иванович, в прошлом номере нашей газеты были опубликованы интервью с начальником управления автомобильных дорог Хабаровского края Захаром ГРУЗНОВЫМ и генеральным директором якутской компании «Вилюйавтодор» Сергеем НИКИФОРОВЫМ. И наши собеседники, не сговариваясь, высказали единое мнение — порядка с обслуживанием крупных автотрасс не будет до тех пор, пока на этот рынок допускаются небольшие дорожные организации. Поскольку они просто не в состоянии качественно выполнять свои обязательства. Что вы думаете по этому поводу?

— Полностью согласен со своими коллегами. Скажу больше — если бы содержанием магистральных дорог, в том же Петропавловске-Камчатском, занимались такие вот мелкие организации, у нас бы от асфальта в городе уже ничего не осталось.

Понимаете в чём дело, обслуживание автотрасс — процесс довольно затратный. Например, один специализированный пылесос для работы на дорогах стоит от 5 миллионов рублей и выше. Но заниматься качественным дорожным содержанием без такого оборудования нельзя. Ну и какой малый бизнес может позволить себе купить этот пылесос? Да никакой. Не по карману это малому бизнесу. А у нас таких пылесосов — шесть.

Или взять в качестве примера пескоразбрасыватель. Тоже не дешёвая машина, и вряд ли индивидуальный предприниматель или мелкая фирмочка в состоянии её приобрести. У нас же они, эти современные пескоразбрасыватели — неотъемлемая часть парка. Я могу ещё долго перечислять то оборудование, которое требуется для качественного дорожного обслуживания. Но лично для меня и многих моих коллег бесспорно одно — на содержании магистралей должны работать именно крупные производственные компании, обладающие мощным отраслевым потенциалом.

— А как же интересы малого бизнеса?

— Знаете, по моему мнению, от заигрывания с малым бизнесом в дорожной отрасли толку не будет. Тут всё просто — для чего работают дорожные компании? Ведь не просто ради того, чтобы у кого-то появился новый объект. Нет, цель сугубо понятная — чтобы по нашим автотрассам было удобно ездить, чтобы дороги у нас были хорошие, чтобы магистрали не приходилось ремонтировать раз за разом, с интервалом в год. Ну согласитесь, я же прав? Соответственно, требования к подрядчику тоже должны быть понятными, из разряда — а ты сможешь со своей техникой, со своими специалистами и со своим опытом достойно обслуживать магистраль? Участвуй в торгах и выигрывай! Нет? Занимайся другим делом. К примеру, благоустройством придомовых территорий. Вот оно — адекватное использование возможностей малого бизнеса.

 

С лопатой в ковше

— Вам приходилось сталкиваться с небольшими организациями, которые выходят на содержание дорог?

— Сейчас в Петропавловске-Камчатском, а наша компания работает только в краевой столице, обслуживанием магистралей небольшие организации не занимаются. И это хорошо. А вот несколько лет назад доходило до смешного. Помню, такая мелкая фирма выиграла конкурс на содержание участка дороги в одном из наших микрорайонов. Был у этого, с позволения сказать, предприятия из техники один старый погрузчик. Так я лично наблюдал замечательную картину — едет этот погрузчик по улице, а в ковше сидят два гастарбайтера и песок на дорогу лопатами сбрасывают. Ну и о каком качестве дорожного обслуживания тут может идти речь? Тем более что на конкурсах такие фирмы пытаются получать объекты, используя стандартные подходы, то есть «роняя» цены ниже нижнего предела. Сами понимаете, как они потом обслуживают дороги за эти копейки.

Есть тут и ещё одна проблема. При ремонте автотрасс заказчики нередко выдвигают подрядчикам дополнительные условия, связанные с гарантийными обязательствами. А точнее, с гарантийным ремонтом. Мол, если вы работаете качественно, то гарантийный ремонт не понадобится, а если халтурите — то вам придется через некоторое время свои недоделки самим же и устранять.

Ну а теперь представим — мы отремонтировали дорогу и сделали это, действительно, хорошо. А потом конкурс на содержание выиграет мелкая фирма с одним погрузчиком и за год просто угробит этот участок пути. Это сделать довольно легко, если обслуживание будет вестись только на бумаге. Но при этом мы же будем обязаны сделать тот самый гарантийный ремонт. Так что вот вам еще один довод в пользу того, что содержанием должны заниматься лишь крупные игроки рынка.

Проблема с обеспечением

— Ещё одна проблема, которую регулярно озвучивают ваши коллеги, касается сроков содержания региональных и муниципальных дорог. Как они говорят, один год — это крайне незначительный временной промежуток для дорожного обслуживания. И его нужно увеличивать, минимум, до пяти с половиной лет, как это предусмотрено на федеральных автотрассах. Вы с этим согласны?

— В принципе — да, я разделяю эту точку зрения. Более того, даже пять с половиной лет это не совсем приемлемый срок. В некоторых европейских странах такие временные периоды вообще исчисляются десятилетиями. При таком подходе любая серьезная компания может системно планировать свою производственную стратегию, в том числе и на каждом конкретном объекте. И это, разумеется, позитивным образом сказывается на качестве содержания.

Но при сегодняшних схемах распределения государственного заказа, в рамках ФЗ-44, увеличение сроков на содержание принесет дополнительные проблемы. Я имею в виду финансовое обеспечение контрактов. Допустим, на год общая сумма составляет один миллиард рублей. Предположим, что в качестве обеспечения я должен внести 10 процентов от этого показателя, то есть 100 миллионов. Это, конечно, накладно, но как-то можно выкрутиться. А что будет, если сроки увеличат до пяти с половиной лет? Нетрудно догадаться, что и цена вопроса вырастет ровно в пять с половиной раз. А отдать в качестве обеспечения полмиллиарда это уже крайне сложно для любого, даже крупного, предприятия. Мы даже кредит взять не сможем, поскольку ни один банк, в качестве гарантии, контракт не примет.

— И какой выход из ситуации?

— Необходимо менять обеспечительные схемы. То есть, если даже сроки контрактов на содержание всех дорог будут увеличены до пяти с половиной лет, то целесообразно брать обеспечение на год. А впоследствии, в течение остального времени, дать возможность дорожникам вносить средства с учётом коэффициентов и дефляторов.

Всё реально

— Сергей Иванович, общеизвестно, что МУП «Спецдорремстрой» — одна из крупнейших отраслевых компаний территории. Ваш парк техники и оборудования является одним из самых современных на Дальнем Востоке. Это позволяет вам выполнять весь комплекс отраслевых работ в Петропавловске-Камчатском. Я имею в виду и дорожное строительство, и ремонт дорог, и содержание магистралей, и благоустройство, и даже озеленение. Сколько средств вы планируете освоить в текущем году? И вообще, на каких объектах вы сейчас работаете?

— Начну с денег. До конца года мы должны освоить свыше 1 миллиарда 100 миллионов рублей. И этот план мы, думаю, выполним. По крайней мере, все работы у нас ведутся строго по графику.

Теперь — о другом отраслевом направлении. Мы ведём строительство дорог на следующих объектах в Петропавловске-Камчатском: ул. Вулканная — ул. Чубарова (1 километр 700 метров), ул. Ломоносова — ул. Кавказская (почти 2 километра), ул. Дальневосточная (700 метров). И речь идёт, действительно, о современных, 4-полосных магистралях. Производили мы и ремонты, в частности, на ул. Кавказской, на ул. 50-летия Октября, в пер. Орбитальный и на других объектах. Также мы активно благоустраиваем наши площади, скверы и парки. Кроме этого, мы продолжаем содержать магистральные дороги краевой столицы, а это, в общей сложности, 187 километров. Ну а ещё, наша компания ведет работу по озеленению города. В частности, внедрила технологию гидропосева, при которой трава на газонах вырастает буквально за 20 дней.

— За 20 дней? На Камчатке?

— Совершенно верно! Причем, закупленные нами специализированные машины позволяют всего двум людям, водителю и оператору, за одну смену засеять 3 тысячи квадратных метров площади. При современных технологиях ничего нереального нет, все возможно. Главное, чтобы занимались этим не фирмы-однодневки, а крупные, проверенные компании. Тогда всё получится.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров