Чукотский автономный округ относится к районам Крайнего Севера. На огромной территории округа площадью 721 481 км2 могут легко разместиться два больших многомиллионных государства — таких, к примеру, как Норвегия (385 207 км2) и Финляндия (338 400 км2). Правда, на Чукотке сейчас проживает людей меньше, чем в Гренландии. Но в то же время люди здесь не только живут, но и работают. Более того, на Чукотке реализуются крупные золотопромышленные проекты, дающие экономике России миллиарды рублей в виде налогов. В частности, здесь успешно работает артель старателей «Сияние», чей вклад и в производственный, и в социальный секторы, без преувеличения, очень большой.
Но для начала — небольшой экскурс в историю. Золото на Чукотке начали добывать с конца 1950-х годов, когда были открыты богатые месторождения драгметалла, и для их освоения построили крупные горно-обогатительные комбинаты — Билибинский, Полярнинский, Комсомольский, Ленинградский. Пик добычи в этом регионе пришёлся на 1974 год, когда здесь было произведено более 36 тонн россыпного золота. Далее уровень добычи постепенно снижался, и в 1980-е на Чукотке добывали около 20 тонн россыпного золота в год, а в 1990-х произошло резкое падение объёмов золотодобычи — до 5 тонн драгметалла. Именно в это время прекратили своё существование пять горно-обогатительных комбинатов, закончилась государственная поддержка золотодобычи и началась эра рыночной экономики.
Экономический кризис 1990-х годов практически уничтожил горную промышленность Чукотки. Закрылись крупные ГОКи, горняцкие посёлки были ликвидированы, люди массово покидали чукотскую землю. За несколько реформаторских лет население Чукотки уменьшилось в разы. Если точнее, то в 1989 году на территории округа проживали более 150 тысяч человек, а в 2019 году — менее 50 тысяч человек.
Пожалуй, это был для Чукотки самый болезненный и печальный результат гайдаровских реформ. Северяне до сих пор не могут простить правительству массового исхода населения с Севера. При этом существует много мнений по поводу развития северных территорий. Кто-то уверен, что их надо осваивать вахтовым методом, а жить в других, более комфортных местах. Но люди на Чукотке остались. Остались сильные духом и неисправимые романтики, уверенные в том, что на этих территориях нужно жить. И жить достойно.
Среди тех, кто остался «охранять» эту территорию, был и Шамиль ГАДЖИЕВ. Конечно, и у него были все возможности уехать в края, где жить гораздо проще. Но есть люди, для которых интересы ставшей родной земли гораздо важнее собственного комфорта. Шамиль Гаджиев принял решение не просто остаться на Чукотке, но и создать здесь своё золотодобывающее предприятие. В 2008 году он зарегистрировал артель «Сияние», оформил лицензию и стал учиться добывать золото.
Про то время, когда все пытались зарабатывать деньги в новых рыночных условиях, сейчас никто не любит вспоминать. Время было трудное, но были силы и уверенность в том, что всё получится.
Первое золото предприятие получило в 2007 году.
Но уже в 2012 году артель «Сияние» за промывочный сезон добыла 181 килограмм золота, а это уже очень серьёзный результат. В 2013 году артель удвоила добычу и намыла 348,5 килограмма, в 2014 году — 352 килограмма, в 2015 году — 419 килограммов, в 2016 году — 420 килограммов, в 2017-м — 472 килограмма.
В 2018 году артель «Сияние» выдала уже 518 килограммов благородного металла и обеспечила 20% от общей добычи россыпного золота в регионе.
Здесь необходимо пояснить, что к 2018 году структура золотодобычи на Чукотке изменилась кардинально и из общего объёма добытого драгметалла — 24,13 тонны — россыпного золота на территории округа было добыто всего 2,58 тонны. Остальное золото в регионе сейчас извлекается из коренных месторождений.
В 2019 году артель «Сияние» планировала добыть 600 килограммов благородного металла, но такого результата добиться не удалось. Впрочем, всё впереди, в этом сомневаться не приходится. Северяне — народ очень упрямый.
Трудно ли добывать золото на Чукотке? Конечно! Для того чтобы работа в промсезон была бесперебойной, к ней необходимо основательно подготовиться. Причём с учётом чукотской поправки на «арктический коэффициент» все базовые затраты можно смело умножать на два. Почему?
Первая чукотская поправка — отсутствие хороших дорог и огромные расстояния. Из чего состоит подготовка к промывочному сезону на Чукотке? Прежде всего, из доставки всего необходимого. Нужно завезти на участки не менее 3000 тонн топлива, продукты питания, новую технику и запасные части для неё. А в апреле уже начинается заезд на участки первой смены вахтовиков, которая в основном состоит из бульдозеристов. Они два месяца будут готовить полигоны к промывке песков.
— Перевозка грузов и людей по Чукотке — дело непростое, — рассказывает Игорь Анатольевич ШУГАР, заместитель директора по безопасности. — Например, в мае или июне начинаются весенние паводки, и дороги перекрываются на две-три недели. В это время никто никуда не едет. Если повезёт и установится хорошая погода, то период с июля по сентябрь можно использовать для перевозок. Если не успели выполнить всё намеченное или, скажем, погода подвела, то нужно ждать зимы, когда замёрзнут реки. В ноябре-декабре по Чукотке тоже стараются не передвигаться — заметает все дороги. И только после Нового года, в феврале, марте и апреле, завозим основные грузы.
Ещё более сложное дело — доставить груз на Чукотку. Об этом нам также рассказал Игорь Анатольевич Шугар:
— Чтобы доставить автомобиль, его можно отправить самоходом по зимнику, предварительно загрузив сопутствующими материалами. При этом всю логистику пути необходимо очень хорошо распланировать, так как по зимникам, как я уже говорил, передвигаться лучше всего с февраля по апрель. Но если нужно привезти крупнотоннажную технику, например экскаватор или бульдозер, то дешевле всего такие грузы доставлять морем.
Добавим от себя: на территории Чукотского АО действуют пять федеральных портов Северного морского пути: Анадырь, Певек, Провидения, Беринговский, Эгвекинот.
Певек расположен в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря и является самым северным морским портом России. Навигация здесь открывается 15 июля, но всё зависит от природы — у неё свои законы. Так, в этом году первому судну из Архангельска — сухогрузу Polar King — из-за сложной ледовой обстановки удалось пришвартоваться в Певеке только 25 июля.
Так как артель базируется в центре Чукотки, в Билибинском районе, то удобнее и безопаснее доставлять основные грузы именно из Певека.
Игорь Анатольевич Шугар объясняет, что подъёмно-транспортное оборудование, погрузчики и другое оборудование артель завозит из западных регионов России по Северному морскому пути через Архангельск, а крупнотоннажную технику — экскаваторы и бульдозеры — по морю из Владивостока.
Риски, связанные с доставкой грузов морем, тоже никто не отменял. В этом году артель «Сияние» купила экскаватор во Владивостоке и отправила его по морю до Певека, но сухогруз попал в шторм, и техника стоимостью 11 миллионов рублей пошла ко дну.
Но даже после того, как груз благополучно доставлен и разгружен, его нужно довезти до места назначения, в Билибинский район, а это 650 километров грунтовой дороги, которую постоянно перемывает то в одном, то в другом месте. Поэтому грузы приходится везти, что называется, урывками. Но когда разлива рек нет, то можно управиться за пару недель.
Когда все грузы доставлены, на участки завезены топливо и оборудование, полигоны подготовлены к работе, можно приступать к промывке песков.
Вот здесь необходимо учитывать вторую чукотскую поправку — очень короткий промывочный сезон, который длится не более ста дней. Начинается он в лучшем случае в конце мая или начале июня и длится до первой недели сентября. После этого наступают устойчивые заморозки. Короткий промывочный сезон означает только одно — каждую минуту быстротечного полярного лета нужно использовать максимально эффективно.
Учитывая все чукотские поправки на «арктическую» специфику, добычу золота артель «Сияние» ведёт одновременно на трёх участках, расположенных на территории Билибинского района. В других районах округа артель принципиально не покупает лицензии, поскольку одновременная добыча золота в разных районах Чукотки осложняет управление процессом, а переброска людей и тяжёлой техники на огромные расстояния при полном бездорожье многократно повышает себестоимость добытого грамма золота и сводит любую прибыль практически к нулю.
Поэтому все участки артели «Сияние» расположены по чукотским меркам недалеко друг от друга. Самый дальний находится в 150 километрах от Билибино, в старом горняцком поселке Стародухино. До второго участка добычи, расположенного в пределах Алискеровского золотоносного узла, нужно преодолеть 80 километров. Ближе всего, в 17—20 километрах от Билибино, находится участок на правом притоке реки Кепервеем.
В период промсезона на всех трёх участках работа организована круглосуточно, промывка песков ведётся при помощи 12 промприборов, а на полигонах задействованы в общей сложности около 120 человек.
Из местного населения в артели работают около 20 человек, а большая часть работников приезжает с материка — из Белоруссии, Украины, Киргизии, Белгородской области. При этом основной костяк предприятия сформировался уже давно, люди работают в артели по много лет. А это значит, что живёт артель по давно сформированным старательским принципам: кто хорошо работал — хорошо и заработал.
Базируется артель «Сияние» в городе Билибино, в котором на 1 января 2019 года проживали 5319 человек. Рядом с городом расположена Билибинская АЭС, являющаяся филиалом концерна «Росэнергоатом», из-за чего раньше Билибино называли городом атомщиков. Но с 2019 года АЭС выводят из эксплуатации и строят новый энергоцентр, который к 2021 году должен полностью заместить потребности района в электроэнергии.
В советское время в городе также базировался крупнейший в России Билибинский горно-обогатительный комбинат, который закрылся в 1990-е годы. Сейчас горную отрасль в районе представляют две старательские артели — «Луч» и «Сияние» — и рудник Каральвеем, который разрабатывает одноимённое месторождение золота в 20 километрах от города.
По сути, предприятия горной отрасли взяли на себя роль градообразующих, несмотря на то, что местных жителей там работает совсем немного. Компании являются меценатами и спонсорами всех проводимых в районе культурных мероприятий. Особая роль у артели «Сияние» — она берётся за любую работу, на которую районные власти не могут найти подрядчиков: дороги строит, дома ремонтирует, топливо завозит.
Как рассказал глава Билибинского района Евгений САФОНОВ, артель «Сияние» обслуживает круглогодичную дорогу до села Кепервеем, автозимник Билибино — село Омолон протяжённостью 400 километров. В этом году артель построила две взлётно-посадочные полосы — в сёлах Илирней и Островное, а в 2018-м обслуживала зимник Билибино — Илирней протяжённостью 128 километров. Большой объём работ предприятие выполняет в городе Билибино — недавно артель выиграла конкурс на ремонт здания администрации, а в настоящее время осуществляет снос трёхподъездного пятиэтажного дома. Для проведения всех перечисленных работ у артели имеется необходимая строительная техника: грейдеры, экскаваторы, катки, самосвалы.
Кроме того, в текущем году «Сияние» работает на строительстве нового энергоцентра в Билибино, который в качестве генерального подрядчика строит «Чукотская торговая компания». Артель будет отсыпать площадки под строительство данного объекта.
Несмотря на то что эти проекты не приносят серьёзную прибыль, а зачастую бывают заведомо убыточными, руководство артели не отказывается от работы, имеющей важное значение для живущих здесь людей. Вот что говорит про артель «Сияние» глава Билибинского района Евгений Зиновьевич Сафонов: «Работники артели — местные, у них семьи здесь живут, дети в школу ходят. Вот они и вкладываются в родной район».
К своему городу у Шамиля Гаджиева, руководителя артели «Сияние», отношение очень бережное.
Как-то в интервью нашей газете он сказал с горечью: «Сами понимаете, какой проблемой является отток населения с российского Севера. Особенно обидно, когда уезжает молодёжь. А почему она уезжает? Да в первую очередь потому, что молодым нужна нормальная социальная инфраструктура: дороги, детские сады, спортивные и культурные объекты. Если у людей будет возможность жить на этой территории достойно, никто отсюда не уедет».
Наверное, этот посыл и является движущей силой, которая заставляет Шамиля Гаджиева брать невыгодные подряды, улучшающие городскую среду, вкладывать деньги в строительство спортивных комплексов, спонсировать культурные мероприятия и делать ещё много полезного для горожан, чтобы они сказали: «Мы хотим здесь жить».
В прошлом году две артели, «Сияние» и «Луч», решили совместно преподнести подарок своему городу — построить ледовый дворец «Луч». Строительство ледового катка в Билибино началось в сентябре 2018 года. Общая площадь сооружения составила 2364 м2. Параметры ледовой площадки — 56 метров в длину и 26 метров в ширину. На катке есть тёплые раздевалки, трибуны с посадочными местами на 300 человек.
Объект расположен в центральной части города, недалеко от школы. Предполагается, что зимой там будут проводиться тренировки, хоккейные турниры, массовые катания на коньках, а летом — игры в мини-футбол.
Итоговая стоимость ледового сооружения составила свыше 55 миллионов рублей, из которых более 40 миллионов рублей было инвестировано в строительство старательскими артелями «Луч» и «Сияние».
8 ноября 2019 года в Билибино открылся первый крытый ледовый каток. В честь этого события на новой ледовой арене прошёл турнир по хоккею «Северная шайба», в котором приняли участие четыре команды: хоккейный клуб «Луч» города Билибино, «Угольные Копи» Анадырского района, «Динамо» из Анадыря и окружная юниорская сборная. Спонсоры проекта, артели «Сияние» и «Луч», надеются, что под крышей ледового дворца будет воспитан не один десяток спортсменов.
И тогда жить на чукотской земле станет хоть немного легче.
Алексей ПЕШКОВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >