«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09 (128), сентябрь 2017
Главная тема

Главная тема 

«Объёмы добычи угля мы увеличим минимум на миллион тонн»

Сахалин — единственный островной регион России. И это накладывает своеобразный отпечаток на всю экономику территории. Речь идёт, в первую очередь, о сложной логистике, которая отражается буквально на всех производственных направлениях, ведь практически все стройматериалы, всё оборудование, вся техника завозится сюда с материка. Плюс ко всему местная железная дорога, а точнее узкоколейка, была построена ещё, что называется, при японцах. И в наше время она только перестраивается на общефедеральную колею. Впрочем, несмотря на все проблемы, компании, работающие в сфере недропользования, развиваются весьма динамично. За счёт чего? Об этом мы и поговорили с генеральным директором ООО «Горняк-1» Алексеем ЦМОКАНИЧЕМ.

Наращиваем объёмы

— Алексей Николаевич, как известно, ваша компания работает на двух участках — «Хандасинско-Семиреченском» на Севере острова, в Смирныховском районе, и «Ивановском», расположенном на юге Сахалинской области. Какой из этих промышленных активов для вас наиболее важен?

Генеральный директор ООО «Горняк-1» Алексей ЦМОКАНИЧ:

— Основной проблемой добывающих компаний на Сахалине, на мой взгляд, является сложная логистика, связанная с железной дорогой. Точнее, с узкоколейкой. К сожалению, локомотивный парк в нашем регионе сильно изношен. Поэтому как бы мы ни наращивали свои промышленные обороты, сколько бы угля ни добывали, всегда есть одна «головная боль» — объёмы перевозок остаются низкими. И мы надеемся, что процесс перевода сахалинской железной дороги на федеральную колею станет более динамичным. Это позволит развиваться всем добывающим компаниям.
— Ну, так вопрос не стоит. Для нас важны все активы. И действующие, и перспективные, ведь мы владеем в общей сложности семью лицензиями на добычу полезных ископаемых. Другое дело, что мы в принципе довольно сбалансированно распределяем технические, технологические и финансовые ресурсы, с учётом имеющихся приоритетов. Например, сейчас мы здорово «подпитали» оборудованием участок «Хандасинско-Семиреченский». Это и позволяет нам наращивать объёмы добычи.
— И какие это объёмы?
— Если по итогам прошлого года мы добыли полтора миллиона тонн угля, то в году текущем планируем добыть не менее двух с половиной миллионов тонн. 
— Это — предел ваших возможностей?
— Нет, конечно. Далеко не предел. И на действующих участках, и на перспективных месторождениях мы можем добывать гораздо больше угля. Тем более что даже сейчас наша сырьевая база превышает 
50 миллионов тонн. А ведь мы и в дальнейшем будем приобретать новые лицензии, это неотъемлемая часть работы любого недропользователя.
Но бизнес есть бизнес, тут всё зависит от потребностей рынка. Плюс ко всему у нас довольно сложная логистика, связанная с пропускными возможностями сахалинской железной дороги. Но, в любом случае, нам есть куда двигаться в плане увеличения объёмов. И мы будем их наращивать. Это у нас — процесс постоянный. 
— Какой уголь вы добываете?
— На участке «Хандасинско-Семиреченский» мы ведём добычу каменного угля, а на «Ивановском» — бурого.
— Какой способ добычи?
— Уголь мы добываем только открытым способом. Участков с шахтным методом добычи у нас нет. 
— Почему?
— Это чрезвычайно затратное направление. Особенно на Сахалине. Хотя в отдалённой перспективе — всё возможно. Наша компания весьма динамична в своём развитии. И мы не исключаем, что со временем станем реализовывать и те проекты, которые сейчас нам не интересны. Это нормальная история для бизнеса. 

Серьёзные ресурсы 

— Насколько известно, не так давно вы закупили новую технику. Это так?

— Не просто закупили, а почти полностью обновили парк тяжёлой техники. И на весьма серьёзную сумму.
— И каков этот парк теперь?
— Для участка «Хандасинско-Семиреченский» мы приобрели 82 единицы тяжёлой техники. Это и бульдозеры, и экскаваторы, и погрузчики, и самосвалы, в том числе и сочленённые. Словом, там теперь есть всё, что необходимо для динамичной работы. Всё без исключения. И ещё 25 единиц тяжёлой техники мы купили для участка «Ивановский». Там теперь есть примерно тот же «технический задел», что и на участке «Хандасинско-Семиреченский». 
— А почему здесь всего 25 единиц?
— Дело в том, что этот участок изначально был укомплектован современной техникой. Так что её мы, как говорится, докупали. Впрочем, приобретение оборудования — процесс постоянный. Жизнь не стоит на месте. И технический прогресс — это требование времени. 
— Сколько средств вы вложили в приобретение техники?
— Только последние три года в модернизацию нами было вложено порядка миллиарда рублей. Помимо этого мы ведём ещё и строительные работы на участках. 
— Какие именно?
— Я имею в виду строительство в вахтовом посёлке на севере Сахалина. Столовая, общежития, баня и так далее. Мы считаем, что люди должны работать в цивилизованных условиях. Это также является политикой нашей группы компаний «Горняк-1». 

Дорого, но надёжно

— Техника у вас импортная?

— В подавляющем большинстве — да, импортная. Это, в первую очередь, техника от таких ведущих мировых производителей, как Caterpillar, Comatcu и Hitachi.
— Но ведь это подразумевает и более чем серьёзные затраты?
— Конечно, импортная техника — удовольствие дорогое. Но, как говорится, оно того стоит. Это чрезвычайно надёжные специализированные машины, с отличной производительностью и превосходной проходимостью. Для Сахалина, с его весьма непростыми природно-климатическими условиями, всё это крайне актуально. Да и срок службы нас также устраивает. Плюс ко всему мы работаем непосредственно с дилерами названных компаний. Соответственно, с сервисом у нас также проблем не бывает.
— Сервисные инженеры приезжают непосредственно на участки?
— Да, это ещё одно серьёзное преимущество. Так что, если подытожить сказанное, могу утверждать — современной техникой мы обеспечены полностью. 

О потребителях

— Кто является вашими основными потребителями?

— Мы работаем и на экспорт, и на внутренний рынок. 
— С экспортом всё понятно. Если же говорить о внутреннем рынке, то имеется в виду Сахалинская область?
— Не только, хотя на Сахалине, как я уже и говорил в интервью вашей газете, наш уголь используется в коммунальной сфере нескольких районов, в частности Невельского, Смирныховского, Поронайского, Макаровского, Корсаковского и Холмского. А ещё часть угля мы отгружаем в Южно-Сахалинск. 
— В прошлый раз мы говорили о том, что муниципальные структуры являются вашими должниками. Что-то тут изменилось?
— Во-первых, нашими должниками являются не все муниципалитеты. Но проблема, в любом случае, остаётся. Хотя сейчас я об этом говорить не хотел бы. Мы пытаемся менять ситуацию. 
— Вы сказали, что поставляете уголь не только на Сахалин. А куда ещё?
— Если говорить о российском рынке, то уголь мы отгружаем ещё и на Курилы, а также на Камчатку. Так что сфера интересов у нас довольно обширная. И количество потребителей увеличивается. Мы стараемся регулярно пополнять портфель заказов. 

Это — холдинг

— Помогает ли в вашей отраслевой деятельности наличие собственного порта?

— Вне всякого сомнения. Наша компания является холдингом, в который входит и АО «Невельский морской торговый порт». Это создаёт возможности для полностью цикличной работы — от добычи угля до его перевалки и транспортировки. 
— Что можно сказать о развитии порта?
— Знаете, мы с вами об этом говорили не раз, поэтому не думаю, что стоит повторяться. Порт постоянно модернизируется, он работает в соответствии с требованиями российского законодательства. Так что тут мы также нацелены на серьёзное развитие.
— Флот у вас также свой?
— И флот свой, и профильное оборудование. Мы даже обладаем собственным парком железнодорожных вагонов. 

Перспективные направления

— Хорошо, давайте поговорим о перспективном развитии. Это правда, что у вас есть своя геологоразведочная служба?

— Правда, и это направление мы считаем одним из ключевых в своей деятельности. Для того чтобы добывающая компания постоянно двигалась вперед, я имею в виду в первую очередь повышение отраслевого потенциала, необходимо постоянно приращивать запасы. Это опять-таки специфика любого горного предприятия. Поэтому мы и создали собственную геологоразведочную службу. В неё входят геологи, маркшейдеры и другие специалисты. Плюс к этому мы привлекаем ещё и подрядные организации. 
— С чем это связано?
— Опять-таки всё связано с нашей спецификой. Например, месторождение Хандасинско-Семиреченское является довольно сложным. Не стану вдаваться в сугубо профессиональные тонкости, скажу лишь, что там наблюдается наличие пластов разной наклонности. Поэтому необходим и серьёзный объём буровых работ. 
— Но ведь для ведения таких работ вы создали ещё и специализированное предприятие?
— Да, так оно и есть. Это ООО «Спецвзрывпром», которое также входит в наш холдинг. Ну и, конечно же, мы приобрели и дополнительное оборудование, включая современные буровые станки. 
— Откуда приглашаете специалистов?
— Что называется, отовсюду, включая бывшие советские республики. Увы, кадровый голод — это серьёзная проблема. Особенно когда речь идёт о квалифицированных специалистах. О тех же геологах, о тех же маркшейдерах, о тех же буровиках. Да разве нам требуются только они? Нам в принципе не хватает профессионалов, это вообще беда для подавляющего большинства сахалинских промышленных компаний. 
— Как решать проблему кадрового голода?
— На мой взгляд, тут всё должно решаться в комплексе. И государство, и бизнес должны работать в одной связке. Другого выхода просто нет. 

О перевозках

— А какая проблема, помимо кадровой, является для вас ключевой?

— Она связана в первую очередь со сложной логистикой. Вот смотрите, ГК «Горняк-1» является основным грузоперевозчиком по Сахалинской железной дороге. Однако, несмотря на это, железнодорожные возможности на острове оставляют желать лучшего. И это ещё мягко сказано. По сути, мы возим грузы по узкоколейке, построенной ещё тогда, когда остров находился во владении Японии. И лишь относительно недавно начались работы по «перешивке» нашей железной дороги на общефедеральную колею. Конечно, сегодня она не справляется с тем грузопотоком, который необходим региональной экономике.
Помимо этого есть ещё одна проблема — локомотивный парк также здорово изношен. Всё это тоже создаёт дополнительные сложности для грузоперевозок. Вот и получается, что мы можем увеличивать объёмы добычи в разы. Но как их, эти объёмы, доставить до порта?
— И что делать?
— На мой взгляд, необходимо гораздо более динамично «перешивать» железную дорогу. И полностью обновлять локомотивный парк. Это уже в чистом виде государственная задача. 

Наши условия

— Какова в ГК «Горняк-1» средняя зарплата?

— На сегодняшний день средняя зарплата у нас составляет 54 тысячи рублей. Это немного выше, чем в среднем по Сахалинской области. 
— Нетрудно догадаться, что зарплата у вас «белая»?
— Конечно! Ни «чёрных», ни «серых» схем мы не применяем. Требования российских законов в ГК «Горняк-1» соблюдаются неукоснительно. 
— Это касается и соцпакета?
— Это касается всего. И соцпакета в том числе. Каждый наш работник обеспечен всем необходимым. Зарплата, премии, отпускные начисления, спецодежда, питание на участках… Всё это у нас предоставляется каждому. А требование к людям только одно — добросовестная работа. 
— Кстати, сколько людей у вас трудится?
— В общей сложности у нас, в ГК «Горняк-1» работает свыше 1 тысячи 200 человек.
— Прилично!
— Да, ГК «Горняк-1» является одним из крупнейших предприятий Сахалинской области. 
— У вас есть возможности для кадрового роста?
— Вот уж чего-чего, а этих возможностей у нас более чем достаточно. Я же не зря сказал о кадровом голоде. Поэтому мы готовы мотивировать каждого (и мотивируем, кстати говоря), кто готов сделать карьеру в нашей компании. Возможности здесь чрезвычайно широкие. 
— Вы оказываете социальную поддержку территории?
— Оказываем. Хотя основная задача бизнеса — получать прибыль и платить налоги, которые идут в том числе и на решение социальных задач в районах, в регионах, в стране, в конце концов. Но по мере сил мы выделяем на социальные нужды и дополнительные средства.
— А сколько налогов вы платите?
— За последние годы мы заплатили в бюджеты всех уровней свыше полумиллиарда рублей. Для Сахалина это определённо хороший показатель. 

Это нормально

— Алексей Николаевич, вы работаете руководителем крупной угледобывающей компании. Хотелось бы узнать ваше личное мнение: сырьевой характер экономики — это плохо?

— А что тут плохого? Австралия — сырьевая страна, Канада — тоже, и никто не делает из этого трагедию. Что называется, так сложилось, и государства просто используют свои возможности. В том числе и Россия. Тем более, нельзя говорить о том, что кроме поставок сырья наша страна ничем не занимается. Посмотрите на развитие нашей оборонной промышленности. В этом плане, я считаю, мы занимаем одну из лидирующих позиций в мире. То же самое касается развития космической сферы, то же самое относится к освоению Арктики. Так что мы как были великим государством, так и остаёмся. 
— ГК «Горняк-1» участвует в государственных проектах? В рамках того же «Фонда развития Дальнего Востока»?
— Я уже подчёркивал, мы стараемся обходиться собственными силами и использовать свои ресурсы. Хотя наша работа — это уже решение государственной задачи, ведь мы добываем и поставляем стратегически важное сырьё. 
— Как вы считаете, Восточный экономический форум (ВЭФ) на острове Русский во Владивостоке играет хоть какую-то роль в развитии российской экономики? 
— Однозначно играет. Тем более этот форум обладает президентским статусом. Сюда приезжают крупнейшие инвесторы как из России, так и из-за рубежа. А для Дальнего Востока это крайне актуально. Так что Восточный экономический форум — это серьёзно. 
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров