«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09 (86), август 2013
Главная тема

Главная тема 

«Новый закон повторяет ошибки старого»

Комсомольск-на-Амуре — особый город. И не только потому, что его построили в свое время «комсомольцы-добровольцы». Несмотря на засилье в советскую эпоху типовых проектов, архитектурный облик города вполне самобытен. И в немалой степени в этом заслуга коллектива МУП Проектный институт «Комсомольскгорпроект». В преддверии Дня строителя у нас состоялся разговор с его директором Надеждой ЩЕКИНОЙ.

Проект — это только начало

 Надежда ЩЕКИНА:

— Честно говоря, ни я, ни мои коллеги ничего хорошего от нового ФЗ «О ФКС» не ждем. По сути, новый ФЗ повторяет ошибки старого ФЗ № 94. Бытует даже мнение, что станет еще хуже. Ведь опять не учтены критерии качества. Нет преимуществ у местных компаний. А между тем мой многолетний опыт подсказывает, что в своем родном городе люди работают более ответственно. Ведь они остаются здесь, здесь живут их родные и друзья, стыдно халтурить. А пришлые фирмы сегодня здесь, завтра там. Они могут дать гарантию хоть на 25 лет, а через месяц расформируются. 

Справка

«Наступает наш профессиональный праздник — День строителя. Хочу от души поздравить весь наш коллектив, коллег и партнеров, всех, кто причастен к этой прекрасной и трудной профессии! Желаю успехов и процветания, хороших интересных заказов, счастья и благополучия!»  Директор МУП Проектный институт «Комсомольскгорпроект» Надежда ЩЕКИНА

— Надежда Ивановна, насколько тернист путь от проекта до его реального воплощения?

— Это непростой вопрос. Всё зависит от того, кто будет реализовывать наш проект. Вот сегодня в центре Комсомольска по нашим проектам строятся десять трехэтажных жилых домов для переселения людей из ветхого и аварийного жилья. Собственно, два дома уже сданы, стало быть осталось восемь. Так вот, эти восемь домов строят несколько подрядчиков. Такими оказались итоги аукциона согласно пресловутому ФЗ № 94. При этом из наших, комсомольских компаний, работала только хорошо известная нам фирма «Зодчий». К слову сказать, она хотя и начала строительство позже других, но закончила первой и притом с отличным качеством. Но наш «Зодчий» выиграл аукцион только на строительство одного дома. Остальные подрядчики оказались, как я их называю, пришлыми — из Красноярска, из Большого Камня и так далее. Причем подрядчик из Приморья полностью завалил заказ. «Пришельцы» не заинтересованы в качестве, их задача — получить деньги. Вот и судите, как далеко от даже самого удачного проекта до его реализации. Тот же «Зодчий» и другие наши местные компании могут легко проиграть аукцион, и тогда никто не знает, чем кончится дело. Вот еще пример. По нашему проекту в Комсомольске строится онкологический диспансер. Два года назад подряд выиграла фирма «Сфера плюс» из Совгавани. Они его в принципе достроили, но там столько недоделок, столько нужно исправлять... Наше предприятие не раз сдавало медицинские объекты, и всегда всё было четко. Не разумнее было бы отдать подряд надежной местной компании, проверенной в родном городе?

— Наверняка разумнее. Но вы же понимаете в чем дело.

Качество не страдает

— Вот именно. Аукционы, особенно электронные, когда никто никого не видит, совершенно не учитывают такой момент, как способность фирмы выполнить подряд качественно и в срок. Могут прийти люди с ручкой и блокнотом, но должным образом зарегистрированные, и выиграть торги. Опять же есть живой пример. Сейчас идет активная модернизация объектов здравоохранения, выделяются солидные федеральные деньги. В частности, недавно проектные организации боролись за право выполнить проект капитального ремонта объектов городской больницы № 2. Мы тоже участвовали, но выиграла аукцион никому не известная «Лаборатория проектирования инструментального мониторинга». Снизили цену до невозможности, за пределами рентабельности. И что же дальше? А дальше представители фирмы пошли к нашим специалистам и попытались их нанять для выполнения проекта. Значит, своего у них ничего нет. Какого качества будет проект, нетрудно догадаться. А вот за заказ проекта капитального ремонта городского противотуберкулезного диспансера я решила бороться до конца. Вы не поверите, но цена работы упала с первоначально обозначенных трех с лишним миллионов до 180 тысяч. То есть стоимость проекта составила пять процентов от первоначальной. И мы практически даром выполняем заказ. Конечно, часто я так поступать не могу. Но получилось так, что предыдущие заказы мы отработали, и мне надо было во что бы то ни стало занять людей.

— Пострадает качество?

— Нет. Мы выполним всё качественно, иначе не умеем. Пострадает материально наш институт.

ФКС будет еще хуже

— Надежда Ивановна, но ведь с 1 января 2014 года вступит в силу Федеральный закон № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о ФКС). Он призван заменить печально известный ФЗ-94. Чего вы ожидаете?

— Честно говоря, ни я, ни мои коллеги ничего хорошего не ждем. По сути, новый ФЗ повторяет ошибки старого. Бытует даже мнение, что станет еще хуже. Ведь опять не учтены критерии качества. Нет преимуществ у местных компаний. А между тем мой многолетний опыт подсказывает, что в своем родном городе люди работают более ответственно. Ведь они остаются здесь, здесь живут их родные и друзья, стыдно халтурить. А пришлые фирмы сегодня здесь, завтра там. Они могут дать гарантию хоть на 25 лет, а через месяц расформируются. Если говорить о системе распределения госзаказов, то, между прочим, при социализме было не так уж плохо. Существовали крупные строительные тресты, там были производственные и технические отделы. Качество строго отслеживалось. А сейчас выиграют строители аукцион, наберут гастарбайтеров, которые и чертежи-то читать не умеют — у нас были такие случаи. Так о каком качестве можно говорить? Вот недавно у нас в Комсомольске состоялась коллегия по ценообразованию. Строители активно выступали, выступила и я. Рассказала о том, как формируется цена заказа у нас в проектировании. Беда в том, что на аукцион объект выставляется уже за полцены, а не по сметной стоимости, как положено. А потом еще идет снижение в ходе торгов. Еще один момент — отсутствие предоплаты, а зачастую и поэтапной оплаты во многих контрактах. А ведь мы несем расходы начиная с самого аукциона. Почему-то это совершенно не волнует тех, кто издает законы.

— Надежда Ивановна, а какие положения вы считаете необходимыми в Законе о ФКС?

— Прежде всего заказчик должен иметь возможность влиять на итоги аукциона, на выбор подрядчика. Те, кто много лет на рынке, прекрасно знают, каким проектным и строительным организациям можно довериться, а от контактов с какими лучше уклониться. Вот сейчас я постоянно слышу от руководителей медучреждений, где намечена реконструкция, что они очень хотели бы, чтобы проект выполнял именно наш институт. Это, конечно, приятно, но что я могу поделать? Бесконечно снижать цену мы не можем, история с тубдиспансером — разовый вариант. Когда проводится открытый конкурс, еще можно говорить о выборе для заказчика, а вот электронный аукцион — самое плохое, что можно придумать. К сожалению, и новый закон совершенно не учитывает эти моменты.

— Но для вашего предприятия, мне кажется, не так всё плохо. Можно сказать, добрых полгорода построено по проектам института...

Пешком по городу

— Это точно. Наше предприятие работает в Комсомольске с 1945 года. Называлось оно, конечно, по-разному, так что мы правопреемники. Сегодня идешь по городу и отмечаешь — это здание по нашему проекту, и это, и другое. Конечно, в советское время здания строились в основном по типовым проектам, мы выполняли только привязки, но архитекторы всегда старались добавить изюминку, внести какую-то индивидуальность в проект. Наши специалисты выполняли проекты пристроек к политехническому и педагогическому институтам, делали привязку Дома культуры КнААПО. 

   С 2008 года, когда я стала директором, построены по нашим индивидуальным проектам: жилые дома, дороги, фонтаны на берегу Амура и перед железнодорожным вокзалом, выиграли конкурс и приступили к проектированию фонтана перед драмтеатром ( в летнюю жару во всех фонтанах купаются дети). Начато строительство нового детского сада в поселке Менделеева — это произошло после долгого перерыва. Подряд, к счастью, выиграла наша местная строительная организация «Дальметаллургстрой», надеюсь, садик получится хороший. Есть и другие объекты

— В институте работает много сотрудников?

— Сейчас — 60 человек, а когда-то было 300. Но я считаю, что сегодняшний состав — оптимальный. Все наши сотрудники очень высокого профессионального уровня, все с высшим образованием. Постоянно направляем их на учебу, повышаем квалификацию. С любыми заказами справляемся своими силами, сторонних специалистов не приглашаем. Словом, несмотря на все препоны, институт живет и работает для того, чтобы наш Комсомольск-на-Амуре становился все более комфортным городом со своим лицом.

Елена ЗАЙЦЕВА

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров