«Наш регион — Дальний Восток»,  № 08 (75), август 2012
Главная тема

Главная тема 

Большие проекты малого предприятия

В советское время по всей стране существовали геодезические предприятия с множеством подразделений в виде объединенных комплексных экспедиций (ОКЭ) — организаций, решающих геодезические и топографические задачи на местах. Однако эта слаженная и четкая система повторила судьбу системы советской и развалилась. В современной России, и на Дальнем Востоке в частности, эстафету приняли частные организации. Сегодня наш разговор с представителем отрасли — руководителем ООО «Топографическое бюро» Игорем ЯКОВЛЕВЫМ.

«Говорящие» проекты 

— Игорь Геннадьевич, за любую компанию прежде всего говорят ее дела. В каких проектах последнего времени на Камчатке вам удалось поработать? 

Люди мы местные

История ООО «Топографическое бюро» началась 13 апреля 2004 года. Маленькая неизвестная организация из двух человек и с оборудованием из одного компьютера и тахеометра за восемь лет расширилась и заработала репутацию ответственного партнера. Теперь это компания с постоянным штатом в 12 человек и сезонными работниками, ведущая деятельность по множеству профильных направлений: архитектура, инженерно-техническое проектирование, геологоразведочные и геофизические работы, геодезическая и картографическая деятельность, землеустройство, топографо-геодезические работы. «Топографическое бюро» работает на всей территории Камчатского края, при этом учитывая все непростые климатические и геодезические условия местности. 

Досье БГ

Игорь Геннадьевич Яковлев родился в 1963 году в городе Прокопьевске Кемеровской области. В 1985 году окончил Новосибирский институт геодезии и картографии, после чего по распределению попал в Объединенную комплексную экспедицию № 25 (предприятие Дальаэрогеодезии) города Артем Приморского края. Занимался на юге Дальнего Востока геодезическими работами, в том числе съемкой континентального шельфа. В 1993 году по приглашению Камчатского картографического центра переехал жить и работать на полуостров. Однако ввиду трудностей организации в 1997 году, как и многие сотрудники, покинул ее. Далее была работа геодезистом на строительстве каскада Толмачевской ГЭС и стройках Камчатского края. В 1999 году работа инженером-землеустроителем в управлении земельных отношений при архитектуре города. С 2004 года по настоящее время — директор собственного предприятия — ООО «Топографическое бюро». 

— В тех проектах, где, собственно, и требуется работа нашего профиля. А именно: там, где с помощью геодезии нужно проекты зданий и сооружений перенести с бумаги в натуру с миллиметровой точностью, рассчитать объемы материалов, вести контроль над соблюдением геометрических параметров конструкций, геодезическое сопровождение строительств и разработок полезных ископаемых, межевание и так далее. Также в сферу нашего ведения входят вопросы топографии: содержание топографических карт, методики их составления и обновления, вопросы их точности и классификации. Я назвал лишь основные моменты. Соответственно такие работы отдельно или в комплексе выполнялись или выполняются при реализации целого перечня проектов. В том числе и федерального значения. 

Так, мы участвовали в таком масштабном для края проекте, как строительство моста через реку Камчатка в Усть-Камчатском районе. Этот крупный и сложный объект подразумевал подготовку серьезной геодезической разбивочной основы. Сейчас мост, к слову, самый большой на полуострове, успешно сдан и функционирует. В Елизово мы занимались межеванием для строящегося сейчас спорткомплекса с бассейном. Затем выполняли геодезические работы под асфальтирование стокилометрового участка дороги Петропавловск-Камчатский—Мильково. И один из последних проектов — межевание под недавно начавшееся строительство краевой больницы в Петропавловске-Камчатском. 

— То есть можно сказать, что работаете по всему краю? 

— Да, в основном сейчас по городам Петропавловску-Камчатскому и Вилючинску, по Елизовскому, Усть-Большерецкому, Быстринскому, Усть-Камчатскому, Карагинскому, Олюторскому районам. Наши специалисты и до Командорских островов добираются. Вообще для сотрудников «Топографического бюро» ежемесячные командировки по краю, перелеты или дальние поездки на машине — дело привычное. 

— Значит, работы вашему бюро хватает? 

— Отрасль сейчас в несколько лучшем состоянии, чем в 90-е годы. Но некоторый спад, по сравнению с прошлыми годами, все же идет. Значимых, крупных объектов особо нет. 

Даже сейчас, летом — в региональный пик строительства. Обычно же в летний период идет какой-то большой проект, работа с которым и интересна, и ощутимый доход приносит. Однако сегодня пока работаем над чем-то мелким. 

И снова 94-ФЗ 

— С чем, по-вашему, это связано? 

— Связано это с рядом причин, как объективных, так и субъективных. Объективно — бюджет края не резиновый, и всё за раз не построишь. На узком строительном рынке Камчатки и так ведется немало объектов. Причина субъективная — это трудности местных компаний с получением заказов. Так как основным заказчиком на полуострове является государство, то любой заказ от 100 тысяч проходит через аукцион. Благодаря этой системе возможность участия в проекте превращается в лотерею: повезет — не повезет. Аукцион часто выигрывается западными компаниями за счет снижения цен порою в три раза! О каком качестве в этом случае может идти речь? А они любят довольно часто, не имея собственной производственной базы, зазывать нас в субподрядчики. Когда идем, а когда нет. Так как дело это невыгодное. Если же приезжие берутся что-то делать, то мы уже предчувствуем тот момент, когда к нам власти всё равно обратятся — устранять чужой брак. Интересно, что происходит это очень часто уже после приемки работ. Спрашивается, как и чем смотрела приемная комиссия? С ответом затрудняются… 

Репутация — дело первичное 

— То есть вы хотите сказать, что западные компании не заботятся о своей репутации? 

— Я не говорю о стопроцентности этого утверждения. Есть и порядочные компании, а есть и те, кто, несмотря на многочисленные «проколы», участвуют в конкурсах раз за разом, разве что название у них меняется. Региональные компании тем и отличаются, что репутация для них первична. Нет репутации — нет работы. Например, когда наше бюро только начинало свою деятельность, приходилось по-разному добывать заказы. Давали рекламу в газеты, искали другими способами. Года через полтора ситуация стала меняться — регион-то наш маленький, слухи о нашей надежности распространились быстро. А если говорить о западных компаниях, то еще одним их слабым местом является незнание местной специфики работы. 

— Но ведь что у камчатских, что, скажем, у казанских геодезистов подготовка одинакова. 

 

— Верно. Подготовка одинакова. Специализированных учебных заведений немного, по пальцам пересчитать. Это Москва, Новосибирск и отчасти Хабаровск с Владивостоком. Как раз в Новосибирском институте сейчас получают дополнительное образование два наших техника-топографа. Учатся с ребятами со всей страны, все они по окончании разъедутся по разным регионам, где их в любом случае «доводят» до местных стандартов. Вот этой-то местной специфики западные геодезисты и не знают. 

— Я знаю, что ваши сын и дочь тоже учатся в Новосибирске… То есть можно говорить о династии? 

— Именно так. Вообще отличительной особенностью нашего бюро стало то, что многих сотрудников объединяет не только работа, но и родственные узы. К тому же большинство коллектива — молодежь. Оба этих факта положительно сказываются на деятельности компании, проверено и не раз. 

— Как видно, у вас с кадрами серьезных проблем не возникает. А как обстоит дело с техникой? 

— С обычной, непрофильной техникой (компьютеры, офисная периферия) проблем не возникает. Что касается точных приборов (системы GPS, тахеометры и другого), то мы покупаем иностранные. Так как в России, кроме тахеометров одной модели, больше ничего не производится. 

Выход на широкий рынок 

— Какие перспективы у бюро? Готовы ли вы выйти на дальневосточный рынок? 

— В наших планах расширить спектр услуг — заняться инженерно-геологическими изысканиями, техническими обследованиями и кадастровым учетом зданий и сооружений. И мы не намерены ограничиваться только Камчаткой. С готовностью будем сотрудничать с компаниями всего Дальнего Востока. 

Беседовал Владимир ПОСТРИГАНОВ 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров