«Наш регион — Дальний Восток»,  № 07 (176), июль 2022
Главная тема

Главная тема 

Дорожные мотивы Севера

Для того чтобы добраться по федеральной автодороге «Колыма» от Якутска до границы с Магаданской областью, необходимо не только проехать почти 1 тысячу 200 километров, но и пересечь две большие реки — Лену и Алдан. В тёплое время года для этого предназначены паромные переправы, зимой «к услугам» путешественников — переправа ледовая. Ну а поскольку мы отправились в путь летом, то поступили ещё проще: взяли билеты на теплоход и уже спустя час с небольшим были на другом от Якутска берегу — в посёлке Нижний Бестях. Там нас встречал главный инженер ООО «Дорожник» из Чурапчинского района Василий ЗАХАРОВ. Загружаем вещи в машину — и вперёд.

Единый центр управления

Но для начала расскажем о том, как функционируют основные федеральные трассы на территории Якутии. Здесь прослеживается интересная тенденция: за строительство, реконструкцию, ремонт и содержание двух дорог, «Колымы» и «Вилюя», отвечает одна организация — ФКУ «Упрдор «Вилюй» под руководством заслуженного строителя России Николая АНДРЕЕВА.

Кстати, в нынешней должности он находится вот уже более 13 лет и, конечно же, знает своё дело досконально. Более того, видит его в перспективе. Неслучайно в своих интервью Николай Иванович не раз отмечал: федеральные трассы для Якутии имеют, без преувеличения, стратегическое значение. Ведь без них немыслима реализация ни одного промышленного проекта на Севере.

Да о чём говорить? Немыслима сама жизнь во многих населённых пунктах, которые связывают между собой эти транспортные сообщения. Потому дорожные работы на «Вилюе» и «Колыме» ведутся весьма интенсивно. Даже на самых сложных участках, о чём мы ещё расскажем. Но безусловно одно: именно благодаря ФКУ «Упрдор «Вилюй» дороги на Севере содержатся в соответствии со всеми нормативными требованиями. Тем самым обеспечивается главное — безопасность движения. Но работы у коллектива компании впереди ещё очень много.

Редкий асфальт

Итак, выезжаем из посёлка Нижний Бестях в сторону Чурапчи. Кстати, ещё одно небольшое, но важное отступление от темы. Именно Нижний Бестях является конечной станцией Амуро-Якутской магистрали. Именно отсюда должно начаться строительство новой железной дороги Якутск — Магадан. Как оно там будет дальше — неизвестно, однако уже сейчас преимущества железнодорожного сообщения видны невооруженным глазом. В Нижнем Бестяхе построен прекрасный вокзал, откуда поезда направляются во многие города Дальнего Востока. Плюс ко всему здесь функционирует крупный логистический центр, который в любой момент может нарастить свои мощности. А это и новые рабочие места, и дополнительные отчисления в бюджеты, и изменения облика посёлка. Тут реально кипит жизнь — выезжая за пределы Нижнего Бестяха, мы даже умудрились… попасть в автомобильную пробку. Большегрузные машины движутся здесь буквально с минутной регулярностью.

Но вот мы на трассе. Да, поначалу качество дороги «Колыма» оставляет желать лучшего. Кое-где машину сильно подбрасывает на ухабах. Только вот в этом случае наблюдается позитив — коль скоро есть такие неудобства, значит, здесь в настоящее время ведётся ремонт автотрассы. Значит, уже скоро «Колыма» будет приведена в порядок на всём её протяжении.

Впрочем, продолжается такая тряска недолго. Через некоторое время ситуация меняется, и мы оказываемся на асфальтированном участке. Представитель ООО «Дорожник» Василий ЗАХАРОВ не без гордости сообщает, что его предприятие содержит 100 километров «Колымы». Причём большая часть стокилометрового промежутка дороги заасфальтирована, и можно констатировать: свой участок ООО «Дорожник» обслуживает, без преувеличения, безупречно. Хотя это как раз не удивительно — в прошлом году предприятию исполнилось 70 лет. Так что эта отраслевая организация — ветеран отрасли. Во многом благодаря своему опыту компания выполняет качественно все профильные работы — от ремонта и реконструкции (когда есть) до содержания.

Без остановки

Пообедав в Чурапче у гостеприимных дорожников из «Дорожника», выдвигаемся дальше. Мы спешим: нам нужно засветло попасть на паром через реку Алдан, поэтому без остановок проезжаем райцентры Ытык-Кюёль (Таттинский улус) и Хандыга (Томпонский улус). На это уходит часов пять. Увы, передвигаться порой приходится медленно: начиная от Чурапчи об асфальте можно забыть — пыль от проезжающих машин стоит столбом. И вот здесь в очередной раз понимаешь, насколько нужна эта трасса российскому Северу, насколько необходимо приводить её в цивилизованное состояние. Впрочем, наличие на участках дорожной техники в очередной раз свидетельствует — этот момент не за горами.

И вот мы на берегу Алдана. Как нам говорят, паром должен подойти «вот-вот, может, через час или два». Ладно, идём ужинать в местное кафе. Там знакомимся с дорожниками из… Хабаровска. Оказывается, парни учредили небольшую фирму и занимаются нанесением разметки на трассе. Говорят, работы хватает. Вот что значит федеральный проект. Он как магнит притягивает производственные силы из многих регионов и в очередной раз свидетельствует об отраслевой интенсивности в сфере ответственности ФКУ «Упрдор «Вилюй».

Подходит паром, и мы загружаемся. Провожающий нас Василий Петрович с надеждой говорит: «Будем надеяться, в следующий раз «Колыму» не узнаете». Нет, мы не надеяться будем — мы в это реально верим.

Петля с прижимом

Путь на пароме занимает опять-таки около полутора часов. Наконец, мы на другой стороне, где нас встречает машина предприятия ДЭП № 133 и везёт в Тёплый Ключ, который ещё называют посёлком дорожников. О нём хотелось бы сказать отдельно. Он маленький, этот Тёплый Ключ, но, на удивление, ухоженный, с хорошим асфальтом, с прекрасным уличным освещением. Сразу видно: дорожники — люди основательные, умеют и работать, и комфортно жить, что в полной мере относится и к коллективу ДЭП № 133. Эта организация, как и другие дорожно-эксплуатационные предприятия, была образована ещё в начале 1940-х годов, в составе знаменитого Дальстроя. И с тех пор выполняет полный комплекс профильных работ на «Колыме».

Переночевав в Тёплом Ключе, едем дальше. По дороге видим, как на двух участках ведутся важнейшие работы. Речь идёт о спрямлении участка с показательным названием Заячья петля и о расширении объекта в горах, который называется Нерский прижим. Необходимость в таких капитальных ремонтах назрела давно, и в настоящее время они выполняются под руководством ФКУ «Упрдор «Вилюй».

Между тем мы приблизились к границе с Оймяконским районом Якутии, где нас встречают представители ДЭП № 132. Именно это предприятие обслуживает большой участок «Колымы» (км 802 — км 1197) в Оймяконье. Причём, помимо сугубо дорожных работ, оно ведёт строительство, реконструкцию и ремонт высоковольтных линий электропередачи. Видимо, сказывается опыт генерального директора компании Геннадия УЛЬРИХА, который долгие годы отработал именно в энергетике.

И вот мы въезжаем в райцентр Усть-Нера. Там у нас было много работы, связанной с горнопромышленными структурами. Ведь Оймяконье — это не только знаменитый полюс холода, но и один из центров якутской золотодобычи.

Двигаемся дальше. Проезжаем посёлок Артык — и вот оно, село Делянкир. Можно сказать, самая граница с Магаданской областью. Словом, до свидания, Якутия! До новых встреч на трассе «Колыма»!

Александр Матвеев

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

Фотогалерея

 
Новости партнеров