«Наш регион — Дальний Восток»,  № 04 (165), апрель 2021
Главная тема

Главная тема 

Вымогательство на аукционе

Многие участники золотопромышленного рынка обозначают проблему: на аукционах цены на лицензии нередко искусственно завышаются. В итоге торги срываются и участки недр не осваиваются. Можно ли решить этот вопрос? Мы попросили прокомментировать ситуацию кандидата юридических наук, партнёра ЮК «Шаповалов Петров», члена Общества экспертов России по недропользованию Алексея ВАКУЛЕНКО.

— Само участие в аукционах на приобретение права пользования недрами может быть выгодным бизнесом для недобросовестной компании. Так, она может подать соответствующую заявку не с целью получения права пользования недрами, а с целью получения определённой суммы денежных средств от добросовестного участника. Получив деньги, недобросовестная компания отказывается от формальной конкуренции в аукционе. В противном случае она может стать победителем торгов, приобрести лицензию на право пользования недрами, но в итоге не заплатить в бюджет разовый платёж. Это приводит к необходимости досрочного прекращения права пользования недрами, а также к отмене результатов аукциона в связи с существенным нарушением условий пользования недрами и проведению повторного аукциона.

В настоящее время Государственной Думой Российской Федерации рассмотрен (в первом чтении) проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии» (№ 288750-7).

К рассмотрению Государственной Думой РФ во втором чтении указанного законопроекта Минприроды России внесло ряд существенных дополнений.

В частности, в целях борьбы с такими недобросовестными участниками торгов предлагается внести изменения в статью 13.1 Закона «О недрах». Речь идёт об установлении возможности предоставления права пользования недрами участнику конкурса или аукциона, размер предложения которого предшествовал предложению победителя конкурса или аукциона, в случае неуплаты окончательного размера разового платежа за право пользования недрами победителем конкурса или аукциона. Проще говоря, если формальный победитель торгов не внёс в бюджет разовый платёж, то лицензия предоставляется тому, чьё ценовое предложение было вторым.

Также Минприроды России предлагает проводить только аукционы на приобретение права пользования недрами. При этом перевести их в электронную форму.

Новые требования позволят обеспечить упрощение доступа к участию в аукционах, исключив на этапе получения права пользования недрами недобросовестных участников рынка, претендующих на получение в пользование того или иного участка недр, но не имеющих реальных намерений на его разработку.

На рассмотрении Правительства Российской Федерации с 2018 года находится проект Федерального закона № 02/04/12-17/000763-78 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части совершенствования процедуры конкурсов и аукционов на право пользования недрами, а также взимания разовых платежей за пользование недрами».

Этим законопроектом предлагается ведение реестра недобросовестных участников торгов в сфере недропользования, который будет включать лиц, выигравших конкурс или аукцион, но не уплативших разовый платёж, и их учредителей. Нахождение данных лиц в реестре сделает невозможным их участие в конкурсах и аукционах в течение двух лет с даты включения в реестр. В качестве страховки неуплаты разового платежа проектом предлагается ввести необходимость его уплаты до выдачи лицензии на пользование недрами.

Законопроект получил положительное заключение Минприроды России в рамках оценки регулирующего воздействия.

Хочется надеяться, что в скором времени указанные выше законодательные инициативы будут реализованы в форме внесения соответствующих изменений в закон «О недрах», что создаст дополнительные барьеры для недобросовестных участников аукционов.

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

Фотогалерея

 
Новости партнеров