«Наш регион — Дальний Восток»,  № 12 (142), декабрь 2018
Есть проблема

Есть проблема 

«С техникой — порядок, с кадрами — беда»

Одна из самых больших бед «Кривбасса» — отсутствие квалифицированных кадров среди молодёжи. Эту проблему мы стали испытывать, главным образом, в последние годы. Ведь у нашего предприятия очень хорошая репутация, люди здесь работают даже не годами, а десятилетиями. У нас и зарплаты одни из самых высоких в Магаданской области, и бытовые условия замечательные, если не сказать, уникальные. Однако человек не может трудиться до глубокой старости, ему и отдохнуть нужно. Тем более тому, кто всю жизнь отдал колымской золотодобыче. Это ведь тяжелейший труд. Но, к сожалению, замену нашим ветеранам найти очень сложно. Молодёжь крайне неохотно идёт в россыпную золотодобычу. Это касается всех специалистов без исключения: и маркшейдеров, и бульдозеристов, и экскаваторщиков, и других. А без молодого пополнения о развитии отрасли даже мечтать не приходится.

Директор ООО «Артель старателей «Кривбасс» Сергей БАЗАВЛУЦКИЙ.

Истощение запасов россыпного золота на Колыме уже привело к тому, что большую часть металла старатели добывают на техногенных месторождениях. А для реализации таких проектов обычные отраслевые методики не подходят. Здесь необходимо менять и сам геологический принцип, когда разведка совмещается непосредственно с добычей, и весь технологический процесс, при котором можно добывать мелкое и тонкое золото. Да и отсутствие квалифицированных кадров вызывает серьёзное опасение руководителей промышленных предприятий. Обо всём этом — в интервью с директором ООО «Артель старателей «Кривбасс» Сергеем БАЗАВЛУЦКИМ.

Объёмы и содержание

— Сергей Семёнович, с какими показателями вы закончили промывочный сезон 2018 года?

— На двух наших предприятиях — «Кривбасс» и «Э. Берзина» — мы добыли в общей сложности 605 килограммов золота. Из них порядка 558 килограммов дал «Кривбасс».

— Это неплохой показатель?

— А тут как посмотреть. С одной стороны, для такого предприятия, как наше, показатель довольно скромный. Тем более что я не знаю ни одного старателя, который был бы доволен результатами сезона. С другой — по нынешним временам жаловаться не приходится. Имеем то, что имеем.

— Насколько известно, ваши предприятия работают в основном на техногенных россыпях, а это низкое содержание золота. Кстати, а какое содержание драгметалла на ваших участках?

— В настоящее время — 0,05 грамма на кубометр горной массы и ниже. Очень низкое содержание. Но это объективная реальность. Содержание золота на Колыме снижалось от десятилетия к десятилетию. Например, в довоенное время здесь разрабатывались очень богатые месторождения со средним содержанием металла 50 граммов на кубометр горной массы. В пятидесятые годы — выше 20 граммов. Потом оно стало ещё ниже и в девяностые годы снизилось до трёх, двух и одного грамма. А сейчас колымские недропользователи в основном начали промывать отработанные площади, и содержание золота упало «за ноль».

Давняя мечта

— Какие ещё особенности при отработке техногенных россыпей необходимо учитывать?

— Неравномерное распределение золота. Кроме того, основная часть техногенных запасов представлена мелкодисперсной фракцией, которую в прежние годы не смогли извлечь при первичной отработке месторождения. Технологии не позволяли. Сейчас это стало возможным.

— Какие технологии вы применяете при разработке таких месторождений?

— Ещё лет 15 назад я задумался над созданием промывочного прибора, который эффективно сможет разрабатывать техногенные россыпи. Главное требование к такому прибору — возможность перерабатывать очень большие объёмы горной массы, так как среднее содержание золота на «техногенке» очень низкое. И мы такой прибор создали.

— Видимо, имеется в виду разработанный вами промывочный прибор, которому дали рабочее название «КРИВБАСС»?

— Совершенно верно! Промывочный прибор «КРИВБАСС» был разработан несколькими людьми — мной, моим сыном Семёном БАЗАВЛУЦКИМ, который работает в нашей артели заместителем директора по производству, а также начальником ПТО Владимиром Петровичем АЛЕЩЕНКО.

— Возможности промприбора «КРИВБАСС» оправдали ваши ожидания?

— Они их превзошли, причём значительно. В самом начале экспериментальной эксплуатации один прибор промыл 16 тысяч кубометров песков в сутки. То есть мы изначально поняли, насколько он производителен. И экономичен. Если тот же гидроэлеватор потреблял 2,5 МВт электроэнергии, то «КРИББАСС» потребляет 0,9 МВт. Разница очевидна.

— Сколько золота удалось добыть с помощью этих промприборов на самом первом этапе?

— В первый же сезон мы установили два новых промприбора на прииске «Пролетарский». И всего за два месяца намыли 197 килограммов золота. Такого эффекта я не ожидал, хотя верил в промышленный успех нашего промприбора. Также хотелось бы отметить, что два промывочных прибора, которые мы испытывали на участке «Пролетарский», по своей производительности заменили 10 гидроэлеваторов.

— Но ведь производительность самих промприборов — это ещё не всё? Вы же, насколько известно, изменили и саму транспортную схему на своих участках?

— Да, это так. Мы ушли от этапа окучивания и исключили из транспортной схемы использование погрузчика. То есть сейчас пески загружаются в самосвал, а самосвал, в свою очередь, разгружается непосредственно на промприбор. Это, конечно же, позитивно сказалось на экономике предприятия.

Серьёзная производительность

— Сколько промприборов «КРИВБАСС» у вас сейчас работает?

— В настоящее время шесть. Это для нас оптимальный парк. При сегодняшних объёмах золотодобычи нам промывочных приборов хватает. Даже с запасом — на тот случай, если какие-то из них выйдут из строя. Хотя при необходимости можем смонтировать и новые промывочные приборы, это для нас не проблема. Были бы объёмы.

— С какой производительностью работают эти промприборы в обычном, рабочем порядке?

— Сейчас у нас один промприбор промывает в среднем около 10 тысяч кубометров песков в сутки. Для нас это оптимально. Хотя, если потребуется, можно наращивать и до 20 кубометров.

— Где эти промприборы работают?

— Три — в долине реки Ат-Юрях и ещё три — на участке «Молодежный».

— Можно ли рассказать о технических особенностях «КРИВБАССА»?

— Его основу составляют виброгрохот ГИТ-72, гидроэлеваторная установка, дополнительный щелевой грохот, где производится разделение фракций, и шлюз мелкого наполнения, предназначенный для извлечения тонкого золота. На практике это выглядит так: при съёмке шлиха производится разгрузка в шлиховод с последующей доводкой на шлихообогатительной установке (ШОУ).

О технологиях

— А привычные для старателей ГГМ у вас имеются?

— Да, в нашем парке остаются и ГГМ-3, ГГМ-5. Мы ни от чего не отказываемся и применяем эту технику в зависимости от особенностей того или иного полигона.

— Как вы считаете, в России или даже в мире могут появиться новые технологические решения, позволяющие эффективно отрабатывать техногенные месторождения?

— Пока каких-то принципиально новых решений в этом плане, я имею в виду технологии извлечения мелкого золота на россыпях, не появилось. Но я уверен: в ближайшие пять, максимум десять лет, они появятся. Обязательно, иначе и быть не может. И мы держим руку на пульсе.

Для всех

— Вы решили не получать патент на изобретение промприбора «КРИВБАСС»?

— Да, это моё твёрдое решение. Я уже как-то говорил в интервью вашей газете, что промывочный прибор «КРИВБАСС» мы создавали для всех старателей — Колымы в частности и России в целом.

— Получается, любой желающий может приехать к вам, и вы поделитесь опытом?

— Люди уже приезжают, причём регулярно. И мы с удовольствием делимся своим опытом. Тем более что все старатели страны решают общую задачу. Особенно с учётом масштабного истощения запасов россыпного золота.

Что мешает работать?

— Сергей Семёнович, артель старателей «Кривбасс» является одним из самых успешных золотодобывающих предприятий Колымы. Видимо, кадровых проблем вы не испытываете?

— Ещё как испытываем! Это, можно сказать, наша ключевая проблема. Если с техникой у нас проблем нет, то с кадрами — беда. И беда серьёзная. Особенно это касается молодых специалистов: и маркшейдеров, и геологов, и бульдозеристов, и экскаваторщиков… Да всех без исключения.

— Так ведь костяк на предприятии уже давно сложился? Люди к вам приезжают в течение даже не многих лет, а десятилетий.

— Но ведь люди имеют свойство стареть. Тем более что труд у нас очень тяжёлый. А кадровый костяк артели «Кривбасс» по-прежнему состоит из работников пенсионного или предпенсионного возраста. Они и приезжают из сезона в сезон. А заменить их некем. Молодёжь не стремится работать в россыпной золотодобыче.

— Но у вас ведь едва ли не самые высокие зарплаты среди отраслевых предприятий. И, пожалуй, самые лучшие бытовые условия на участках. Какие могут быть в «Кривбассе» кадровые проблемы?

— Тем не менее они существуют. И основная проблема, конечно же, государственная. Я не раз её озвучивал, поэтому повторюсь коротко. Молодёжь просто разучили работать. Ей преподнесли другие ценности и продемонстрировали — гораздо спокойнее и выгоднее идти в чиновники, чем в старатели. Престижнее работать юристом или экономистом, чем маркшейдером или геологом. И это не пустые слова. В этом году в одном из магаданских вузов выпустили всего… шесть маркшейдеров. Всего шесть! На всю область, где горнопромышленный сектор всегда был ключевым. А количество выпускников юридических или экономических факультетов исчисляется сотнями.

Такая инфраструктура

— Что вы имеете в виду?

— Все мы знаем, что отток населения с Дальнего Востока, а особенно с российского севера, продолжается. И людей понять можно. Как тут жить при наших запредельных ценах? Да ещё и при нашей инфраструктурной отсталости. Я уже устал бить во все колокола и рассказывать о нашей «дороге смерти» под названием федеральная автотрасса «Колыма». В неё уже «зарыли» столько денег, что можно было сделать покрытие из чистого золота. А на этой дороге даже асфальт — редкость. А на участках, где этот асфальт есть, то лучше бы его и не было. Он разваливается буквально через несколько месяцев. И вся работа сводится к латанию дыр и к разбазариванию бюджетных средств. Чтобы завезти на свои участки ГСМ, мы нанимаем трёхосные КАМАЗы повышенной проходимости, иначе проехать просто невозможно. И это называется федеральная дорога! А ведь в Магаданской области, где нет и никогда не было железнодорожной магистрали, от автотрассы зависит очень многое. Качество жизни, в первую очередь. И какая молодёжь здесь останется при таком качестве жизни?

Об энерготарифах! Они грабительские, эти тарифы. Да, их периодически показательно снижают. И тут же повышают. Но ведь от тарифов зависят все ценовые показатели. Как и деятельность бизнеса в целом. Да и зарплаты от этого зависят. И чем можно мотивировать молодёжь, чтобы она оставалась на Колыме и шла работать в реальный сектор экономики?

То же самое могу сказать о горюче-смазочных материалах. По сравнению с прошлым годом в 2018 году разница в затратах на приобретение ГСМ в нашей артели составила 170 миллионов рублей при абсолютно одинаковом объёме. Вот и судите, как у нас поднимаются цены.

Отдельная история с деятельностью силовых и надзорных органов. Молодые люди видят, как силовики относятся к бизнесу. Вы сами об этом не раз писали, в том числе и на примере нашего предприятия. И кому после этого захочется работать в артели? Гораздо проще и выгоднее идти служить в силовые и надзорные структуры. Зарплата хорошая, форма красивая, жизнь спокойная, а полномочия большие. Я не спорю, кому-то нужно служить и там. Но на Колыме элитой всегда были именно старатели. Так должно быть и сейчас. Ведь это мы даём стране металл, это мы создаём рабочие места, это мы платим налоги в бюджеты всех уровней. И рабочий человек, старатель, должен быть хозяином этой земли.

— Вы верите в будущее Колымы?

— В будущее можно будет верить лишь тогда, когда на эту землю вернутся настоящие труженики. Не временщики, а именно труженики. Те, кто будет отдавать ей и свои силы, и свою душу. Только тогда российский север станет процветающим.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru