«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09–10 (169), октябрь 2021
Есть проблема

Есть проблема 

«Если не построить проран на Тунгусской косе, пострадает весь Охотский район»

Серьёзной угрозой для всего Охотского района и предприятий, находящихся на его территории, стало возможное прекращение судоходства с морским портом Охотск, осуществляемого через устье реки Кухтуй. В связи с этим создаются препятствия для безо­пасного судоходства, а также возникают угрозы чрезвычайных ситуаций, что может привести к невозможности обслуживания судов у причалов. Фактически порта Охотск больше не будет, и в районе останется лишь одно авиасообщение. Что стало причиной происходящего и есть ли пути решения этой проблемы, главному редактору нашей газеты Александру МАТВЕЕВУ в эксклюзивном интервью рассказала председатель Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза Ольга БУЛКОВА.

Угроза размыва

— Ольга Николаевна, из-за чего в Охотском районе может возникнуть ЧС?

Справка

Причальные сооружения морского порта Охотск находятся в лимане реки Кухтуй. Заход судов со стороны Охотского моря к причалам порта, а также выход в обратном направлении осуществляется исключительно через устье реки Кухтуй. Учитывая сильную зависимость от приливно-отливных явлений, проход судов через устье реки осуществляется в период прилива. В остальное время проход судов невозможен из-за малых вод. В любом случае при проходе судов в устье реки Кухтуй установлено ограничение по осадке судов (3,29 метра).

— Давайте по порядку. Из-за сильного смещения русла реки Кухтуй на запад в сторону посёлка Морского (Охотская коса), противоположную от Тунгусской косы, где расположены причалы порта Охотск, изменились гидрологические условия прохождения судов через устье реки Кухтуй. В результате образовались отмели, как со стороны Охотского моря, так и в лагуне Кухтуя. Эти отмели почти полностью перекрывают судоходный проход в порт Охотск, препятствуя прохождению судов.  

При этом вследствие увеличения отмели усилился сброс воды в основном потоке реки Кухтуй, из-за чего увеличилась скорость течения в основном фарватере до 12 узлов, что эквивалентно 22 километрам в час. Эти факторы повлияли на интенсивность выноса грунта в море перед устьем, образовалась вторая отмель перед входом в устье со стороны Охотского моря. Возникла угроза размыва Охотской косы, на которой находятся посёлок Морской и традиционные рыболовные участки нескольких предприятий.  

— Как мы понимаем, процесс движения реки шёл непрерывно на протяжении десятилетий. Почему критичность ситуации проявилась в июне 2021 года?

— Вы правы, в июне этого года после незначительного шторма на 10 дней пропал судоходный фарватер через устье реки Кухтуй. На это время, до обнаружения фарватера, распоряжениями капитана морского порта Охотск (№ 7, 8 от 5 июня 2021 года) были запрещены заход судов к причалам порта и выход судов в обратном направлении, образовался вынужденный простой судов «Азия» и «Курильское озеро».  Судоходство восстановилось только 14 июня (распоряжение капитана морского порта Охотск от 14.06.2021 № 11).

Уже 16 июня состоялось совещание под председательством главы Охотского муниципального района Максима Александровича КЛИМОВА, в котором я приняла участие вместе с  председателем Собрания депутатов Охотского района Натальей Андреевной ФОМИНОЙ, представителем ФГУП «Росморпорт», руководителем ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» Николаем Петровичем ТАТАРИНОВЫМ, капитаном морского порта Охотск Александром Борисовичем ВОДЯНОВЫМ, представителями лоцманской службы, заместителем председателя Совета по предпринимательству при главе Охотского района Анной Николаевной ОВСЯННИКОВОЙ, представителями ООО «Охотская горно-геологическая компания» и предприятий Охотского района.

По итогам совещания мы сошлись во мнении, что в целях предупреждения повторения таких случаев, недопущения возникновения чрезвычайной ситуации из-за срыва северного завоза необходимо кардинальное решение вопроса путём восстановления старого прорана (искусственного канала) на Тунгусской косе, образованного в 1989 году при аналогичных обстоятельствах.

В хронологическом порядке

—  Какова хронология дальнейших событий борьбы за спасение судоходства в Охотском районе?

— 18 июня главой Охотского муниципального района Максимом Александровичем Климовым было направлено обращение на имя врио губернатора Хабаровского края Михаила Владимировича ДЕГТЯРЁВА (письмо от 18.06.2021 № 1-32/2778).

19 июня на заседании Народного совета при губернаторе Хабаровского края я озвучила проблему и пути её решения, попросив у М.В. Дегтярева содействия в решении вопроса.

21 июня Хабаровским Крайрыбакколхозсоюзом направлено обращение на имя врио губернатора Хабаровского края Михаила Владимировича Дегтярёва (письмо от 21.06.2021 № 01/76).

2 июля по поручению врио состоялось совещание в режиме ВКС под председательством заместителя министра природных ресурсов края — начальника управления природных ресурсов Константина Дмитриевича ТРЕТЬЯКОВА.

По итогам совещания было дано поручение ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» выступить заказчиком разработки проектной документации прокладки прорана с его последующим обу­стройством. Администрации Охотского района поручили согласовать устройство прорана на землях рабочего поселения Охотск, определить места складирования грунта, а также предоставить информацию о введении в посёлке Морском режимов ЧС в связи с негативным воздействием вод реки Кухтуй (протокол совещания от 02.07.2021, письмо от 15.07.2021 № 02.2-7550).

3 июля в рамках рабочего визита в Охотский район управляющего директора АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Ивана Владимировича ПЕЧОРИНА обсудили проблему сохранения судоходства с морским портом Охотск, в том числе в связи с угрозой для деятельности резидента ТОСЭР в р.п. Охотск — ООО «Охотский судоремонтный завод».

19 июля во исполнение протокола от 02.07.2021, на основании запроса администрации Охотского района от 13.07.2021 № 1-32/3576 Хабаровским Крайрыбакколхозсоюзом направлено на имя и.о. главы района Светланы Викторовны ОЛЬШЕВСКОЙ подробное письмо с информацией о негативном воздействии вод реки Кухтуй, уже имеющихся последствиях и ожидаемом ущербе (письмо от 16.07.2021 № 01/92).

21 июля руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» направил письмо, согласно которому выполнение протокола не представляется возможным, так как администрация морских портов не осуществляет функций заказчика-застройщика при проектировании, строительстве в морских портах гидротехнических и иных сооружений (письмо от 21.07.2021 № А-01/1868).

В этот же день я присутствовала на совещании под председательством главы Охотского района Максима Александровича Климова при участии председателя Собрания депутатов Охотского района Натальи Андреевны Фоминой, представителей администрации Охотского района, главы городского поселения «Рабочий посёлок Охотск» Ивана Андреевича МАРТЫНОВА, представителя ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО Санала Викторовича ГОРЯЕВА, и.о. капитана морского порта Охотск Владимира Яковлевича КЛЕШНИНА, представителей коммерческих организаций.  На нём были подведены предварительные итоги исполнения протокола совещания в министерстве природных ресурсов края от 02.07.2021, озвучен отказ ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» выступать заказчиком проектных работ по обустройству прорана.

В полной готовности

— Промышленники Охотского района действительно подтвердили готовность прорыть искусственный канал на Тунгусской косе со стороны порта Охотск, образованный в 1989 году?

— Я это подтверждаю официально. Но остался неясным вопрос об определении структуры или организации, которая имеет ПРАВО выступить заказчиком разработки проектной документации и работ по обустройству прорана. Продолжу нашу хронологию.

30 июля информация о вводимых режимах ЧС на территории в посёлке Морском предоставлена в администрацию Охотского района главой сельского поселения «Посёлок Морской» Мариной Викторовной ДАРМОСТУК (письмо от 30.07.2021 № 1-18/208).

В этот же день по заявке Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза АО «Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие» получило картографический материал, демонстрирующий динамику изменения устья реки Кухтуй и его смещения на запад в сторону посёлка Морского, а также аналитическую записку, описывающую изменения.

2 августа в ходе рабочей поездки в Охотский район врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярёв осмотрел устьевую часть реки Кухтуй. Я вручила ему дополнительное обращение Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза с обновлённой информацией о необходимости восстановления прорана и возникших проблемах (письмо от 02.08.2021 № 01/103).

19 августа в адрес Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза поступило письмо заместителя министра природных ресурсов Хабаровского края — начальника управления природных ресурсов Константина Дмитриевича Третьякова с информацией о направлении по указанию врио губернатора края писем в адрес Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального агентства морского и речного транспорта с просьбой определить заказчика разработки проектной документации и последующего выполнения работ (письмо от 19.08.2021 № 02.2-9019).

23 августа в АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» с описанием проблемы и просьбой о содействии обратилось ООО «Охотский судоремонтный завод».

25 августа жители посёлка Морского составили коллективное обращение к главе Охотского муниципального района с просьбой оказать содействие в предотвращении угрозы смыва посёлка, сохранении их домов (коллективное обращение от 23.08.2021).

27 августа аналогичное обращение жителей посёлка поступило врио губернатора Хабаровского края Михаилу Дегтярёву (коллективное обращение от 23.08.2021).

15 сентября состоялась моя рабочая встреча с и.о. министра природных ресурсов Хабаровского края Еленой Эдуардовной БАЛЕЗИНОЙ, на которой мы обсудили перспективы строительства прорана на Тунгусской косе.

— Мы видели в вашем «Инстаграме», что на эту тему вы общались в Охотском районе даже с известным российским телеведущим Дмитрием КРЫЛОВЫМ.

— Да, 25 сентября в Охотском районе побывал автор программы «Непутёвые заметки» Дмитрий Крылов со своей съёмочной группой. В ходе его визита было осмотрено устье реки Кухтуй, описана проблема судоходства с морским портом Охотск и необходимость восстановления прорана.  

— Пока, как мы видим, идёт словесный пинг-понг, Крайрыбакколхозсоюз сам запросил информацию в научных кругах, необходимую для строительства прорана.

— Да, 27 сентября состоялась встреча моего заместителя по правовым вопросам Марины ЯДЫКОВОЙ с заместителем генерального директора АО «ДНИИМФ» по проектным работам Александром Викторовичем ПЕЧУРИНЫМ и начальником отдела портов Олегом Константиновичем ГЛАЗНЕВЫМ по вопросу определения стоимости и сроков изготовления проектной документации для обустройства прорана.

Выяснилось, что срок изготовления проекта — около двух лет, а определить его стоимость возможно только при условии изготовления предпроекта (декларации о намерениях), так как необходимо выполнить ряд работ и изысканий. Стоимость предпроекта предварительно составит 4—5 миллионов рублей, срок изготовления — 100 дней. Проектная документация старого прорана, образованного в 1989 году, в ДНИИМФ отсутствует.

29 сентября в ДНИИМФ был направлен запрос Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза о предоставлении информации о сроках и стоимости изготовления предпроекта (письмо от 29.09.2021 № 01/113).

Только факты

— Ольга Николаевна, хронология событий напоминает хронологию театра военных действий.

— Вам, журналистам, эпитеты позволены, я же говорю языком фактов.

26 сентября на Охотской косе я встречалась с руководителем ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» Николаем Петровичем Татариновым, Натальей Андреевной Фоминой и представителями администрации района. Мы на месте детально обсуждали эту проблему.

А уже 27 сентября в администрации Охотского района состоялось совещание при участии Николая Петровича Татаринова и представителей предприятий. Обсуждался вопрос обустройства прорана.

29 сентября из министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности края был получен ответ заместителя министра транспорта РФ с приложением письма Росморречфлота, согласно которому правительству Хабаровского края рекомендовано обратиться в ФГУП «Нацрыбресурсы» с предложением выступить заказчиком разработки проекта (письмо от 08.08.2021 № АП-Д5-24/16715 с приложением).

4 октября распоряжением капитана морского порта Охотск в связи со сложившейся гидрологической обстановкой после шторма 30 сентября — 3 октября, в целях обеспечения безопасности прохода судов запрещён проход по главному фарватеру в устье реки Кухтуй (распоряжение от 04.10.2021 № 17).

6 октября распоряжением капитана морского порта Охотск судоходство восстановлено, однако изменилась разрешённая проходная осадка судов с 3,29 на 2,70 метра (распоряжение от 06.10.2021 № 18).

— Образно говоря, в порт могут заходить лодки, а не суда, и это «хоронит» судоходство в старейшем порту региона.

— Такова ваша оценка ситуации, вы имеете на это право. Я продолжу.

7 октября вопрос о проране и последствиях задержки его строительства был поднят на заседании Собрания депутатов Охотского муниципального района под председательством председателя Натальи Андреевны Фоминой. Выступающие отметили значимость сохранения для района судоходства с морским портом Охотск, в первую очередь для обеспечения северного завоза, продуктов питания, детского питания.

Мы продолжим решать проблему, чтобы проран был построен.

— Ольга Николаевна, спасибо за эксклюзивное интервью, будем следить за дальнейшим развитием событий. Ведь мы понимаем: если ситуация не изменится, посёлок Морской будет смыт с лица земли, судоходству в Охотском районе придёт конец, а количество людей, уезжающих с Севера, увеличится в геометрической прогрессии. Мнение нашей редакции: об этой проблеме надо кричать так громко, чтобы о ней услышали все чиновники, принимающие решения.

 

Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

Фотогалерея

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru