«Наш регион — Дальний Восток»,  № 12 (180), январь 2023
Есть проблема

Есть проблема 

Хабаровскому краю деньги не нужны?

В 2022 году Амурский лиман был закрыт для промысла тихоокеанских лососей. И многих специалистов такое решение откровенно удивило. Хотя бы потому, что это противоречило заключениям отраслевой науки.

Так, при анализе путины 2021 года сотрудники Хабаровского филиала ВНИРО в своём бюллетене обозначили основные проблемы. Учёные констатировали: «…меры регулирования, планируемые Росрыболовством, были введены не полностью, в частности, запрет сетей был введён не для всей р. Амур, а только на участке ниже г. Николаевска-на-Амуре. Также правительство Хабаровского края ходатайствовало о снятии ограничений по районам промысла. Вторая причина связана с природно-климатическими факторами. Третья причина связана с широкомасштабным браконьерством».

То есть учёные профессионально и открыто отметили — препятствиями для прохода рыбы на нерест являются большое количество плавных сетей (которые в лимане вообще не используются), а также избыточный промысел в районах, отягощенный браконьерством и природно-климатическими особенностями. Никаких негативных факторов с Амурским лиманом никто не связывал. Однако вопреки научным заключениям и элементарной логике для промысла был закрыт именно лиман.

Вот как комментирует ситуацию президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края (АПРО ХК), член региональной Общественной палаты Сергей Рябченко:

— История, действительно, абсурдная. Никаких научных обоснований для закрытия лимана не было и нет. Скажу больше: начиная с конца XIX века промысел на Амуре осуществлялся как раз в этом районе. И никогда не прекращался, ни при царской власти, ни при советской. Могу лишь догадываться, каким образом появилось такое решение. Но бесспорно одно — промышленные предприятия из-за необоснованно жёстких мер регулирования объёмы недоосвоили.

Добавим от себя — удар был нанесён не только по самим предприятиям (хотя и это печально, ведь в отраслевых компаниях работают местные жители), но и по рыбацким посёлкам Николаевского района. Ведь такие сёла, как Нижнее Пронге, Оремиф, Пуир, Озерпах и другие, по сути, выживают благодаря работающим здесь промышленным предприятиям, которые обеспечивают труднодоступные населённые пункты всем необходимым, от топлива до продуктов. Об этом не раз рассказывали журналистам главы поселений. Да и местные жители обращались с письмами к спикеру Совета Федерации РФ Валентине Матвиенко, к губернатору края Михаилу Дегтярёву, к другим высокопоставленным руководителям, в которых говорилось: если лиман закроют, это может привести к социально-экономической катастрофе.

И, кстати, об экономике. Закрытие лимана привело к тому, что бюджет Хабаровского края понёс серьёзные потери. Вот как обозначает проблему Серей Михайлович Рябченко:

— В 2022 году промышленные предприятия Хабаровского края недоосвоили 780 тонн лососёвых в Амуре. В первую очередь по причине закрытия лимана. При этом ставка сбора за пользование ВБР составляла (в частности, по кете) 4 тысячи рублей за тонну. И 80% от этой суммы поступает в бюджет региона. Нетрудно подсчитать, что таким образом край недополучил порядка двух с половиной миллионов рублей только по ставке сбора, не считая других налоговых отчислений. Однако и это ещё не всё. В декабре 2022 года были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым ставка сбора (в частности, по кете) увеличилась до 12 тысяч 600 рублей за тонну. И можно предположить, что, если лиман вновь окажется «в изоляции», наши рыбаки недоосвоят уже не менее 1 тысячи тонн лососёвых. Путем несложных вычислений можно подсчитать — в этом случае и без того дефицитный бюджет региона лишится более 10 миллионов рублей. И что получается: Хабаровскому краю деньги не нужны? Не думаю, тем более сейчас, при столь непростой экономической ситуации, когда дорога каждая копейка.

И вновь редакционная ремарка. АПРО ХК во главе с Сергеем Рябченко объединяет более 50 отраслевых компаний, для большинства которых рыболовство на Амуре — основной доход. Тем не менее ежегодно при подготовке очередной стратегии члены ассоциации выступают за самые жёсткие меры регулирования, даже в ущерб собственным бизнес-интересам. Так, в 2020 году рыбаки однозначно поддержали полный запрет плавных сетей от Амгуни и выше. Ранее по их инициативе было в два с лишним раза сокращено количество орудий лова типа заездков, а также урезаны крылья заездков. И положительный результат проявился уже в конце путины — рыбоводные заводы заложили более 80 миллионов икринок, что стало настоящим рекордом. То есть рыба спокойно прошла на нерест. При полностью ОТКРЫТОМ лимане. И лососёвых хватило всем — промышленникам, представителям коренных малочисленных народов Севера, любителям… Но через год всё изменилось — плавные сети вышли из-под запрета. Итог — провальная путина и чуть-ли не бунт КМНС, которым рыбы не досталось совсем. Так, может, стоит вернуться к по-прежнему актуальному варианту стратегии промысла тихоокеанских лососей 2020 года? А не перекладывать проблему с больной головы на здоровую, закрывая лиман и открывая тем самым возможности для уничтожения ВБР на всём протяжении Амура. Сергей Рябченко резюмирует:

— При подготовке стратегии промысла тихоокеанских лососей 2023 года необходимо, на мой взгляд, руководствоваться проверенными научными данными. А они таковы — нет никаких поводов для очередного закрытия Амурского лимана. Зато есть все основания для жёсткого регулирования рыболовства на всей протяженности Амура, особенно от Амгуни и выше по течению, включая ситуацию с плавными сетями, браконьерством и так далее. Второе — новая ставка сбора за пользование ВБР позволяет существенно пополнить бюджет Хабаровского края. Ведь если регион потеряет свыше 10 миллионов рублей, это станет серьёзной проблемой, денег не хватает всегда, а уж при бюджетном дефиците тем более. Третье — нельзя оставить без поддержки приамурские поселения, им и так тяжело. Наконец, четвертое — власти Хабаровского края поддержали рыбаков в части второго этапа инвестиционных квот. Да, полностью отстоять свою позицию у нас не получилось. Но поддержка региона в любом случае дорогого стоит. Мы продемонстрировали — консолидированная позиция правительства региона, Законодательной думы, отраслевых ассоциаций — это однозначно серьёзный плюс. Надеюсь, что и при подготовке стратегии 2023 года мы вновь окажемся в одной лодке. На благо Хабаровского края.

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

Фотогалерея

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru