«Наш регион — Дальний Восток»,  № 02–03 (81), февраль 2013
Есть проблема

Есть проблема 

«Московские чиновники не знают географии»

Андрей БЕКМУХАМЕТОВ:

— А давайте поставим перед федеральной властью вопрос ребром — зачем вы постоянно думаете о предоставлении субвенций и субсидий дальневосточным городам и поселкам? Для бюджета страны это слишком большие траты? Пересмотрите, в таком случае, бюджетную политику, чтобы не менее 40 процентов от всех налоговых поступлений, связанных с добычей тех же полезных ископаемых, и биоресурсов, или иных богатств, добываемых в районе, оставались в муниципальной казне. И мы ничего не будем от вас требовать. Хватит нам средств и на очистные сооружения, и на другие насущные нужды.

Коммунальный рынок России развивается в явно неравных условиях. И сравнивать деятельность тех же ресурсоснабжающих организаций (РСО) в средней полосе страны и на севере не приходится. За Уралом руководители РСО вынуждены постоянно бороться за выживание. Причем за выживание даже не своих компаний, а тех населенных пунктов, в которых они работают. Об отраслевых, экономических, климатических и социальных проблемах — в интервью с генеральным директором ООО «Водоканал» города Николаевска-на-Амуре (Хабаровский край) Андреем БЕКМУХАМЕТОВЫМ.

Одни эмоции

— Андрей Тагирович, в феврале около тысячи жителей Амурска в Хабаровском крае вышли на митинг, направленный против постановления правительства № 354. Лично вы понимаете протестующих?

— Прекрасно понимаю. И по поводу постановления № 354 у меня уже сформировалось собственное мнение, которое сложно выразить в цивилизованных фразах. Как говорится, слов нет, одни эмоции. Складывается впечатление, что наши федеральные чиновники, готовившие проект этого документа, взяли за основу один, абсолютно новый, просто идеальный дом. Где все коммуникации работают безупречно, где нет никаких протечек, где вообще можно жить и радоваться. Да, наверное, в таком доме система ОДН способна функционировать относительно качественно. А как быть тем, кто имеет квартиры в тех же «хрущевках», построенных полвека назад, где всё уже давно пришло в негодность? И каким образом объяснить людям логику, по которой они теперь вынуждены оплачивать коммунальные потери? По принципу — у вас в подвале трубы ржавые и вода из них утекает? Платите за это свои деньги. И тут можно сколько угодно рассуждать об ответственности собственников, мол, они обязаны сами заботиться о качестве жизни. Всё это ерунда. Никаких денег не хватит, чтобы привести в порядок изношенные коммуникации.

— Известно, что одна из основных проблем водоканалов — изношенные инженерные коммуникации. Как вы справляетесь с этой бедой?

— В сегодняшних экономических условиях о масштабной замене тех же трубопроводных систем даже речи не идет. По крайней мере, в тех объемах, которые нужны. В итоге приходится поддерживать в рабочем режиме старые коммуникации. И вот тут-то проявляется серьезная проблема. Федеральные власти, с одной стороны, декларируют равенство всех экономических регионов. С другой — складывается впечатление, что московские чиновники совсем не знают географию. Они никак не учитывают климатические и природные особенности российских территорий. И это проявляется буквально во всем. Вот смотрите, по техническим нормативам все водоканалы страны обязаны ликвидировать порывы на трубопроводах в течение 12 часов. Это реально? Вполне! Но только в Сочи и других южных городах, где трубы закапывают так, чтобы о них не спотыкаться. А на Севере коммуникации лежат на трехметровой глубине. И вот представьте, у нас в Николаевске-на-Амуре происходит порыв трубы. Мы выгоняем технику, расчищаем снег, «вгрызаемся» в мерзлый грунт, ремонтируем трубу, закапываем всё обратно... Хватит на это двенадцати часов? Нет, это фантастика. Нельзя спорить с природой. Однако по закону мы обязаны уложиться в эти неведомо кем установленные сроки. И таких примеров я вам могу привести великое множество.

Потенциальные банкроты

— Если принять во внимание озвученную вами проблематику, то получается, что ваше предприятие, в отличие от водоканалов из западных регионов России, несет серьезные финансовые потери. Это так?

— У всех российских водоканалов есть некий общий уровень затрат. Но помимо этого — да, наши финансовые потери выше, нежели у наших коллег в европейской части страны. Особенно зимой, когда бураны один за другим и техника круглосуточно расчищает дороги к объектам. Нужно оплачивать дополнительную работу людей и техники, требуется в больших объемах закупать запчасти и ГСМ, когда возрастает объем ремонтов... А вот теперь — внимание! Из каких источников мы можем компенсировать дополнительные траты? По идее, только через тариф, иных инструментов у нас нет. Но РЭК не позволит нам увеличить тарифную составляющую более чем на 6 процентов в год. При уровне инфляции в 8 процентов. Увы, тариф у нас — инструмент политический, и с этим приходится считаться. И в итоге наш водоканал — это потенциальный банкрот. 

— Тем не менее, по оценке участников рынка, ООО «Водоканал» города Николаевска-на-Амуре работает продуктивно и качественно. Вы полностью выполняете свои обязательства перед населением. За счет чего вам удается выдерживать эту позитивную динамику?

— Спасибо, конечно, за такую оценку нашей работы. Могу сказать, что сейчас мы выживаем только за счет профессионализма и неравнодушия наших специалистов, а также выстроенного диалога с администрацией района. Всё это помогает нам качественно выполнять свои обязательства перед населением.

— Многие ваши коллеги — руководители дальневосточных водоканалов, испытывают давление со стороны надзорных структур. У вас есть эта проблема?

— Давайте я опять приведу один показательный пример. В Николаевске-на-Амуре нет очистных сооружений. Построить их за свои деньги мы, естественно, не можем. Цена вопроса составляет полтора миллиарда рублей. Наш собственник — муниципалитет, также не в состоянии реализовать этот проект, поскольку полтора миллиарда — это годовой бюджет всего района, включая Николаевск-на-Амуре. Тем не менее природоохранные органы постоянно выносят нам предписания и требуют прекратить сброс сточных вод в реку. А прекратить это можно лишь двумя способами — либо построить очистные, что в сегодняшних условиях нереально, либо остановить работу водоканала в части приема стоков от населения, что в прямом смысле слова приведет к катастрофе. Понимаете? Вместо того чтобы требовать от федеральной власти каких-то конкретных шагов по решению более чем серьезных проблем, нас забрасывают требованиями, которые невозможно выполнить. И все «надзиратели» это прекрасно понимают, но ничего позитивного для района пока не происходит.

Иного не дано

— Но ведь нельзя до бесконечности требовать денег от федерального центра?

— А давайте поставим перед федеральной властью вопрос ребром — зачем вы постоянно думаете о предоставлении субвенций и субсидий дальневосточных городам и поселкам? Для бюджета страны это слишком большие траты? Пересмотрите, в таком случае, бюджетную политику, чтобы не менее 40 процентов от всех налоговых поступлений, связанных с добычей тех же полезных ископаемых, и биоресурсов, или иных богатств оставались в муниципальной казне. И мы ничего не будем от вас требовать. Хватит нам средств и на очистные сооружения, и на другие насущные нужды.

— Кстати, сейчас федеральный центр вроде как озаботился судьбой Дальнего Востока. Вы это ощущаете?

— А тут как раз далеко за примерами ходить не надо. Буквально недавно, 9 февраля 2012 года, Конституционный суд принял любопытное постановление № 2-П, которое фактически обязывает всех без исключения работодателей, осуществляющих свою деятельность на Крайнем Севере (или в приравненных районах) оплачивать своим сотрудникам проезд к месту отдыха и обратно. Всех, понимаете? Включая индивидуальных предпринимателей, владеющих максимум одной коммерческой палаткой и других «олигархов» такого рода. Таким образом, КС, сославшись на конституционное право каждого человека на охрану здоровья, юридически обосновал действие части 8 статьи 325 Трудового кодекса РФ. И что получается в итоге? С бюджетными структурами всё понятно, у них соответствующие затраты предусмотрены изначально. А как быть с реальным сектором экономики? У нашего бизнеса и так есть масса запредельных расходов, связанных с суровым климатом, с транспортной изоляцией, с объективной (или субъективной) дороговизной. И любое дополнительное обременение просто убьет те ростки дальневосточного предпринимательства, которые и так дышат на ладан. Мы не против дополнительных льгот для наших сотрудников. Но нужно же смотреть на вещи реально. Если государство заинтересовано в развитии Дальнего Востока, если наша власть хочет, чтобы здесь жили и работали люди, значит, нужно привлекать для компенсации проезда бюджетные средства. Иного не дано.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru