Свежий номер

«Торги на Сахалине нередко заканчиваются банкротством предприятий»

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 05 (135), май 2018

Какие направления в экономике единственного в России островного региона являются для властей приоритетными? Что здесь развивается наиболее динамично? И что в то же время мешает работать? А самое главное — как можно решать проблемы? Именно эти вопросы и стали основной темой нашего интервью с губернатором Сахалинской области Олегом КОЖЕМЯКО.

О строительстве

— Олег Николаевич, в последние годы на Дальнем Востоке снижаются объёмы гражданского и дорожного строительства. А как у вас с этим обстоит дело?

— Я считаю, что качественные дороги — это одно из важнейших условий развития экономики и комфорта людей. И мы делаем всё возможное, чтобы увеличить объёмы строительства и реконструкции автотрасс. Выделяем на эти цели больше средств из регионального бюджета, работаем с федеральными структурами для того, чтобы привлечь дополнительные деньги из казны РФ. Только по итогам 2017 года у нас введено в эксплуатацию свыше 41 километра автодорог с асфальтобетонным покрытием, построено более 143 погонных метров мостов. Ещё 19 километров автотрасс и 427 погонных метров мостов было отремонтировано, в том числе капитально. В 2018 году планируем построить и реконструировать свыше 45 километров дорог на таких направлениях, как Южно-Сахалинск — Оха, Невельск — Томари — аэропорт Шахтёрск, Южно-Курильск — Головнино и других.

Если же говорить о жилищном строительстве, то сегодня на островах возводится столько же жилья, что и в советский период, когда наблюдался так называемый строительный бум. И цифры говорят сами за себя: в 2017 году у нас было введено более 340 тысяч квадратных метров жилья.

— Как эти позиции выглядят на фоне остальных регионов ДФО?

— По объёму строительства социального жилья Сахалинская область является одним из лидеров в Дальневосточном федеральном округе. На её долю приходится 30 процентов всего социального жилья в макрорегионе. Хотя проживает у нас менее 10 процентов от общего числа дальневосточников.

Также хотелось бы отметить, что у нас активно развиваются схемы введения арендного жилья. С 2015 года в области было построено 26 арендных домов. И ещё 42 дома находится в стадии строительства. Кроме того, мы полностью ликвидировали ветхое жильё, признанное таковым на 1 января 2012 года. В новые квартиры было переселено 14 тысяч 700 человек. Но будем говорить откровенно, проблемы в этом плане у нас остаются. Из аварийного и ветхого жилья предстоит переселить почти восемь с половиной тысяч человек. Поэтому в текущем году мы запускаем ещё одну программу, в рамках которой будем строить для этих людей новое жильё.

О нефтянке и сельском хозяйстве

— Какие экономические направления на Сахалине стали развиваться благодаря нефтегазовому комплексу?

— Развитие нефтегазового сектора послужило импульсом для экономического роста всего островного региона. В область пришёл крупный иностранный бизнес, пришли масштабные инвестиции. Соответственно, стали развиваться смежные с добычей углеводородов производства — то же строительство, например. Или сфера услуг. Ну и, конечно, были созданы новые предприятия, а это естественным образом повлияло на создание десятков тысяч рабочих мест.

А с учётом того, что поступления средств от нефтегазовой отрасли стали формировать основную часть доходов областного бюджета, у региона появились возможности обновлять инфраструктуру. Помимо этого мы смогли начать финансирование масштабных проектов в сельскохозяйственной сфере.

— Это правда, что благодаря развитию агропромышленного комплекса ваш регион планирует перейти на самообеспечение по основным продуктам питания?

— В советские годы сельское хозяйство на Сахалине было достаточно крепким. Но в девяностые годы оно пришло в полный упадок. И в течение 25 лет региональные власти вообще не занимались этим направлением.

Мы же поставили перед собой задачу увеличить объёмы выпуска свежего молока и молочных продуктов, мяса, а также продукции растениеводства. Причём, что крайне важно, все они должны продаваться по доступным для населения ценам. И наши планы становятся реальностью. Чтобы не быть голословным, приведу чистые цифры: прирост по производству мяса у нас составил 33 процента, по молоку — 7,7 процента. На 9,1 процента увеличилось поголовье КРС. Также мы в два раза увеличили поголовье свиней и почти в полтора раза — поголовье птицы. Кроме того, средний надой молока на одну корову у нас вырос без малого на 11 процентов. Островитяне впервые за последние десятилетия могут свободно купить охлаждённые мясо птицы, свинину.

Помимо этого в наших магазинах теперь круглогодично продаются тепличные овощи собственного производства — огурцы, помидоры, зелень, перец и многое другое. Это стало возможным благодаря строительству крупного, не имеющего аналогов на Дальнем Востоке тепличного комплекса (общей площадью в восемь гектаров) на базе совхоза «Тепличный».

Есть у нас и несколько крупных проектов в животноводстве. Один из них по созданию молочно-товарной фермы на тысячу голов КРС. Этот же проект подразумевает создание агрогородка усадебного типа на 50 дворов в селе Раздольном Корсаковского района. Кроме этого, мы стали выращивать качественные зерновые для качественного улучшения кормовой базы скота. Мы доказали, что на Сахалине можно это делать. Хотя были и те, кто сомневался в перспективности такого проекта. Но мы начали засевать зерновые на площади в 300 гектаров. А в этом году засеем на площадях в 800–900 гектаров. И это не полный перечень наших сельскохозяйственных интересов.

Об угледобыче

— Некоторое время назад наша газета писала о ситуации с ООО «Углегорскуголь». У этой компании истощена минерально-сырьевая база, что может привести даже к ликвидации предприятия. Вы наслышаны об этой ситуации?

— Как губернатор я владею всей информацией, которая является важной для региона. Что же касается ООО «Углегорскуголь», то по выданным компании лицензиям запасы твёрдого топлива действительно выработаны. Это предприятие обращалось в правительство Сахалинской области за содействием, чтобы ему были предоставлены в пользование участки недр «Юбилейный» Константиновского буроугольного месторождения и «Центральный-1» Солнцевского месторождения.

Так как этот вопрос относится к сфере полномочий федерального органа — Роснедра, мы направили в эту структуру соответствующее ходатайство и получили ответ, что материалы для включения «Юбилейного» в перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование в 2018 году, подготавливаются. В отношении участка недр «Центральный-1» агентство Роснедра сообщило, что заявок на его включение в перечень для передачи в пользование не поступало, о чём предприятие было уведомлено. Правительством Сахалинской области было направлено повторное обращение в Роснедра с тем, чтобы они рассмотрели вопрос о предоставлении в пользование этого участка, причём уже в текущем году.

Что же касается общей ситуации с истощением минерально-сырьевой базы, то об этом не может быть и речи.

— То есть минерально-сырьевая база у вас, скажем так, объёмная?

— Об этом свидетельствуют конкретные цифры и факты. Запасы каменного и бурого угля на Сахалине составляют порядка 2,6 миллиарда тонн. А прогнозные ресурсы — 14 миллиардов тонн. Да и в целом можно констатировать — угледобывающая отрасль одна из наиболее перспективных в экономике региона. Идёт её динамичное развитие, наращиваются объёмы добычи угля и поставки твёрдого топлива за рубеж. Отмечу, что в 2017 году объём добычи угля у нас составил уже 7,6 миллиона тонн. Что в 1,2 раза выше уровня 2016 года.

О проблемах

— И чиновники, и бизнесмены не раз высказывали мнение о том, что ФЗ-44 необходимо менять, так как этот нормативный акт, мягко говоря, несовершенен. Что вы думаете по этому поводу?

— У контрактной системы, безусловно, есть преимущества. Одним из них является чётко отлаженный и жёстко регулируемый процесс совершения закупок. Но в то же время существуют и проблемы с несовершенством и сложностью законодательства о контрактной системе. Одна из них касается непосредственно Сахалинской области. Я имею в виду неравные условия, в которых оказываются местные строительные предприятия по сравнению с «материковыми» компаниями.

Судите сами, демпинг на торгах нередко достигает 40–70 процентов. Но островные организации не могут так снижать цены, поскольку в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях работодатели должны предоставлять работникам так называемые государственные гарантии, которые включены в себестоимость продукции. А участвующие в закупках организации из других регионов страны такие затраты не несут. Разумеется, это даёт им конкурентное преимущество по цене. Это особенно видно на примере закупок проектных работ, в стоимости которых очень высокая доля затрат на оплату труда.

Выживать в таких условиях местным отраслевым структурам крайне сложно. В результате компании банкротятся, снижается уровень оплаты труда, возникают проблемы с привлечением квалифицированных кадров. Например, уже прекратили свою деятельность такие крупные проектные организации региона, как «СахалинТИСИЗ», и «Промстройпроект», в стадии банкротства находится «Сахалингражданпроект», фактически заблокирован выход на наш рынок специализирующимся на проектировании и строительстве гидротехнических сооружений предприятиям «Автодорпроект» и «МИДО».

Местные строители также лишаются возможности использовать свой потенциал. Как, собственно, и потенциал местных проектных институтов. Руководители строительных компаний вынуждены держать собственные маленькие проектные группы. А в случае победы на конкурсах они набирают на работу мигрантов, чтобы не оплачивать те самые северные коэффициенты и не нести другие дополнительные региональные затраты, о которых я и говорил.

И делается это не от хорошей жизни. На торгах наши предприятия вынуждены, фигурально выражаясь, уходить вниз по цене. И возможности предоставлять своим сотрудникам социальные гарантии у них не остаётся. Вот они и нанимают на работу мигрантов. Я сейчас показательную цифру приведу. Сегодня у нас весь рынок труда в строительной сфере процентов на 70 состоит именно из мигрантов. Да и вообще из 500 тысяч населения Сахалина 50 тысяч — это мигранты, работающие, главным образом, в строительстве.

— И что делать?

— В правительстве Сахалинской области готовятся предложения о внесении изменений в законодательство. Мы предлагаем выделять из смет на строительство тот объём денежных средств, который необходим для выплат различных региональных компенсаций и льгот.

Впрочем, если говорить о ФЗ-44 в принципе, то и положительные сдвиги тут есть. На сегодняшний день принято порядка 100 подзаконных актов. А в сам закон внесено около 80 изменений. В частности, предусмотрена возможность заключения контракта на строительство под ключ. И Сахалинская область стала одной из первых в России использовать такой механизм. Ведь для заказчика важно, чтобы ответственность за все этапы строительства (от изысканий до сдачи результатов) ложилась на одну организацию — генерального подрядчика. Это исключает перекладывание ответственности друг на друга между изыскателями и проектировщиками, между проектировщиками и строителями… И, конечно, такой подход сокращает сроки возведения объектов.

— Какие ещё проблемы актуальны для Сахалинской области?

— Главными проблемами, сдерживающими ещё более эффективное развитие Сахалинской области, является её экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России. От наиболее развитых рынков, если говорить точнее. В этом же «проблемном» перечне — неблагоприятные инженерно-строительные условия на большей части нашей территории, а также высокая капиталоёмкость ведущих отраслей экономики. Мы несём серьёзные затраты при перевозке грузов и пассажиров, у нас в принципе остаются проблемы, связанные с транспортной доступностью островов. Кроме этого могу выделить достаточно изношенную энергосистему. Ну и, конечно же, нельзя не отметить — нашим людям приходится жить и работать в экстремальных природно-климатических условиях.

О приоритетах

— Какие производственные проекты являются для области ключевыми?

— Одним из важнейших для экономики региона является проект увеличения добычи и отгрузки угля в Углегорском районе до 15–20 миллионов тонн твёрдого топлива в год. Всё это реализуется в рамках особого правового режима «Свободный порт Владивосток». Объём предполагаемых инвестиций до 2025 года здесь составит 40 миллиардов рублей. И к этому же времени будет создано 1 тысяча 200 рабочих мест.

Кроме этого, в рамках ТОР «Курилы» планируется модернизировать и расширить производственные возможности рыбокомбината «Островной», где будет создано порядка 700 рабочих мест дополнительно. Также в селе Крабоводском продолжается возведение современного комплекса по переработке рыбы. Пуск первой очереди состоится в октябре этого года. А летом в другом селе острова Шикотан — Малокурильском, развернётся строительство ещё одного предприятия по выпуску рыбопродукции в мороженом и охлаждённом видах и консервов. Реализация только двух этих «курильских» проектов позволит создать ещё 820 рабочих мест и привлечь порядка 10 миллиардов рублей частных инвестиций.

— Частных?

— Да, именно частных. Ведь территории опережающего развития для этого изначально и создавались. Приведу ещё один пример: до 2020 года в ТОР «Курилы» планируется ввести четыре инвестиционных проекта. В инвестиционных деньгах это около 15 миллиардов рублей. Благодаря таким проектам мы не только развиваем инфраструктуру и способствуем появлению современных высокотехнологичных предприятий, но и даём возможность людям найти хорошую работу на долгие годы. То же самое можно сказать и о реализации проектов в сфере агропромышленного комплекса. Но об этом я уже довольно подробно говорил.

— А какие социальные проекты вы поддерживаете?

— Мы в принципе уделяем большое внимание людям, которые нуждаются в особой заботе и помощи. Это люди старшего поколения, многодетные семьи, семьи с низкими доходами, в том числе студенческие. Всего сахалинцам и курильчанам предоставляется порядка 200 мер поддержки. Они направлены на улучшение жилищных условий, питания, укрепление здоровья и многие другие цели. И, несмотря на экономическую нестабильность, все свои социальные гарантии мы не только выполняем в полном объёме, но и увеличиваем.

У нас также развивается социальная инфраструктура. В этом году был введён в эксплуатацию крупнейший на Дальнем Востоке реабилитационный центр для инвалидов. Для нас также важно, чтобы все жители области могли получать качественные медицинские услуги, которые должны быть доступны даже в самых отдалённых районах. Поэтому мы стали строить в сёлах фельдшерско-акушерские пункты, приобретать современное диагностическое оборудование, в том числе передвижные диагностические комплексы. Ну и, разумеется, мы уделяем внимание привлечению специалистов в сферу здравоохранения. За последние несколько лет к нам прибыло 549 врачей и 612 представителей среднего медицинского персонала.

Многое у нас сделано и для развития образования. В Сахалинской области все дети от трёх до семи лет обеспечены местами в детских садах. А в восьми районах ликвидированы очереди в детсады для ребятишек от полутора до трёх лет. Теперь — об общеобразовательных проектах. К 2021 году мы планируем ввести 13 новых школ. Строительство многих из них уже ведётся. И ещё 10 школ будет построено нами до 2025 года. Также мы продолжаем работу по повышению качества общего образования, внедрению инновационных методов обучения, ранней профориентации школьников. В этом году в Южно-Сахалинске был открыт первый кванториум — детский технопарк, оснащённый самым современным оборудованием. Всего же у нас должны появиться 12 квантумов. А в перспективе они должны быть открыты в каждой школе.

Ещё одно направление — это организация летнего отдыха детей. Мы восстановили оздоровительные лагеря «Сахалинский Артек», «Юный железнодорожник», «Юбилейный». Школьники выезжают на отдых в оздоровительные центры на материке за счёт бюджетных средств. Всего же порядка 90 процентов детей из Сахалинской области ежегодно отдыхают в различных оздоровительных лагерях.

Многое у нас делается и для развития физкультуры и спорта. По количеству спортивных объектов Сахалинская область входит в число лидеров на Дальнем Востоке. А в феврале 2019 года у нас пройдут первые зимние международные спортивные игры «Дети Азии». Это приведёт к развитию спорта на островах, к повышению качества работы индустрии сервиса. И в целом благотворно скажется на экономике региона.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Темы последних номеров 

На основании Федерального закона «О средствах массовой информации» просим считать публикацию «Дело „Медтехники“, или Как Верховный суд РФ переехал в Хабаровск», размещённую в бизнес-газете «Наш регион — Дальний Восток» (№ 6 (136), июнь 2018 года) ОФИЦИАЛЬНЫМ ЗАПРОСОМ:

• председателю Верховного суда Российской Федерации ЛЕБЕДЕВУ В. М.,

• исполняющему обязанности председателя Хабаровского краевого… читать полностью >
 
ДВ-Видение
 
Правовое поле

Связь без права передачи

Доступ к этому благу цивилизации требует определённых физических устройств — телекоммуникационного оборудования, проводов, которые провайдеры в целях обеспечения доступа абонентов к Интернету устанавливают… читать полностью >

 
Эра милосердия

Артём рисует космос

Артём учится во втором классе, так как пошёл в школу позднее своих сверстников. Но «пошёл» — не совсем правильное слово, к нему учителя ходят домой. И Артём, несмотря на то, что учится… читать полностью >