«Наш регион — Дальний Восток»,  № 05 (124), май 2017
Главная тема

Главная тема 

Состязания в эпистолярном жанре, театр абсурда

Чтобы внести некоторую ясность в возникшую между старателями и чиновниками коллизию, процитируем весьма показательную переписку между ними. Если внимательно вчитаться в письма и ответы, то становится очевидным — власть не слышит недропользователей, не вникает в их проблемы. По причине то ли нежелания, то ли просто некомпетентности. Копии этих документов любезно предоставил редакции заместитель директора ООО «Артель старателей «Кривбасс» Владимир АЛЕЩЕНКО, который и прокомментировал переписку.

Итак, первое обращение, подписанное руководителями 21 старательской артели Магаданской области, было адресовано: министру природных ресурсов РФ С.Е. ДОНСКОМУ, Полпреду Президента РФ в ДФО Ю.П. ТРУТНЕВУ, губернатору Магаданской области В.П. ПЕЧЕНОМУ, депутату Госдумы от Колымы О. А. БОНДАРЬ, представителю региона в Совете Федерации А.И. ШИРОКОВУ и директору ФБУ «Росгеолэкспертиза» С.В. ГУДКОВУ.

Призыв к здравому смыслу

«Уважаемые господа!

Вынуждены обратиться к вам, поскольку сегодня возникла нездоровая ситуация вокруг разработки так называемых техногенных месторождений россыпного золота. В прошлом году письмом №… на основании Постановления Правительства РФ №… (Опустим несущественную информацию.) было выдано предписание о том, что проходка РЭПов не подлежит включению в проекты ГРР, так как, по их мнению, проходка эксплуатационно-разведочных полигонов якобы соответствует опытно-промышленной разработке россыпи и должна проводиться на оценённых месторождениях полезных ископаемых. Таким образом, с 2017 года на техногенных месторождениях без наличия утверждённых запасов работать РЭПами будет невозможно! Исключение их из проектов геологоразведочных работ привело к отказу согласования РЭПов Управлением Ростехнадзора по Магаданской области в ежегодных проектах планов развития горных работ.

Предлагаемый нам взамен РЭПов траншейный способ разведки предназначен для проведения ГРР на целиковых площадях, где имеется определённая закономерность в распределении металла по площади, на основании которой и разработана методика. На каком основании нас заставляют использовать данную методику при разведке техногенных комплексов, если в их формировании никакие геологические процессы не участвовали и никакой закономерности распределения металла в них нет?!

Подтверждением правильной и положительной работы РЭПов является тот факт, что в 2015 году, по данным ФГУНПП «Росгеолфонд», в Магаданской области при уровне добычи золота из россыпей в 15,748 тонны из так называемых неучтённых запасов благодаря РЭПам добыто 8,636 тонны, что составляет 54,8 процента!

Таким образом, необоснованные нововведения московских чиновников из ФБУ «Росгеолэкспертиза» могут нанести громадный материальный ущерб, серьёзно подорвать намеченную разработку месторождений и вдвое уменьшить добычу россыпного золота, сорвав планы горняков и руководства области увеличить добычу золота в 2017 году до 30 тонн.

При этом создавшееся положение перед началом промывочного сезона касается практически всех золотодобывающих предприятий России. Это требует принятия руководством МПР РФ безотлагательных мер по отмене незаконного и необоснованного действия ФБУ «Росгеолэкспертиза» и внесения изменений в соответствующую главу Закона РФ «О недрах».

Предоставим слово Владимиру Петровичу АЛЕЩЕНКО:

— В этом письме мы также обозначили проблему, связанную с общим состоянием геологоразведки в области. В принципе, эту тему надо обсуждать особо, скажу только, что практически вся работа по увеличению минерально-сырьевой базы для добывающих предприятий сегодня переложена на их же плечи. Предприятиям при получении лицензии навязывают обязанность проводить геологоразведочные работы по числящимся на месторождениях прогнозным ресурсам, даже если это противоречит здравому смыслу, когда невооружённым глазом видно, что проведение ГРР положительных результатов (в части возможности постановки запасов на госбаланс) не даст!

Практически все предприятия работают в рамках предоставленных им горных отводов, на площадях, неоднократно отработанных техногенных месторождений, давно потерявших линейную форму ресурсов и запасов. Там разведка по какой-либо сети, предусмотренной методическими указаниями и инструктивными материалами 80-х годов прошлого века, носит явно формальный характер. Она обусловлена только обязательностью выполнения лицензионных условий.

И снова цитата, в которой сформулированы конкретные предложения старателей Колымы.

«Вносим следующие предложения, без скорейшего решения которых дальнейшее развитие отрасли на нашей территории окажется под большим вопросом:

1. Предоставлять в пользование техногенные россыпи без проведения аукционов и конкурсов на основании решения комиссии.

2. Разрешить недропользователям проводить без геологического изучения недр добычу полезных ископаемых из техногенных россыпей в границах горных отводов, предоставленных в соответствии с лицензией.

3. Исключить из основных требований … проведение государственной экспертизы и государственного учёта запасов по отношению к техногенным россыпям.

…5. Освободить предприятия, разрабатывающие техногенные россыпи, от уплаты НДПИ.

…7. Поставить перед Правительством РФ вопрос о снижении, как минимум, на 5 лет процентных ставок в государственных банках по кредитам для промышленных и добывающих предприятий Магаданской области.

8. Решить вопрос о создании на территории области специализированной структуры, способной обеспечить производство ГРР за счёт федеральных средств».

Старателей никто не слышит

На эти вполне разумные предложения пришёл ответ из ФБУ «Росгеолэкспертиза». После весьма длинного и крайне бюрократизированного объяснения, наконец-то обозначилась суть:

«…В связи с этим не может быть поддержано предложение о нормативном закреплении возможности разработки, в том числе в рамках проектов опытно-промышленной разработки, без проведения ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАПАСОВ полезных ископаемых и постановки их на государственный баланс.

В то же время считаем целесообразным проработать вопрос об упрощении проведения экспертизы запасов… (Далее можно опустить.)

В конце ответа авторам письма напомнили, что «…недра в границах территории Российской Федерации… являются государственной собственностью».

Как мы уже знаем, старатели написали второе обращение к власти, «народным избранникам» и председателю Союза старателей России В.И. ТАРАКАНОВСКОМУ.

— Мы постарались объяснить чиновникам, что они действуют по правилам театра абсурда, — говорит Владимир Петрович. — Получается — адекватной методики разведки техногенки нет (и быть не может, кроме работы разведочными полигонами), но вы разведывайте. Кондиций для подсчёта техногенных запасов нет, но подсчитывайте!

Что касается подсчёта запасов по «упрощённой схеме», то помимо того, что рассказал Сергей Семёнович, зная любовь отдельных чиновников к «упрощению» и «совершенствованию», можно не сомневаться, что всё, как всегда, будет доведено до абсурда, и работать будет невозможно. В общем, в предложении ФБУ «Росгеолэкспертиза» больше вопросов, чем ответов, а проблема не решается.

Старатели опять предложили свои варианты, примерно те же, что и в прошлом обращении — разумные, выработанные людьми, которые занимаются добычей золота, а не его бесконечным учётом и подсчётом. Письмо ушло по назначению, посмотрим, каким будет результат.

Ольга ГЛАЗУНОВА

Наша редакция будет следить за развитием событий.

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров